Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка!

Завышенная заниженная и адекватная самооценка подростка

Самооценка это представление человека о самом себе, о своих возможностях, способностях, отношениях с другими людьми.   От самооценки зависит, как человек воспринимает себя, отношения с окружающими, поведение при различных жизненных ситуациях (ссоры, конфликты, победа в споре и т.д.).   Выделяют завышенную, адекватную и заниженную самооценку.

Заниженная самооценка может вызывать раздражительность, напряженность, тревожность.  Причины возникновения такой самооценки связанны, с  оценкой окружающими вашего поведения. Особенно это влияние заметно в детстве, например, если ребенок за каждую провинность, выслушивал какой он плохой, неуклюжий. То, через какое - то время он действительно начинает себя считать таковым. Большинство ученых считают, что самооценка окончательно формируется лишь ближе к подростковому возрасту. Но и в этот период она неустойчива, ситуативная, подвержена влиянию из вне.  У взрослых самооценка более устойчива, и пошатнуть ее могут резко негативные события (финансовая несостоятельность, невозможность иметь детей, создавать отношения и т.д.) Так же  на самооценку взрослого  могут оказывать влияние  личностные качества человека (стрессоустойчивость, умение справляться с трудностями и т.д.).

Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях, что то плохое, постоянно сравнивает себя с какими - то  идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать нет, состоянием жертвы.

 Второй полюс, куда может отклониться самооценка у подростка это в сторону повышения, хотя это встречается намного реже.

Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить  свои амбиции в реальном мире.

Признаки  завышенной самооценки:  человек считает себя выше и лучше всех; если кто то переплевывает его, то человек считает себя обиженным;  человек уверен в своей правоте, отрицает факт что может быть мнение отличное от его собственного; не умение прощать и просить прощения; частое употребление местоимение я; боязнь ошибиться, высокомерие.

Завышенная самооценка связанна с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.

Как мы видим завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять  на поведение подростка, делая его несоответствующим той действительности, в которой он находится.  Поэтому самооценка должна быть адекватной (реалистичной)  И я согласен с Т. Лири:  "Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире".

Подросток в период своего взросления, пытается ответить на множество вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно при ответе на эти вопросы подросток в первую очередь опирается на мнения родителей, или других значимых взрослых с которыми у него близкие отношения. Поэтому родители могут помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, так и быть причиной заниженной или наоборот завышенной самооценки.Адекватная самооценка помогает ребенку быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.

Адекватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.

Уважительное отношение к  ребенку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать.

Если родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, пренебрегают, нарушают его границы, это может повлиять на отношение ребенка с другими людьми и родителями. Для того чтобы этого не допустить родители должны постараться соблюдать «границы» своего ребенка. Для этого нужно выделить для него отдельную комнату ну или хотя бы свой угол, где он сможет  хранить свои вещи, будет иметь возможность отдохнуть, уединиться, почитать и т.д. Категорически нельзя трогать без разрешения личные вещи ребенка, рыться в его карманах портфеле, читать личные записи. Бывает, что родители пытаются контролировать увлечения, дружеские отношения ребенка, стиль одежды.  В этом ребенок также должен иметь самостоятельность, даже если вам его друг или его увлечения не понятны, постарайтесь отнестись к этому с уважением. Ребенок будет вам очень благодарен за это. Единственное когда необходимо вмешиваться в эти процессы, если вы понимаете, что они могут угрожать вашему чаду.

  Конструктивная критика с большим количеством позитивных подкреплений также является фактором, способствующим адекватной самооценке. Это не значит, что необходимо только хвалить ребенка, безусловно, критика должна быть и можно воспользоваться  следующим алгоритмом  для такой критики. Первоначально мы говорим  что случилось (Ты опоздал на встречу!), затем мы проговариваем свои чувства по отношению к этому событию (Меня это очень расстроило!), после этого указываем последствия этого поведения (Мы опоздали на концерт), и в конце нашей обратной связи мы говорим о том, как нужно делать (В следующий раз приходи  вовремя).  В любой критике первоначально полезно сделать акцент на том, что у человека действительно получилось, отмечая его старание и стремление.

 Каждый чувствовал, как неприятно когда тебя недооценили, высмеяли, растоптали твое усилие на корню. Безусловно, все это приводит к негативным переживаниям и как следствие снижению самооценки. Еще одна любимая манипуляция родителей сравнить успехи своего ребенка с другим. Это не только не подталкивает ребенка к изменениям но дает обратный эффект ребенок вообще не хочет ничего менять, у него опускаются руки. Излишние требования к ребенку (несоизмеримые с его возрастом), также могут вызывать у ребенка негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование собой, своими возможностями. Поэтому логичнее постепенно развивать ребенка,  каждый день, давать ему возможность преодолевать препятствие, которое казалось на сегодняшний день невозможным. Если ставить перед ребенком задачи, которые он не сможет на сегодняшний день преодолеть, даже с помощью близкого это приводит к тому,  что ребенок совсем перестает что то делать, чего то достигать, не веря в свои силы, потому что планка слишком высока.

Конструктивная критика предполагает, что ребенок получил соизмеримую для его возраста, уровня развития задачу. Если это не так то и смысл в критике  отпадает. Если мы даем ребенку управлять автомобиль в возрасте 12 лет, и он разбивает автомобиль, в данном случае критика может быть направленна только на самого себя.

   Важным для ребенка является признание родителями его ценности как личности. Родители должны постараться принимать и уважать решения ребенка, даже если они кажутся им неправильными, мнение ребенка, его позицию по тому или иному вопросу, настойчивость ребенка в решении проблем (даже если эти решения были неудачными). Очень ценно, когда ребенка любят, говорят о том, как важно, что он появился в семье.

  Это не значит, что нужно ребенку давать полную свободу в его деятельности, безусловно, должна быть какая - то сбалансированность между правилами принятыми в обществе и желаниями, потребностями ребенка. Через постоянное взаимодействие между ребенком и обществом (родителями) происходит узнавание ребенком границ дозволенного. Чем более адекватным, конструктивным будет это взаимодействие, тем более адекватная самооценка сформируется у ребенка.

Предлагаю вам ряд упражнений, которые помогут подростку сделать свою самооценку более реалистичной:

1.Тренируем умение принимать себя

Делим лист формата А4  на четыре части, в каждой из частей подписываем: внешность, мысли, чувства, действия.  В каждом квадрате оцениваем, насколько по 100% шкале мы принимаем свою внешность, мысли, чувства, действия. Далее смотрим, где мы себя принимаем не на 100%. Записываем то, что нам не нравится, и что мы хотим исправить в себе.  Если это можно исправить, пишем какие шаги, мы  можем предпринять, чтобы это исправить, если это невозможно исправить, то принимаем, так как есть.  Например: нам не нравиться наша фигура, мы пишем, что необходимо сделать, чтобы это исправить, нам не нравиться наше желание причинить, кому то вред, разбираемся, с чем оно связанно, как его можно преодолеть. Есть негативные эмоции, спрашиваем себя на кого они? зачем? почему возникли?    Что в наших действиях или бездействиях нам не нравится, что мы можем сделать, как это изменить?

 2.  Мои качества

Составляем два списка качеств (по 10 штук), первый список это качества которые вам помогают добиваться цели, второй список это качества
которые мешают вам в достижение цели.
            Ответь на следующие вопросы по второму списку: как вы относитесь к таким качествам у себя, как бы вы отнеслись к наличию таких качеств у других людей?  Могут ли качества из второй колонки быть для вас полезными? Как говорил Теун Марез:  «Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности»
       Посмотрите на ваши качества, которые вы считаете, мешают вам, и попробуйте написать, какую эти качества играют положительную роль! Потом напишите, где это качество вам пригодится!

3. «Ценности и самооценка»
            Составьте список того что для вас важно и ценно. И поставьте напротив каждой ценности, насколько вы ее реализуете в своей жизни.  Например, для меня ценно, заботиться о близких  и я реализую это на 80%.  А рядом вы ставите, насколько бы вы хотели это реализовывать.  Далее расписываем, чего мне не хватает. Например, в эти 20%  входит желание быть рядом с мамой чаще. Дело в том, что если есть что - то для нас ценное, но мы это не реализуем, это вызывает у нас неудовлетворенность собой.



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Адекватная самооценка вашего ребенка. Мамам и папам на заметку.
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Самооценка и ее влияние на воспитание ребенка
  • Низкая самооценка ребенка: причины, следствие, коррекция.
  • Как определить, какая самооценка у ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Откуда берутся принцы, принцессы и жертвы? Как формируется завышенная и заниженная самооценка
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Самооценка ребенка и общение со сверстниками.
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Самооценка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • От чего не должна зависеть ваша самооценка? Как научиться принимать себя разными?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь