Подводные камни самооценки

Самооценка и работа с ней - один из самых популярных запросов к психологу, и часто значительная часть работы с клиентом. Почему самооценка важна, и почему вызывает столько неудобств? И что делать, если "внутренние весы"сломались? Давайте разбираться.
Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, и места среди других людей*. Как принято считать,существует адекватная самооценка и неадекватная: завышенная и заниженная. Когда уровни желаемых достижений (притязаний) и реальных возможностей не совпадают- человек начинает неадекватно оценивать себя, например, принижать свои достижения при завышенной самооценке, либо отказываться даже от простых задач при заниженной самооценке. Также в обоих случаях, снижается эффективность деятельности, повышается критичность к себе и собственным действиям, иногда проявляется тревога разной степени выраженности - не самое приятное, что может случиться в жизни.
Подводные камни самооценки

Самооценка тесно связана с Я-концепцией, является ее важной частью. Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе**. В Я-концепции есть несколько уровней, два из которых Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка, в свою очередь, это отношение Я-реального к Я-идеальному, то есть отношение реальных возможностей и того, кем хочется быть. Эти оба образа- Я влияют на то, как, по мнению человека, его воспринимают другие люди- это называется зеркальное-Я.


Самооценка также является эмоциональным, оценочным компонентом Я-концепции. А поскольку эмоции значительно влияют на все остальные психические процессы, искаженная в ту или иную сторону, самооценка сбивает все ориентиры в системе не в пользу владельца.
Как правило, искажения есть в обеих частях самооценки: и в реальном, и в идеальном Я. Это могут быть нереалистичные представления о себе или собственных результатах, либо плохо сформированные, неустойчивые представления о своих возможностях или желаемых результатах. Самооценка формируется у ребенка в возрасте 3-4-х лет. Нереалистичность представлений или плохая их сформированность закладывается обществом в детстве, как правило, когда ребенок попадает в детский сад и начинает сравнивать себя с другими. И, конечно, детям очень хочется нравиться другим, прежде всего родителям, и чтобы их любили. И, этот момент особенно важен, если значимые взрослые ждут от ребенка чего-то выдающегося, что ему не по возрасту, или наоборот гиперопекают, и не дают делать ничего самостоятельно, для того, чтобы получать так необходимые любовь и внимание значимых людей, детям приходится прикладывать немалые усилия. Вот в таким образом  формируются позиции "я ничего не могу, у меня ничего не получится- пусть лучше сделают другие", либо "я мог сделать лучше, но не сделал, я виноват, я плохой". С возрастом увеличивается количество социальных взаимодействий человека, растут реальные возможности. И самооценка "выправляется" в тех областях, где человеку удается добиваться успехов, т.е. результат соответствует ожиданиям. В других областях, где присутствует нереалистичность или расплывчатость представлений о себе - нужна проработка и построение основы для реалистичного восприятия себя, в чем может помочь специалист-психолог. И для развеивания ненужных и вредных иллюзий также важно принять одну мысль: другие имеют право вас не любить, имеют право на то, чтобы вы им не нравились. Это абсолютно нормально. Вдумайтесь: просто невозможно нравиться почти 8 миллиардам людей. Согласны? И в этом есть свои плюсы. Когда человек кому-то не нравится, то это показывает ему, в чем он отличается от другого, помогает быстрее познать себя, свои особенности, ценности и границы. Все это вместе взятое поможет Вам быстрее и качественнее построить реалистичную самооценку, найти тех, с кем Вам по пути и добиваться хороших результатов в тех областях жизни, в которых Вы хотите.


Определения:
* - Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. 
** - Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998



Просмотров: 293
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • Есть ли у тебя Свои желания? Самооценка.
  • Заниженная самооценка девушки, "полученная" от папы.
  • Почему осуждая других, вы делаете хуже себе? Как связано осуждение и собственная самооценка?
  • Кому нужна самооценка? Себялюбие, самолюбие и любовь к себе.
  • Низкая самооценка / нелюбовь к себе : почему и что делать?
  • Чем отличается самооценка от ценности себя?
  • Самооценка. Это от себя или от других?
  • Самооценка. Что изменится в жизни, если Вы приобретете навык любви к себе?
  • "Чем отличается нарцисс от истерика. Самооценка"
  • Самооценка и перфекционизм. Или "что важно знать о перфекционизме".
  • Самооценка. Меня воспринимают излишне мягким. Стать уверенным в себе.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Заниженная самооценка и неуверенность в себе
  • Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка!
  • СТЫД И НИЗКАЯ САМООЦЕНКА (Почему у меня низкая самооценка III)
  • Самооценка. Нет ценности себя.
  • ПОЧЕМУ У МЕНЯ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА II: Ловушка извегания или от неуверенности в себе до социофобии
  • "Я - не я. Кто я?". Как формируется самооценка.
  • Из чего складывается базовая любовь к себе и женская самооценка?
  • Самооценка на "10 коров". Часть 5
  • Самооценка на "10 коров". Часть 2
  • Самооценка на "10 коров". Часть 1
  • Самооценка на "10 коров". Часть 4
  • Самооценка на "10 коров". Часть 3
  • Применение "Протокола Непрезидента" для личных нужд. Самооценка
  • Мухи от котлет или чем отличается самооценка от уверенности в себе?
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • Любовь к себе и самооценка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь