В бесконфликтном общении главное - продуманная тактика (картинка-шутка)
Аркадий Петрович Егидес - специалист в области конфликтологии и социальной психологии. Он написал несколько книг, посвященных искусству общения. Одна из них – «Психотехника синтонного общения», посвящена бесконфликтному общению.
Мне кажется, это одна из самых полезных книг по данной теме. И, хотя сама по себе книга небольшая, объем чуть больше 40 страниц, я решил сделать конспект рекомендаций автора в виде таблицы, которая поместится на одном листе бумаги.
Для начала – несколько важных пояснений.
1. Когда люди общаются, они преследуют разные цели, продиктованные их жизненными потребностями. Например:
заключить выгодную сделку, чтобы повысить свое финансовое благополучие;
повеселиться в компании друзей, чтобы отдохнуть от рабочего дня;
провести свидание, чтобы в дальнейшем построить романтические отношения.
2. Наряду с жизненными потребностями (финансовое благополучие, отдых, романтические отношения), для реализации которых люди общаются, у человека есть специфически коммуникативные (автор использует слово «общенческие») потребности, которые обязательно должны удовлетворяться, чтобы общение было комфортным и приятным.
3. Общение – это последовательность коммуникативных действий: слов, поступков, невербальных знаков. При этом, с точки зрения влияния на конфликтную напряженность, все коммуникативные действия можно разделить на три вида:
нейтрал – сообщение в рамках общепринятых норм вежливости и этикета, не нарушающее коммуникативной потребности собеседника, но и не способствующее активно ее удовлетворению, не влияющее заметным образом на конфликтную напряженность.
Автор выявил 14 коммуникативных («общенческих») потребностей, для 9 основных описал все три вида коммуникативных действий (конфликтоген, нейтрал, синтон), для 5 оставшихся – только конфликтоген и синтон.
А дальше вашему вниманию предлагается составленная мною таблица, где в компактной форме представлены идеи и рекомендации о том, как сделать общение бесконфликтным и приятным.
№ п/п
Коммуникативная потребность
Конфликтоген
Нейтрал
Синтон
1
Выполнение договоров
Несоставление межличностного договора, отказ от выяснения отношений
Достижение договоренностей по спорным вопросам
Уяснение реальных коммуникативных потребностей партнера и соответствующее им поведение
2
Потребность в равенстве
Подчepкивaниe своего превосходства, высокомерие
Отказ от доминирования, общение исключительно на равных
Активное подчеркивание превосходства партнера
3
Потребность быть оцененным
Отрицательное оценивание, беспричинное обобщение недостатков стремление дать отрицательную оценку сразу же, не дать пройти незамеченным ни одному проступку, оценивание не поступка, а личности в целом и похвала, данная с неадекватной пристройкой сверху
Воздержание от оценок вообще, оценивание не личности, а поступка
Положительная оценка, справедливая, заслуженная похвала, даваемая с позиции на равных или же "снизу", постоянная атмосфера доброжелательности и поиска в партнере хороших сторон его личности
4
Потребность в психологической безопасности, защищенности
Обвинение, особенно ложное и несправедливое
Перекладывание вины на обстоятельства
Защита партнера и принятие ответственности (вины) на себя
5
Потребность в признании компетентности
Поучения и назидания (советы)
Отказ от поучений и советов
Просьба о совете
Категоричность
Воздержание от категоричных суждений
Активная антикатегоричность высказываний
6
Потребность в благодарности
Все формы внешней неблагодарности: - недостаточно активная благодарность при ее ожидании партнером - невыражение благодарности в поведении Все формы внутренней неблагодарности: - принятие благодеяния как само собой разумеющегося - психозащитное обесценивание благодеяния
Никогда не забывать о благодарности
Осваивать формы и методы активноговыражения благодарности
7
Потребность высказаться и быть выслушанным
Перебивание и монологическая речь
Использование пауз в речи партнера
Не перебивать, дать себя перебить, подавать партнеру знаки позитивного внимания
8
Потребность в демократичности
Авторитарность
Исключение из общения знаков авторитарности
Демократичное поведение с использованием в различных ситуациях различных степеней демократичности
9
Потребность в смехе
Направление юмора на партнера
Юмор на обстоятельства
Направлять юмор на самого себя
10
Потребность в информации
Сокрытие информации, дезинформация обман), навязывание собеседнику недоступного стиля речи, таинственность (перешептывания, переглядывания)
Активная гласность, информирование, безобманность, стремление к ясности высказываний для партнера
11
Потребность сконцентрировать на себе внимание окружающих
Отнятие у людей внимания окружающих, заслонение их своей собственной персоной
Подчеркнутое внимание, помощь в завоевании внимания других
12
Потребность быть незаметным(стушеваться, остаться в тени)
Сосредоточение внимания окружающих на человеке помимо его воли
Помочь человеку уйти в тень, переключить внимание других на себя, как бы заслонить его
13
Потребность в уходе от общения
Навязывание своего общества
Оставить человека в покое
14
Потребность в признании авторства
Плагиат, использование чужих идей без оговорок об авторстве
Цитирование, упоминание авторства
Эта таблица умещается на листе формата А4, ее можно распечатать, иметь при себе и регулярно просматривать. Вы очень быстро запомните содержание таблицы, и научитесь:
избегать конфликтогенных действий в общении, и перестанете случайно провоцировать конфликты;
замечать чужие конфликтогенные действия, что позволит вам принимать меры к погашению конфликта на ранней стадии его развития;
применять синтонные коммуникативные действия для погашения конфликтов, или же для того, чтобы сделать общение приятным для собеседника.
Желаю Вам приятного, интересного, выгодного, а главное - бесконфликтного общения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.