Одним из часто встречающихся запросов со стороны родителей - это определить не снижена ли самооценка у ребенка. Такое беспокойство вполне оправдано, ни для кого не секрет, что качество нашей самооценки напрямую влияет на то, сможем ли мы достигнуть поставленных целей, будем ли мы успешны в обществе и в профессии, сможем ли мы построить крепкие отношения с другими. Консультируя уже взрослых клиентов, а я специализируюсь на невротических состояниях, рано или поздно, мы приходим к тому, что человек испытывает глубокое непринятие себя, что доставляет сильные страдания и создает ощутимые проблемы в жизни.
Наша самооценка формируется в детстве, сразу с того момента, когда ребенок впервые произносит слово «Я». И здесь, на мой взгляд, важно понимать этот механизм. Итак, маленький ребенок еще ничего о себе не знает, но он чрезвычайно направлен на свою семью. Малыш начинает прислушиваться к тому, что о нем говорят, а также переживать то, как к нему в целом относятся. Изначально сторонние фразы, постепенно становятся внутренними конструктами личности ребенка. Механизм достаточно прост: мама говорит, что я умный, и я считаю себя умным или мама говорит, что у меня никогда ничего не получается, и я начинаю считать себя неумелым. Конечно, мы получаем много разной информации о себе, внутри она обрабатывается, обобщается, возникают первые выводы о том, какой я.
Позже в жизни ребенка появляются первые социальные инстанции, а именно детский сад и школа. Учителя и воспитатели также будут влиять на формирование самооценки у ребенка. Если в школе что-то не задалось, а педагог будет давать грубую негативную оценку ребенку, то этот конструкт непременно будет встроен в картину восприятия себя.
Самооценка подразделяется на высокую адекватную, негативную неадекватную и высокую неадекватную. Категория адекватности имеет принципиальное значение. Например, представим семью, в которой из ребенка делают кумира. Ему говорит, что он самый лучший, самый умный, самый красивый. В этих случаях дети начинают думать, что они лучше всех и во всем. Это пример неадекватной высокой самооценки. С одной стороны, ребенок относится к себе положительно, но, с другой, он лишен способности воспринимать себя реалистично. Всякий раз, когда такие дети будут сталкиваться с собственным несовершенством, то этот момент будет настолько угрожающим для личности, что будут включаться сильнейшие защитные механизмы психики. Возникнет установка, что это не я плохой, а люди так себе, не оценили моих талантов или просто завидуют. А дальше начинается масса проблем.
Определить уровень самооценки ребенка можно различными способами.
Например, посмотреть на его рисунки. Дети с низкой самооценкой (или депрессией) рисуют мелкие картинки, часто помещают их вниз листа в какой-нибудь уголок. Особенно ярко это будет видно, если ребенку дать задание нарисовать, например, человека.
Есть и другая методика, которая называется - лесенка. Рисуется семь ступенек. Ребенку дается такая инструкция: «На первой ступеньке находятся самые лучшие дети, лучше их не бывает, на второй третьей - хорошие дети, на четвертой и пятой - обычные, на шестой - плохие, на седьмой - самые плохие». Если ребенок выбирает первую ступеньку - это говорит о неадекватной высокой самооценке, которая характерна и нормальна для детей до 8 лет. Пятая, шестая и седьмая ступеньки говорят о низкой самооценке.
Наблюдение также позволяет сделать выводы об отношении ребенка к себе. Избегание трудностей, называние себя уничижительными словами, излишняя скованность, тревога могут быть признаками нарушения самооценки. В тех случаях, когда ребенок прямо говорит о том, что он плохой, что у него никогда ничего не получается, что его нельзя любить, он никому не нравится, также являются тревожными сигналами.
Здесь важно анализировать все в целом, только по одному признаку нельзя с уверенностью говорить об особенностях отношения ребенка к себе. Если возникают сомнения, лучше обратиться к детскому психологу. Вовремя обнаруженные нарушения самооценки могут быть успешно скорректированы.
Записаться на консультацию можно здесь: https://vk.com/psydet
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.