|
Работа над ошибкамиАвтор статьи: Лариса Евгеньевна Мухлынина
Итак, что же способствует нашему негативному взгляду на происходящие события? В когнитивной психотерапии это называется дисфункциональным мышлением, которое проявляется в крайне заострённых, абсолютизированных умозаключениях. В этом подходе, основной акцент делается на существовании объективной реальности, а мышление рассматривается как процесс, который отражает данную реальность, в той или иной мере, искажая её. Это связано с тем, что человеческое восприятие субъективно и не равно объективной реальности и именно поэтому его необходимо постоянно проверять и корректировать, дабы приблизиться к адекватному моделированию реальности, насколько это возможно. Ниже, я приведу примеры дисфункциональных умозаключений, возможно вы узнаете свои типы «искажённого» мышления и это поможет вам взглянуть на ситуации под другим углом. Затем проделаю «работу над ошибками» — попытаюсь адекватно смоделировать реальность, посмотрим как это! 1. Умозаключения сделанные произвольно, основываясь на противоречивых или недостаточных данных. Например: «Он сегодня мало говорит, видимо я ему неинтересна»; «Он не делает мне предложение, значит не любит меня»; «Такси не пришло вовремя, так как мне вечно не везёт». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Он сегодня мало говорит, интересно с чем это связано?»; «Он не делает мне предложение, необходимо поговорить с ним на эту тему»; «Такси не пришло вовремя, поинтересуюсь у диспетчера, что случилось?». 2. Неоправданное обобщение сверх меры(Сверхгенерализация). Например: «Она не говорит мне правду, так как все женщины хитрые и коварные»; «Директор не повысит мне зарплату, так как все собственники бизнеса жадные, а он собственник»; «В нашем роду все бедовые, поэтому ждать счастья бесполезно». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Она по каким- причинам не говорит мне правду, необходимо это прояснить с ней»; «Необходимо поговорить с директором о повышении зарплаты, если откажет, то узнать насколько объективны причины отказа»; «В моём роду было много бед, нужно подумать что я могу сделать, чтобы не повторять этих ошибок». 3. Преувеличение значимости или смысла событий. Например: «Он не звонит мне, так как увидел меня в бассейне без макияжа», «Я совершил ошибку в отчёте, теперь можно ставить крест на дальнейшей карьере». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Я не нравлюсь себе без макияжа, а он мне про это ни чего не говорил»; «Я очень трепетно отношусь к ошибкам в отчётах, но неизвестно как руководство относится к ошибкам». 4. Приписывание себе абсолютной ответственности и вины за негативные события. Например: «У него не получается развить свой бизнес, так как я не умею вдохновлять мужчин»; «Она ушла к другому, потому что я не смог сделать её счастливой»; «Ребёнок болеет, так как я не идеальная мать». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Возможно способности моего мужчины не в сфере предпринимательской деятельности»; «Я сделал всё что от меня зависело, но ей нужно что-то другое»; «Да, дети временами болеют, так бывает, я не могу проконтролировать всё на свете». 5. Приписывание другим абсолютной ответственности и вины за негативные события. Например: «Если бы ты была хорошей женой, я бы никогда не злился»; «Наш брак рушится, так как ты эгоист»; «Все неприятности из-за твоей лени». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Я злюсь на тебе, так как мне кажется, что ты мало уделяешь мне заботы, внимания, ласки и т.п, но просить об этом я не умею»; «Я хочу, чтобы ты любил меня большего чем кого-либо в этом мире»; «Возможно тебе наскучило то, чем ты занимаешься». 6. Навешивание ярлыков и прозвищ, описывающих черты характера, в связи с ситуационным поведением. Например: «Он раздражается на подчинённых, так как злой по своей натуре»; «Он не дарит мне цветы, потому что жадный»; «Он плохо учится потому что тупой». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Порой он выражает гнев открыто»; «По каким-то причинам он не дарит мне цветов»; «У него есть трудности с учёбой, причины пока не известны». 7. Драматизация происходящего. Постоянное ожидание катастрофы в случаях, когда события развиваются не по плану. Например: «Я уже год в этой компании, а мне не предлагают повышения, всё, моя карьера «накрылась медным тазом!»; «Я заметила, что он смотрел на вечеринке на девушек, я больше ему не интересна, он скоро бросит меня»; «Я не вышла замуж до 30, теперь сидеть мне в девках до смерти». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Кто мне сказал, что карьеру в этой компании делают за год?»; «То, что он смотрит на девушек, может говорить о чем угодно, может лучше спросить его, на что он обратил внимание?»; «Откуда я узнала, что после 30 замуж не выходят?» 8. Безнадежные ожидания или пессимистические прогнозы будущего, основанные на избирательном внимании к негативным событиям в прошлом или настоящем, а не на подлежащих проверке данных. Например: «Я никогда не сделаю карьеру, так ка меня не любят руководители, это ещё со школы началось, учителя вечно ко мне придирались»; «Мне бесполезно расчитывать на взаимность, ведь моя первая любовь была безответной»; «Он не говорит мне комплиментов, так как считает меня на достаточно привлекательной, мой отец тоже всегда молчал, когда был недоволен мной». Пытаемся адекватно смоделировать реальность: «Я как-то так себя вёл в детстве, что учителя обращали на моё поведение много внимания»; «Некоторые люди не умеют выражать свои чувства открыто» Попробуйте тоже проверить на реальность свои убеждения и умозаключения, и если потребуется, то скорректировать. У вас получится! С Любовью, Лариса Мухлынина Впервые статья опубликована на сайте: http://gestalt-ekb.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|