|
Как разговаривать с ребенком о смертиАвтор статьи: 404
«Если ты произносишь здесь слово «смерть», никто этого не слышит. Можешь быть уверен, оно улетает в какую-то дыру, потому что они сразу начинают говорить о другом». Э.-Э. Шмитт. «Оскар и Розовая Дама» Как сообщить ребенку о заболевании или смерти родственника? Некоторые предпочитают избегать открытого разговора, желая «не травмировать» ребенка. Тем не менее, если ребенок становится свидетелем тяжелого заболевания, смерти родственника или же он сам попадает в больницу, у него возникают вопросы. Если игнорировать и избегать тему смерти, то можно посодействовать развитию фантазий и страхов, которые могут в свою очередь вызвать тревогу или чувство вины. Важно также понимать, что в определенном возрасте дети по-своему воспринимают смерть, так как находятся на разных этапах познавательного и эмоционального развития. Врач - психиатр и медицинский психолог Дмитрий Исаев в своей книге «Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия» рассматривает изменение понимания смерти детьми согласно особенностям их развития. В течение первых двух лет жизни все важнейшие потребности ребенка удовлетворяются родителями, благодаря чему формируется базовое чувство доверия к миру и ощущение безопасности. Игнорирование потребностей ребенка вызывает переживание тревоги, страха и депрессии. У дошкольников преобладает дооперациональное мышление, поэтому еще нет понимания смерти как окончательного прекращения жизни. Дети воспринимают смерть как временную разлуку, длительный отъезд, сон. Смерть - то, что является обратимым. Эгоцентризм и магическое мышление приводят к тому, что дети рассматривают смерть окружающих его людей и животных как непосредственный результат действий ребенка, его желаний или утверждений. Так дети, в порыве сказав кому-нибудь из близких однажды: «Лучше бы ты умер!», думают, что именно этим высказыванием «призвали» смерть. Из-за этого дети могут испытывать сильное чувство вины. У младших школьников в возрасте 6 - 10 лет развивается конкретное мышление, постепенно оно начинает быть менее эгоцентричным. В этом возрасте становятся более заметны различия в понимании смерти у детей в зависимости от культуры, религии, особенностей детских психологических защит. Например, некоторые дети персонифицируют смерть, т.е. представляют смерть в образе действующего лица, наделенного человеческими свойствами, сознанием. Дети могут определять смерть как наказание, воспринимают ее как кару за плохие поступки. Только к 7 и 8 годам дети начинают воспринимать смерть как более реальную и окончательную. Возникает понимание разницы между живым и неживым. Подростки, имеющие отвлеченное мышление, претерпевают существенные, быстрые изменения. Тем не менее время от времени они могут возвращаться к детским моделям поведения и мышлению: эгоцентризму, магическому мышлению, зависимости. Подростки уже принимают мысль о собственной смерти. И для того, чтобы справиться с тревогой и страхом, они фактически игнорируют её, «играют со смертью»: могут принимать участие в опасных, экстремальных развлечениях и экспериментах. Причину смерти видят в повреждении и старении тела, нарушении работы тела и органов и реагируют на неё по-разному: осознают, отвергают, любопытствуют, презирают, отчаиваются. Так как у некоторых подростков сохраняется мысль об обратимости смерти, они рассматривают самоубийство как наказание для близких за их ужасное обращение. Также существуют общие рекомендации для разговора о смерти с ребенком:
В сериале «Отчаянные домохозяйки» есть замечательный эпизод. Мама предложила сыну покидать банки с вареньем в стену, чтобы отреагировать и выразить гнев, связанный с потерей мужа и отца. Дети учатся тому, как переживать горе, на примере взрослых. Поэтому крайне важно, как сами взрослые проживают потерю, позволяют ли они себе оплакивать умершего. Если взрослые «удерживают» боль утраты, игнорируют и подавляют свои чувства, то и дети, скорее всего, будут скрывать свою печаль, не смогут решиться на то, чтобы задать вопросы и проявить чувства. Подробнее с данной темой можно ознакомиться в книге: Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. — СПб: Речь, 2004. — 384 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|