Как разговаривать с ребенком о смерти

Автор статьи: 404
«Если ты произносишь здесь слово «смерть», никто этого не слышит. Можешь быть уверен, оно улетает в какую-то дыру, потому что они сразу начинают говорить о другом». Э.-Э. Шмитт. «Оскар и Розовая Дама» 

Как сообщить ребенку о заболевании или смерти родственника? Некоторые предпочитают избегать открытого разговора, желая «не травмировать» ребенка. Тем не менее, если ребенок становится свидетелем тяжелого заболевания, смерти родственника или же он сам попадает в больницу, у него возникают вопросы. Если игнорировать и избегать тему смерти, то можно посодействовать развитию фантазий и страхов, которые могут в свою очередь вызвать тревогу или чувство вины.

Важно также понимать, что в определенном возрасте дети по-своему воспринимают смерть, так как находятся на разных этапах познавательного и эмоционального развития.  

Врач - психиатр и медицинский психолог Дмитрий Исаев в своей книге «Детская медицинская психология. Психологическая педиат­рия» рассматривает изменение понимания смерти детьми согласно особенностям их развития.

Как разговаривать с ребенком о смерти

В течение первых двух лет жизни все важнейшие потребности ребенка удовлетворяются родителями, благодаря чему формируется базовое чувство доверия к миру и ощущение безопасности. Игнорирование потребностей ребенка вызывает переживание тревоги, страха и депрессии.

У дошкольников преобладает дооперациональное мышление, поэтому еще нет понимания смерти как окончательного прекращения жизни. Дети воспринимают смерть как временную разлуку, длительный отъезд, сон. Смерть - то, что является обратимым.

Эгоцентризм и магическое мышление приводят к тому, что дети рассматривают смерть окружающих его людей и животных как непосредственный результат действий ребенка, его желаний или утверждений. Так дети, в порыве сказав кому-нибудь из близких однажды: «Лучше бы ты умер!», думают, что именно этим высказыванием «призвали» смерть. Из-за этого дети могут испытывать сильное чувство вины.  

У младших школьников в возрасте 6 - 10 лет развивается конкретное мышление, постепенно оно начинает быть менее эгоцентричным. В этом возрасте становятся более заметны различия в понимании смерти у детей в зависимости от культуры, религии, особенностей детских психологических защит. Например, некоторые дети персонифицируют смерть, т.е. представляют смерть в образе действующего лица, наделенного человеческими свойствами, сознанием.  

Дети могут определять смерть как наказание, воспринимают ее как кару за плохие поступки. Только к 7 и 8 годам дети начинают воспринимать смерть как более реальную и окончательную. Возникает понимание разницы между живым и неживым.

Подростки, имеющие отвлеченное мышление, претерпевают существенные, быстрые изменения. Тем не менее время от времени они могут возвращаться к детским моделям поведения и мышлению: эгоцентризму, магическому мышлению, зависимости. Подростки уже принимают мысль о собственной смерти. И для того, чтобы справиться с тревогой и страхом, они фактически игнорируют её, «играют со смертью»: могут принимать участие в опасных, экстремальных развлечениях и экспериментах.

Причину смерти видят в повреждении и старении тела, нарушении работы тела и органов и реагируют на неё по-разному: осознают, отвергают, любопытствуют, презирают, отчаиваются. Так как у некоторых подростков сохраняется мысль об обратимости смерти, они рассматривают самоубийство как наказание для близких за их ужасное обращение.

Также существуют общие рекомендации для разговора о смерти с ребенком:

    1. Выберете спокойное место, где ребенок сможет чувствовать себя безопасно и комфортно. Уделите достаточное количество времени для разговора.
    2. Спросите у ребенка, как он представляет, что случилось; что он думает и чувствует по этому поводу. Позвольте ребенку выговориться, выплакаться, поделиться своими эмоциями и переживаниями.
    3. Отвечайте честно и просто. Говорите правду, но будьте чуткими и внимательными.
    4. Поделитесь с ребенком собственными чувствами, скажите, что вам тоже грустно.
    5. Обсудите, что вы можете сделать вместе,чтобы всем стало лучше.

В сериале «Отчаянные домохозяйки» есть замечательный эпизод. Мама предложила сыну покидать банки с вареньем в стену, чтобы отреагировать и выразить гнев, связанный с потерей мужа и отца.

Дети учатся тому, как переживать горе, на примере взрослых. Поэтому крайне важно, как сами взрослые проживают потерю, позволяют ли они себе оплакивать умершего.  Если взрослые «удерживают» боль утраты, игнорируют и подавляют свои чувства, то и дети, скорее всего, будут скрывать свою печаль, не смогут решиться на то, чтобы задать вопросы и проявить чувства.

Подробнее с данной темой можно ознакомиться в книге: Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиат­рия. — СПб: Речь, 2004. — 384 с. 



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Отцы и дети. Чувство вины из-за смерти родителя.
  • Смерть родителя. Как сказать ребенку о смерти?
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 1. В каком возрасте это бывает?
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 2. Как ответить на вопросы детей?
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • Думали ли вы когда-нибудь о том, что чувствуют ваши дети по поводу вашей смерти?
  • Взрослые и дети: другая сторона информирования о группах смерти - индивидуальный фактор.
  • Как дети говорят о смерти
  • Смерть и дети
  • Что и когда дети знают о смерти?
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Как говорить с ребенком о смерти близких.
  • Если Вам приснится Смерть ( Ваша, близких, животных ...)
  • Без вины виноватые: как перестать себя винить за смерть близких людей?
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Страх смерти, суицид, чувство вины
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Детская агрессия: от чего могут злиться дети
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Некоторые особенности работы с темой смерти
  • Смерть близкого в жизни ребенка
  • Смерть -Смена-МЕРы-быТия. Расстановки как путь к наполнению новым для себя смыслом понятия "Смерть".
  • Медицинская психология в России: смерть или новый виток?
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Рождение - смерть? И почему некоторые рожденные близнецы проживают разные жизни?
  • Боюсь смерти=хочу смерти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь