Когда лучше рожать второго ребенка?

         Часто у родителей, желающих иметь нескольких детей, встает вопрос – когда лучше рожать второго ребенка. Но часто в расчет принимается лишь временной промежуток между родами, который позволяет женщине физиологически восстановиться  - по медицинским рекомендациям он составляет не менее двух лет. Иногда родители считают, что хорошо, если бы разница между детьми не была очень большой, и тогда они будут друзьями. А порой женщина хочет «отстреляться» сразу – «отсидев» в декретном отпуске подряд с двумя детьми, а затем заняться карьерой. Ну и, на мой взгляд, не самый неблагоприятный случай появления детей по принципу – как Бог даст.

        Давайте попробуем задуматься об этом вопросе не с медицинской, не бытовой точек зрения, а – с психологической.  

         Я считаю, что, планируя появление на свет второго ребенка, важно думать о первенце, для которого рождение нового ребенка часто  является травмой. В семье появляется некто, кто вытесняет законного и единоличного обладателя родительской любви с привилегированного места; а часто – с места рядом с мамой в родительской спальне, или из его прежней кроватки; завладевает не только родительским вниманием, но считавшимися до этого своими погремушками, и одежками.

           Приведу пример, который я наблюдала в детском саду… Мальчик 4-ех лет, у которого мать была беременной на большом сроке, взял большого игрушечного пупса и со всей силы стал кулаком лупить его по лицу. Конечно, мальчик уже представлял себе будущего новорожденного соперника (которого в данном случае олицетворял игрушечный пупс), к которому он уже  испытывал много ненависти.

       Сила степени травмы появления сиблинга (брата или сестры) часто всплывает позже, нередко только в психотерапевтической работе. В жизни в некоторых случаях она может быть не очень заметна даже родителям, которые не хотят замечать «плохих» чувств у старшего ребенка - зависти, ревности, подавленной агрессии - ведь матери так хочется видеть своих детишек дружными и любящими друг друга. Но подавленные чувства ревности и обиды за «предательство» матери могут находить выражение в различных психологических проблемах - обострении страхов, агрессивности, беспричинных капризах, апатии, подавленности старшего ребенка.

         Так, когда же лучше рожать второго ребенка, думая о благополучии психо-эмоционального развития первенца? Ответ на этот вопрос зависит от взаимоствязи пола и возраста ребенка.

          В психоанализе есть такое понятие как эдипов комплекс. Очень упрощенно говоря, эдипов период протекает примерно с 3 до 6 лет и характеризуется нежной и порой даже эротически окрашенной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола. Все матери, наверное, слышали высказывания своих сыновей: «Когда вырасту, женюсь на тебе, мама», - соответственно и противоположные намерения девочек по отношению к отцу.  Родитель своего пола на этот момент становится соперником и конкурентом за любовь другого родителя. Хотя, конечно, ребенок, очарованный родителем противоположного пола и ревнующий его к другому родителю, очень нуждается в любви и принятии родителя своего пола и в возможности идентифицироваться с ним в роли, присущей своему  полу.

          Вернемся к рождению второго ребенка… Часто образованные современные женщины, грамотно подходящие к вопросу планирования семьи, выдерживают рекомендуемый гинекологом период восстановления в два-три года, и второй ребенок появляется примерно, когда старшенькому исполняется 3 - 4 года.

          Рассмотрим разные варианты такого решения вопроса – он будет различным  для мальчика и для девочки.

          Если мать мальчика примерно трех лет рождает младшего ребенка, то это может оказаться совершенно неблагоприятным моментом для психики первенца, который воспримет это как «измену» и «предательство» матери. Ведь это эдипов период - когда привязанность мальчика к матери, любовь к ней и нуждаемость в ее ответном отклике максимальна. Выражение ревности по отношению к младшему может проявляться в обиде на мать, неустойчивости настроения, капризам, тоске и печали.

          Как ни странно, для мальчика такого возраста менее травмирующей может оказаться ситуация, когда второй ребенок для матери опять оказывается нежелательного пола (также как и первый) – опять мальчик. Тогда мать будет эмоционально менее вовлечена в заботу о новорожденном, и можно ожидать, что для старшего будет оставаться доля ее эмоционального ресурса.

          Если же мать изначально хотела девочку, и после рождения сына наконец-то появляется дочь; то ситуация для старшего мальчика может оказаться самой неблагоприятной – мать, поглощенная уходом за долгожданной дочерью, может эмоционально отдалиться от мальчика, породив у него много травмирующих чувств. Я наблюдала одну клиентку, которая приходила на консультацию с двумя детьми – старшим сыном и младшей дочкой. Женщина как-то очень настойчиво пыталась уверить меня (а на самом деле, видимо, себя) в том, что одинаково любит обоих детей; но со стороны так бросалось в глаза, насколько разным тоном она разговаривала с детьми. С дочкой – нежно, ласково и мягко, а в адрес сына неслось одно лишь «рычание».

         Поэтому, если первенец - мальчик, то благоприятным моментом для рождения нового ребенка был бы период выхода старшего из эдипова возраста – примерно 5-6 лет. В это время мальчик все больше начинает отождествлять себя с отцом - как представителем своего пола, и становится ближе к нему, начинает интересоваться мужскими делами; благодаря чему может легче справиться с отдалением матери. К тому же ориентированность в этом возрасте на сверстников, возрастающий интерес к друзьям и увлечениям в детском коллективе позволяют компенсировать фрустрацию, связанную с изменениями в семейной системе.

       Если первенец в семье девочка, и второй ребенок рождается примерно, когда ей 3 года (или чуть больше), то опасностей для ее психического  здоровья меньше, т.к. ее чувства в эдиповом возрасте обращены на отца, внимание которого для девочки в этот период бывает важнее материнского. К тому же отец в меньшей степени занимается новорожденным, и ему легче поддержать дочь в этот непростой период. В этот период девочке важна ответная нежность, внимание и восхищение отца; которая, однако, должна быть деликатной, не соблазняющей и не эксплуатирующей детскую любовь и сексуальность.

          Неблагоприятным вариантом развития этого сценария является тот случай, когда отец изначально ждал сына и наконец-то обрел его. Тогда внимание отца может быть в большей степени обращено на долгожданного наследника.

        Другим неблагоприятным вариантом может быть прохладное отношение отца к дочери, если она своими чертами напоминает ему не очень любимую жену, с которой у него натянутые отношения; или у отца вообще слабо развиты родительские чувства, и он мало времени уделяет ребенку.

         Но, как для мальчика, так и для девочки, наиболее благоприятным является время появления младшенького, когда им исполняется 5-7 лет.  В период выхода из эдипова возраста девочка еще в большей степени, чем прежде,  начинает идентифицироваться с матерью в своей женской роли, копировать ее поведение, проигрывать материнскую роль в играх «дочки-матери». Тогда появление у матери младшего ребенка может быть воспринято ей позитивно – и девочка, подражая маме, будет помогать заботиться о маленьком, получая от этого позитивные эмоции.

          Менее благоприятным, но компромиссным (с психологической, а не с медицинской точки зрения) является вариант появления младшего, когда первенцу всего 1,5 – 2 года.  Старший ребенок еще не успел привыкнуть к роли единственного и неповторимого и легче перенесет ощущение свержения себя с пьедестала как того, кто единолично обладает родительской любовью.

        Но бывает и так, что поспешное рождение второго ребенка является как бы отрицанием наличия первенца – как чего-то «неправильного»; и имеют место бессознательные попытки переделать то, что сделано как будто бы  «несовершенным» образом. Так, одна пациентка в процессе психотерапевтической работы, делилась тем, что первого ребенка она родила в результате изнасилования;  далее она поспешно выходит замуж и быстро зачинает другого ребенка, когда первому было всего 3 месяца – тем самым, стараясь «правильным» малышом перекрыть свою «ошибку» – «неправильного», внебрачного, зачатого травматичным образом ребенка.

        Неоднозначным моментом для появления второго ребенка является подростковый возраст старшего ребенка, который сам по себе чреват межпоколенными конфликтами и непониманием. Если у подростка сложные взаимоотношения с родителями, то появление младшего ребенка в семье может осложнить их еще больше. Часто для подростка  непростым моментом является столкновение с фактом беременности матери. Это подтверждает наличие секса у родителей, что вызывает разные сильные чувства. Часто подросток испытывают смущение и неловкость, когда сверстники видят его беременную мать. Это смущение часто прикрывается грубостью – «Надумали рожать под старость лет!», «Что у таких «старперов» бывает секс?» По моим наблюдениям, появление нового ребенка переносится легче, если подросток - девочка, и у нее достаточно гармоничные отношения с родителями и не осложненное протекание подросткового кризиса. 

        Конечно, такое высчитывание «идеального» периода для рождения второго ребенка является достаточно приблизительным. На отношение родителей к детям и их психо-эмоциональное развитие влияют многие факторы – был ли ребенок желанным или нет; появился ли он вовремя или несвоевременно относительно стадий жизненного цикла супружеской пары (или он был рожден одинокой  женщиной); соответствует ли он желаемому полу; каково состояние здоровья и эмоциональное состояние женщины в данный момент и т.д.

          Консультация психотерапевта поможет хорошим родителям, заботливо подходящим к вопросу рождения детей, определиться с мотивацией беременности, учесть бессознательные родительские ожидания по отношению к неродившемуся ребенку,  осмыслить особенности взаимоотношения обоих родителей со старшим ребенком и  тогда определиться со временем появления на свет второго малыша.  Это поможет свести к минимуму травматизацию старшенького и легче пройти семейный кризис, связанный с очередным изменением в семейной системе.

(Подробнее на эту тему – А. И. Захаров «Ребенок до рождения»)

 Психолог-психотерапевт Ежек Наталия www.gesterap.ru

  

 



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Рождение второго ребенка. 7 сложностей адаптации для мамы
  • Рождение второго ребенка. И как помочь пережить это первому.
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Появление второго ребенка в семье
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь