14 главных конфликтогенов: тактика мирного общения

Автор статьи: Алексей Тукмаков

14 главных конфликтогенов тактика мирного общения
В бесконфликтном общении главное - продуманная тактика
(картинка-шутка)

Аркадий Петрович Егидес - специалист в области конфликтологии и социальной психологии. Он написал несколько книг, посвященных искусству общения. Одна из них – «Психотехника синтонного общения», посвящена бесконфликтному общению.

Мне кажется, это одна из самых полезных книг по данной теме. И, хотя сама по себе книга небольшая, объем чуть больше 40 страниц, я решил сделать конспект рекомендаций автора в виде таблицы, которая поместится на одном листе бумаги.

Для начала – несколько важных пояснений.

1. Когда люди общаются, они преследуют разные цели, продиктованные их жизненными потребностями. Например:

  • заключить выгодную сделку, чтобы повысить свое финансовое благополучие;
  • повеселиться в компании друзей, чтобы отдохнуть от рабочего дня;
  • провести свидание, чтобы в дальнейшем построить романтические отношения.

2. Наряду с жизненными потребностями (финансовое благополучие, отдых, романтические отношения), для реализации которых люди общаются, у человека есть специфически коммуникативные (автор использует слово «общенческие») потребности, которые обязательно должны удовлетворяться, чтобы общение было комфортным и приятным.

3. Общение – это последовательность коммуникативных действий: слов, поступков, невербальных знаков. При этом, с точки зрения влияния на конфликтную напряженность, все коммуникативные действия можно разделить на три вида:

  • конфликтоген – коммуникативное действие, нарушающее удовлетворение коммуникативной потребности собеседника, и повышающее конфликтную напряженность;
  • синтон – противоположность конфликтогену, коммуникативное действие, активно удовлетворяющее коммуникативную потребность собеседника, повышающее комфортность общения, снижающее конфликтную напряженность;
  • нейтрал – сообщение в рамках общепринятых норм вежливости и этикета, не нарушающее коммуникативной потребности собеседника, но и не способствующее активно ее удовлетворению, не влияющее заметным образом на конфликтную напряженность.

Автор выявил 14 коммуникативных («общенческих») потребностей, для 9 основных описал все три вида коммуникативных действий (конфликтоген, нейтрал, синтон), для 5 оставшихся – только конфликтоген и синтон.

А дальше вашему вниманию предлагается составленная мною таблица, где в компактной форме представлены идеи и рекомендации о том, как сделать общение бесконфликтным и приятным.

№ п/пКоммуникативная потребностьКонфликтогенНейтралСинтон
1Выполнение договоровНесоставление межличностного договора, отказ от выяснения отношенийДостижение договоренностей по спорным вопросамУяснение реальных коммуникативных потребностей партнера и соответствующее им поведение
2Потребность в равенствеПодчepкивaниe своего превосходства, высокомериеОтказ от доминирования, общение исключительно на равныхАктивное подчеркивание превосходства партнера
3Потребность быть оцененнымОтрицательное оценивание, беспричинное обобщение недостатков стремление дать отрицательную оценку сразу же, не дать пройти незамеченным ни одному проступку, оценивание не поступка, а личности в целом и похвала, данная с неадекватной пристройкой сверхуВоздержание от оценок вообще, оценивание не личности, а поступкаПоложительная оценка, справедливая, заслуженная похвала, даваемая с позиции на равных или же "снизу", постоянная атмосфера доброжелательности и поиска в партнере хороших сторон его личности
4Потребность в психологической безопасности, защищенностиОбвинение, особенно ложное и несправедливоеПерекладывание вины на обстоятельстваЗащита партнера и принятие ответственности (вины) на себя
5Потребность в признании компетентностиПоучения и назидания (советы)Отказ от поучений и советовПросьба о совете
  КатегоричностьВоздержание от категоричных сужденийАктивная антикатегоричность высказываний
6Потребность в благодарностиВсе формы внешней неблагодарности:
- недостаточно активная благодарность при ее ожидании партнером
- невыражение благодарности в поведении
Все формы внутренней неблагодарности:
- принятие благодеяния как само собой разумеющегося
- психозащитное обесценивание благодеяния
Никогда не забывать о благодарностиОсваивать формы и методы активноговыражения благодарности
7Потребность высказаться и быть выслушаннымПеребивание и монологическая речьИспользование пауз в речи партнераНе перебивать, дать себя перебить, подавать партнеру знаки позитивного внимания
8Потребность в демократичностиАвторитарностьИсключение из общения знаков авторитарностиДемократичное поведение с использованием в различных ситуациях различных степеней демократичности
9Потребность в смехеНаправление юмора на партнераЮмор на обстоятельстваНаправлять юмор на самого себя
10Потребность в информацииСокрытие информации, дезинформация обман), навязывание собеседнику недоступного стиля речи, таинственность (перешептывания, переглядывания) Активная гласность, информирование, безобманность, стремление к ясности высказываний для партнера
11Потребность сконцентрировать на себе внимание окружающихОтнятие у людей внимания окружающих, заслонение их своей собственной персоной Подчеркнутое внимание, помощь в завоевании внимания других
12Потребность быть незаметным(стушеваться, остаться в тени)Сосредоточение внимания окружающих на человеке помимо его воли Помочь человеку уйти в тень, переключить внимание других на себя, как бы заслонить его
13Потребность в уходе от общенияНавязывание своего общества Оставить человека в покое
14Потребность в признании авторстваПлагиат, использование чужих идей без оговорок об авторстве Цитирование, упоминание авторства

Эта таблица умещается на листе формата А4, ее можно распечатать, иметь при себе и регулярно просматривать. Вы очень быстро запомните содержание таблицы, и научитесь:

  • избегать конфликтогенных действий в общении, и перестанете случайно провоцировать конфликты;
  • замечать чужие конфликтогенные действия, что позволит вам принимать меры к погашению конфликта на ранней стадии его развития;
  • применять синтонные коммуникативные действия для погашения конфликтов, или же для того, чтобы сделать общение приятным для собеседника.

Желаю Вам приятного, интересного, выгодного, а главное - бесконфликтного общения.

Оригинал статьи опубликован на сайте tukmakov.ru



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Общение без общения.
  • Общение, стороны общения
  • Современные коммуникативные барьеры в рамках сексуального общения в паре
  • Как улучшить общение с окружающими: говорим о компонентах общения на понятном языке
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Межличностное общение или отношения с образом партнера?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Роль физической культуры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • “Чтобы малыш вас услышал. Руководства эффективного общения с ребенком”.
  • Самое ценное, что только может дать общение
  • Чтобы утро было приятным, а день удачным
  • Несколько полезных правил общения
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Общаться в семье. Как? Типичные формы общения в проблемных семьях и альтернатива
  • Общение. Формы критики.
  • Чтобы общение с ребенком приносило радость
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Искусство общения. Учимся понимать, зачем с нами общаются.
  • Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.
  • Отношения и собственные потребности: удовлетворяете ли Вы их или только своего партнера?
  • Особенности общения на различных стадиях горя.
  • Выбор партнера. Страх общения с мужчинами: «я буду не интересна ему». Неправильное восприятие себя.
  • Внимание, СВЕТОФОР! - конструктивное общение
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • «Ты - лучший в мире папа». 9 основных действий папы, чтобы это услышать.
  • Чтобы найти подходящего партнера — нужно быть собой
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь