Как определить, какая самооценка у ребенка


Одним из часто встречающихся запросов со стороны родителей - это определить не снижена ли самооценка у ребенка. Такое беспокойство вполне оправдано, ни для кого не секрет, что качество нашей самооценки напрямую влияет на то, сможем ли мы достигнуть поставленных целей, будем ли мы успешны в обществе и в профессии, сможем ли мы построить крепкие отношения с другими. Консультируя уже взрослых клиентов, а я специализируюсь на невротических состояниях, рано или поздно, мы приходим к тому, что человек испытывает глубокое непринятие себя, что доставляет сильные страдания и создает ощутимые проблемы в жизни.

Наша самооценка формируется в детстве, сразу с того момента, когда ребенок впервые произносит слово «Я». И здесь, на мой взгляд, важно понимать этот механизм. Итак, маленький ребенок еще ничего о себе не знает, но он чрезвычайно направлен на свою семью. Малыш начинает прислушиваться к тому, что о нем говорят, а также переживать то, как к нему в целом относятся. Изначально сторонние фразы, постепенно становятся внутренними конструктами личности ребенка. Механизм достаточно прост: мама говорит, что я умный, и я считаю себя умным или мама говорит, что у меня никогда ничего не получается, и я начинаю считать себя неумелым. Конечно, мы получаем много разной информации о себе, внутри она обрабатывается, обобщается, возникают первые выводы о том, какой я.

Позже в жизни ребенка появляются первые социальные инстанции, а именно детский сад и школа. Учителя и воспитатели также будут влиять на формирование самооценки у ребенка. Если в школе что-то не задалось, а педагог будет давать грубую негативную оценку ребенку, то этот конструкт непременно будет встроен в картину восприятия себя.

Самооценка подразделяется на высокую адекватную, негативную неадекватную и высокую неадекватную. Категория адекватности имеет принципиальное значение. Например, представим семью, в которой из ребенка делают кумира. Ему говорит, что он самый лучший, самый умный, самый красивый. В этих случаях дети начинают думать, что они лучше всех и во всем. Это пример неадекватной высокой самооценки. С одной стороны, ребенок относится к себе положительно, но, с другой, он лишен способности воспринимать себя реалистично. Всякий раз, когда такие дети будут сталкиваться с собственным несовершенством, то этот момент будет настолько угрожающим для личности, что будут включаться сильнейшие защитные механизмы психики. Возникнет установка, что это не я плохой, а люди так себе, не оценили моих талантов или просто завидуют. А дальше начинается масса проблем.

Определить уровень самооценки ребенка можно различными способами.

Например, посмотреть на его рисунки. Дети с низкой самооценкой (или депрессией) рисуют мелкие картинки, часто помещают их вниз листа в какой-нибудь уголок. Особенно ярко это будет видно, если ребенку дать задание нарисовать, например, человека.

Есть и другая методика, которая называется - лесенка. Рисуется семь ступенек. Ребенку дается такая инструкция: «На первой ступеньке находятся самые лучшие дети, лучше их не бывает, на второй третьей - хорошие дети, на четвертой и пятой - обычные, на шестой - плохие, на седьмой - самые плохие». Если ребенок выбирает первую ступеньку - это говорит о неадекватной высокой самооценке, которая характерна и нормальна для детей до 8 лет. Пятая, шестая и седьмая ступеньки говорят о низкой самооценке.

Наблюдение также позволяет сделать выводы об отношении ребенка к себе. Избегание трудностей, называние себя уничижительными словами, излишняя скованность, тревога могут быть признаками нарушения самооценки. В тех случаях, когда ребенок прямо говорит о том, что он плохой, что у него никогда ничего не получается, что его нельзя любить, он никому не нравится, также являются тревожными сигналами.

Здесь важно анализировать все в целом, только по одному признаку нельзя с уверенностью говорить об особенностях отношения ребенка к себе. Если возникают сомнения, лучше обратиться к детскому психологу. Вовремя обнаруженные нарушения самооценки могут быть успешно скорректированы.

Записаться на консультацию можно здесь: https://vk.com/psydet



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Что делать, если ребенок не говорит?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Самооценка. Что изменится в жизни, если Вы приобретете навык любви к себе?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь