Откуда берутся принцы, принцессы и жертвы? Как формируется завышенная и заниженная самооценка

 

Обычно ребенок до трех-пяти лет не может сказать, какой он.

Он сообщит о том, как его зовут, сколько ему лет, кем работают его родители. Он скажет: «Я хороший…Я скоро буду большим» и т.д.

Ребенок пока не знает, что он собой представляет: не успел еще до конца разобраться в наших «этикетках», навешанных на него и спереди и сзади.

Надо немного подождать, скоро он будет знать о себе все! И что он хороший, добрый, любимый…

      А ваш ребенок какой? А вы?

Как правило, позволяют с собой плохо обращаться те люди, с которыми в детстве плохо обращались родители - били, оскорбляли, унижали, как говорится, «ни в грош не ставили» их человеческое достоинство.

Сознание ребенка достаточно внушаемо и «открыто» для восприятия нашего взрослого мира, а родители являются для него неоспоримыми авторитетами. Поэтому если родители часто наказывают малыша, даже не заслуженно, он все равно считает: «плох я…мама (папа) плохой быть не может».

Так он постепенно становится для себя человеком второго сорта – личностью с развитым комплексом вины, старающимся во всем услужить окружающим, изначально неверующим в свою человеческую «неприкосновенность».

Ведь он с самого детства привык, что его игрушки, время, тело ему не принадлежат, любой может покуситься на них без его разрешения (в своей взрослой жизни такой человек тоже позволяет себя «транжирить» другим людям.)

    - «Сначала дорасти до меня, а потом будешь свое мнение высказывать».

     -«Мал еще, чтобы злиться на отца, на мать.»

    - «А тебя не спрашивает никто, сиди и молчи».

    - «Как ты можешь так разговаривать (поступать), мы же твои родители».

В результате таких высказываний у ребенка формируется установка, что он не имеет права высказывать свое мнение, проявлять чувства, причем это как аксиома, которая никак не аргументируется.

Есть ли у ребенка в вашей семье права как у развивающейся личности? Как вы это объясняете ребенку?

 Иногда родители, чтобы не тратить время, говорят: «Это так и все ; какие могут быть разговоры, надо слушаться родителей, родители плохого не скажут».

       В результате появляется пассивная позиция во взаимодействии с миром.

Затем жалуются : « Ребенок не проявляет никаких желаний, ему как будто все равно, он ничего не хочет делать, его ничем не удивишь».

      Многие родители из лучших воспитательных побуждений с рождения приучают ребенка подавлять свои агрессивные «выплески» в адрес других людей или предметов, держат их под запретом устрашающего слова «нельзя»(«нельзя кричать», «не трогай собаку», «не обижай девочку»)

      В результате такого чересчур строгого, жесткого воспитания отрицательные эмоции ребенка не находят хоть какого-то способа выражения, «копятся» внутри его подсознания, доходят до своей «критической массы», взрываются, наконец, совсем по другому поводу и в другом месте. У человека неотреагированные чувства затем переходят в болезни: физические и психические.

Бывает так, что по-настоящему «жертвой» является мать ребенка: именно она всего боится и не верит в собственные силы. Этим «как бы чего не случилось» она невольно заражает своего ребенка, внушая ему на подсознательном уровне, что мир «зол» и сделать с этим ничего нельзя…

   - Самое главное, сидеть тихо, и тогда ничего не произойдет. Не сопротивляться «обидчику», и тогда он тебя пожалеет и оставит в покое («не кричать», «не шуметь», «терпеть все, а то хуже будет»)…

        В этом случае психологическая помощь срочно нужна самой матери.  Видимо,  в  подсознании до сих пор находится (и управляет ее действиями) какая-то ситуация из прошлого: может быть, она сама когда-то подверглась какому-то насилию, или некая «страшилка» из ее детства так поразила ее воображение, что ничто реальное не может с этим сравниться.

 Так формируется заниженная самооценка.

   

    Завышенная самооценка имеет другие корни.

Человек считает, что все знает об этой жизни,  уж если в какой-то тупиковой ситуации сам разобраться не может, то никто другой его тем более не поймет.

Трагедия сильной личности: не - признавать над собой никаких авторитетов, быть равным среди равных..

Вот и держится до последнего, отталкивая протянутую ему руку.

Такой человек не доверяет окружающим людям, естественно возникают трудности в общении.

У таких детей тяжело строится общение с ровесниками, они «бьются за лидерство», ставят свое мнение выше других: «я знаю лучше», трудно переживают успех других, злятся, злорадствуют, они более агрессивные, ригидные. В поведении чаще избегание неудач (надо же показать ,что я лучший, а вдруг ошибусь.)

Чаще всего родители, воспитывая так - берут за это свою плату : требуя более тесную и крепкую связь c ребенком («я то вижу на что ты способен и какой ты.) и отдаляют друзей- сверстников от него («как ты можешь с ним дружить, ты же такой хороший, а они плохие».)

В такой среде ребенку тяжелее формировать границы с миром: мое- чужое(тема воровства ), границы в восприятии мира: реальность – фантазия.(обманы).

Так, ребенок считает себя принцем: это все мое, я на это имею право, и на это имею право; я избранный и не обязан жить по вашим правилам. Родители вначале подкрепляют, а потом не знают куда деваться, возникает чувство вины, что не могут это дать.

Обманывает ребенок  чаще всего в связи  с завышенными ожиданиями родителей.

Причем родитель вместо того чтобы реально видеть ситуацию и жить в ней, начинает скрывать факты «плохого» поведения ребенка (он не мог такое сделать или не сделать, он же лучший)

Таким образом,  у ребенка нет права на ошибку, значит, и нет права развиваться.

 Ребенок пребывает в состоянии напряжения, тревоги и чувства вины перед родителем, что не оправдал ожиданий. В следующем статье мы рассмотрим : как формировать адекватную самооценку у детей.

 

  • Родители. В уходящем 2017 году есть возможность посмотреть на себя, свою семью со стороны и сделать вывод: в новом 2018 году, что важное и полезное из своего опыта вы оставите, а что будете менять, учиться делать по-новому, развиваться.

С уважением,  детский семейный психолог Денисова Светлана.

Психоразвивающий онлайн курс для родителей «Я САМ»

 



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Новорожденные родители. Как сохранить мир в отношениях после рождения ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Развивающая среда и игрушки. Что могут сделать родители?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Родители как светофор для ребенка
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Родители + учителя = будущее ребенка (2)
  • Кто научает ребенка завидовать? Родители.
  • Родители + учителя = будущее ребенка (3)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (1)
  • Сексуальность ребенка: как родители ее подавляют



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь