|
Детская агрессия: от чего могут злиться детиАвтор статьи: Силиверстова Екатерина Владимировна
Проблема детской агрессии не редкость! Даже у самого опытного педагога в группе детского сада бывают дети, которые характеризуются повышенной возбудимостью, вспыльчивостью и частыми "беспричинными" вспышками гнева и агрессии к педагогам и другим детям. "Почему же так происходит? Что я делаю не так? Поработайте с ним? Он болен?", - подобные вопросы педагогу-психологу в детском саду можно услышать довольно часто. Из опыта работы подобные проблемы у ребенка часто связаны с нарушением детско-родительских отношений, стиля воспитания в семье. Одним из ярких примеров влияния нарушенных детско-родительских отношений, ребенок, который растет в семье, где он - нежеланный. Нежеланный ребенок в семье появляется по множеству причин: желание одного из супругов, способ сохранения семьи, удержания спутника рядом; незапланированная беременность, насилие; материальный мотив. Еще случай, когда чувства матери к ребенку изменяются под влиянием постродовой депрессии. Все это приводит к тому, что ребенок рождаясь испытывает непреодолимую потребность в материнской любви, но не чувствует, не получает обратной связи. Ребенок растет как будто в вакууме. В окружении ребенка нет проявлений любви и заботы, мать не испытывает к нему никаких нежных, теплых чувств. Не обязательно, эта семья будет из разряда «социально неблагополучных». Внешне это будет обычная семья, где родители обеспечивают своих детей, осуществляют уход за ними, по мере сил занимаются воспитанием. Но почему-то реакция ребенка не соответствует желаемой. Родители не понимают причин бесконечного детского непослушания, частых капризов, истерик, проявления агрессии к другим детям, к матери, отцу, братьям и сестрам. А все почему? Потому что базовая потребность ребенка в любви и привязанности никуда не делась. Она осталась не удовлетворена. Ответьте себе на вопрос: что происходит с Вами, когда Вы не получаете длительное время то, что хотите? А что если это еда или вода, сон, отдых?.. Возможно Вы впадаете в отчаяние или начинаете наоборот усиленно искать удовлетворение своих потребностей, начинаете замещать это другим, злитесь, кричите. Подобное происходит и с маленьким ребенком, который пришел в этот мир, но его не хочет принимать самый родной человек. Он в силу своих возможностей пытается добиться любви своих родителей, он всячески привлекает их внимание. Будучи младенцем, он часто плачет, не спит, затем появляются соматические нарушения, он начинает часто болеть, - это все является своеобразным способом привлечения материнского (родительского) внимания, все только для того, чтобы получить долгожданные минуты телесного контакта, заботы, сочувствия. Затем, когда малыш подрастает, он становится более активным и самостоятельным, он уже сам то и дело подходит к родителям, особенно к матери, пытается ее потрогать, обнять, заглянуть ей в глаза, всячески привлечь ее внимание к себе, завоевать ее любовь. Его действия как бы говорят: «Посмотри на меня, я хочу, чтобы ты меня увидела, я существую, я здесь, я нуждаюсь в тебе». Но в ответ на все свои старания ребенок получает лишь раздражение родителя и еще большее отстранение. Что же происходит с ребенком, который не получает принятия, любви, внимания и признания своих родителей, в детском саду?.. Его потребность в принятии и внимании никуда не исчезает, а часто еще и усиливается, когда ребенок начинает замечать, как другие родители относятся к своим детям. Появляется зависть и злость, нетерпимость к детям, которые в отличие от него растут в условиях полного принятия, любви их родителями и другими членами семьи. Ревность к воспитателю, который распределяет свое внимание на других детей в группе, выделяет кого-то из детей за работу на занятиях. И вот именно здесь мы наблюдаем «беспричинные» вспышки гнева, детского раздражения. Ребенок может сломать неожиданно игрушку, поделку, толкнуть другого ребенка, вступить в драку, кинуть что-то в воспитателя или выразить свою агрессию вербально. В итоге мы наблюдаем ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы, трудностями в коммуникативной сфере, негативизм, эмоционально-обусловленное снижение интеллектуальных способностей. В этом случае психологической работы с одним только ребенком будет крайне недостаточно, подобным образом мы можем лишь заглушить на какое-то время проявления детской агрессии в саду, но не решить истинную проблему, которая запускает механизм. Для полноценной работы обязательна работа с родителями, необходима коррекция детско-родительских отношений в семье.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|