Ко мне на консультацию обратилась молодая женщина. Ее дочь (5 лет) уже несколько дней подряд играет в «похороны»: берет коробку, туда укладывает куклу, потом убирает ее, расставляет игрушечную посуду, рассаживает других кукол. От их имени говорит, изображает плач. Молодая мама в ужасе и не знает, что ей делать.Выясняется, что недавно девочку брали на похороны бабушки. Девочка там не плакала, спокойно вела себя весь день, но вот начала играть в такую игру.
Когда в семье случается смерть кого-то из близких, то у взрослых возникает (у некоторых, к сожалению, не возникает) вопрос: «Брать или не брать на похороны ребенка?».
Ответ- НЕТ. Чем позже ребенок попадет на похороны, тем лучше. Почему?
Источником развития личности является взаимодействие ребенка с действительностью. Но эта действительность должна соответствовать тому, что может ребенок на данный момент понять и «переработать». У психики есть свои законы развития, и их не стоит опережать или форсировать. В противном случае возникает открытое противоречие между ситуацией, которую ребенку надо пережить с наименьшими потерями для психики, и его возможностями.
Все высшие психические функции у маленьких детей развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Ведущий канал — визуальный, то есть ребенок лучше воспринимает зрительную информацию, но в тоже время еще не умеет анализировать ее (это умение только начинает формироваться в 7-8 лет).
Обобщение чувств тоже еще не сформировано, то есть переживание проживается как единичное (что важно при обсуждении данной темы!).
Воображение имеет, с одной стороны, терапевтический эффект, когда он уже умеет фантазировать. С другой стороны, воображение может увести ребенка от реального мира, создавая навязчивые образы - и в этом также опасность и возможность формирования страха и фобий в этой сложной ситуации
Ребенок 5-6 лет, в отличие от трехлетнего, уже умеет сдерживать бурные выражения чувств и может скрыть слезы и страхи, что также может отразиться на его будущем.
Если в семье ребенка случилось горе и умер кто-то из близких:
Ребенка не надо брать на похороны и поминки. Лучше всего вообще увезти из дома как можно быстрее, например, отправить к родственникам или знакомым, которые его хорошо знают.
Пока ребенок в доме — ничего ему не говорить и не обсуждать с ним и при нем.
Возможно, придется взять паузу, но не затягивать разговор надолго. Сообщить ребенку о том, что произошло, лучше не дома, а, например, на прогулке. Причем там, где Вы не бываете с ним обычно и куда Вы потом сможете не ходить
Говорить надо тому, с кем у ребенка близкие отношения и кто сможет остаться спокойным при разговоре. Лучше, если это будет человек, с которым ребенок и дальше будет вместе жить.
Когда будете говорить ребенку, то не нужно рассказывать подробности. Скажите спокойно и кратко, но будьте готовы к тому, что ребенок задаст вопросы.
Будьте очень внимательны к ребенку. Вероятно, что у него появятся вопросы позже. Вам надо будет реагировать сразу и не оставлять разговор на «потом».
Не используйте слова «ушла», «уснула навсегда», "уехал надолго" — ребенок может воспринять это буквально.
Не пугайтесь, если тема смерти будет ребенка интересовать.
Старайтесь восполнить не роль умершего, а то, что он делал для ребенка. Например, читать перед сном.
Старайтесь поддерживать ребенка и взять установкой для него: «Случилась беда, но жизнь продолжается».
Дорогие родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, берегите детей! И берегите их психологическое здоровье, чтобы во взрослом возрасте у них было меньше поводов обращаться к психологу с травмами детства!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.