Самооценка и работа с ней - один из самых популярных запросов к психологу, и часто значительная часть работы с клиентом. Почему самооценка важна, и почему вызывает столько неудобств? И что делать, если "внутренние весы"сломались? Давайте разбираться.
Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, и места среди других людей*. Как принято считать,существует адекватная самооценка и неадекватная: завышенная и заниженная. Когда уровни желаемых достижений (притязаний) и реальных возможностей не совпадают- человек начинает неадекватно оценивать себя, например, принижать свои достижения при завышенной самооценке, либо отказываться даже от простых задач при заниженной самооценке. Также в обоих случаях, снижается эффективность деятельности, повышается критичность к себе и собственным действиям, иногда проявляется тревога разной степени выраженности - не самое приятное, что может случиться в жизни.
Самооценка тесно связана с Я-концепцией, является ее важной частью. Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе**. В Я-концепции есть несколько уровней, два из которых Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка, в свою очередь, это отношение Я-реального к Я-идеальному, то есть отношение реальных возможностей и того, кем хочется быть. Эти оба образа- Я влияют на то, как, по мнению человека, его воспринимают другие люди- это называется зеркальное-Я.
Самооценка также является эмоциональным, оценочным компонентом Я-концепции. А поскольку эмоции значительно влияют на все остальные психические процессы, искаженная в ту или иную сторону, самооценка сбивает все ориентиры в системе не в пользу владельца.
Как правило, искажения есть в обеих частях самооценки: и в реальном, и в идеальном Я. Это могут быть нереалистичные представления о себе или собственных результатах, либо плохо сформированные, неустойчивые представления о своих возможностях или желаемых результатах. Самооценка формируется у ребенка в возрасте 3-4-х лет. Нереалистичность представлений или плохая их сформированность закладывается обществом в детстве, как правило, когда ребенок попадает в детский сад и начинает сравнивать себя с другими. И, конечно, детям очень хочется нравиться другим, прежде всего родителям, и чтобы их любили. И, этот момент особенно важен, если значимые взрослые ждут от ребенка чего-то выдающегося, что ему не по возрасту, или наоборот гиперопекают, и не дают делать ничего самостоятельно, для того, чтобы получать так необходимые любовь и внимание значимых людей, детям приходится прикладывать немалые усилия. Вот в таким образом формируются позиции "я ничего не могу, у меня ничего не получится- пусть лучше сделают другие", либо "я мог сделать лучше, но не сделал, я виноват, я плохой". С возрастом увеличивается количество социальных взаимодействий человека, растут реальные возможности. И самооценка "выправляется" в тех областях, где человеку удается добиваться успехов, т.е. результат соответствует ожиданиям. В других областях, где присутствует нереалистичность или расплывчатость представлений о себе - нужна проработка и построение основы для реалистичного восприятия себя, в чем может помочь специалист-психолог. И для развеивания ненужных и вредных иллюзий также важно принять одну мысль: другие имеют право вас не любить, имеют право на то, чтобы вы им не нравились. Это абсолютно нормально. Вдумайтесь: просто невозможно нравиться почти 8 миллиардам людей. Согласны? И в этом есть свои плюсы. Когда человек кому-то не нравится, то это показывает ему, в чем он отличается от другого, помогает быстрее познать себя, свои особенности, ценности и границы. Все это вместе взятое поможет Вам быстрее и качественнее построить реалистичную самооценку, найти тех, с кем Вам по пути и добиваться хороших результатов в тех областях жизни, в которых Вы хотите.
Определения:
* - Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
** - Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998