Хвалить или не хвалить? Вот в чём вопрос.

ХВАЛИТЬ ИЛИ НЕ ХВАЛИТЬ?

ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС.

 Хвалить или не хвалить Вот в ч м вопрос

Итак сегодня мы поговорим о том, что конструктивнее для ребёнка – похвала или поддержка. С первого взгляда может показаться, что похвала и поддержка это одно и тоже, но это далеко не так. О том, как отличить похвалу от поддержки, и что именно будет лучше для ребёнка, расскажет семейный психолог Марина Грицай.

 

ПОДДЕРЖКА И ПОХВАЛА: ЕСТЬ ЛИ ОТЛИЧИЯ В РЕЗУЛЬТАТАХ?

   Ребёнка обычно хвалят за то, что он сделал хорошо или когда доделал что-то до конца. Чтобы поддерживать детскую настойчивость и мотивацию на достижения, важно поощрять ребёнка в течение выполнения всего действия и признавать даже небольшие его успехи. Как же делать это конструктивно? Для начала давайте разберёмся, чем похвала отличается от поддержки, ведь это основной инструмент родителя в этом случае.

   Предлагаю сравнить, как обычно хвалят и поддерживают своих детей родители, и заглянуть между строк, чтобы найти истинный смысл слов и действий.

  • РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ ПРОЦЕСС

   Похвала может звучать так: "Какой красивый рисунок у тебя получился!". Фраза как фраза, и каждый родитель обычно именно так хвалит своего ребёнка. Но какой на самом деле урок получает ребёнок от такой похвалы? Таким образом ребёнок учится предавать значение конечному результату, а не самому процессу. И какой же подводный камень здесь может быть тогда: если конечный результат окажется неудачным (из-за спешки, например, чтобы закончить быстрее и получить как можно скорее похвалу окружающих), то сам процесс и удовольствие от него будут полностью обнулены и ребёнок может расстроится и, например, больше не пробовать заниматься творчеством или другими начинаниями.

   А как же будет выглядеть поддержка в этом случае? Родитель может сказать так: "О, ты выглядишь очень довольным! По твоему виду я могу предположить, что тебе очень нравится рисовать." Чему может научиться здесь ребёнок? Тому, что он может концентрироваться на процессе и получать от него удовольствие. Также вместо того, чтобы давать ребёнку оценку о проделанной работе, лучше описать её результат: что вы видите на рисунке, какие цвета и техника использованы и т.д. Любые оценки, в том числе и хорошие, губительны для ребёнка. Они вызывают зависимость и об этом немного позже.



  • СРАВНЕНИЕ

   А теперь давайте рассмотрим другой пример похвалы и поддержки, которая может звучать, например, так: "Ты хорошая девочка, такая помощница!". И снова обычная и привычная фраза, и вместе тем она явно подразумевает сравнение. Оценка "хорошая" означает, что скорее всего есть кто-то лучше или хуже. А вспомните или представьте, что может чувствовать человек, когда его с кем-то сравнивают. Для того, чтобы помочь ребёнку вырасти эмоционально здоровым, важно забыть про такой воспитательный момент как сравнение, оно разрушает и уничтожает истинную ценность ребёнка. А она состоит в том, что он просто хорош по своей природе, он уже родился хорошим и тогда зачем его с кем-то сравнивать?

   А вот его поведение может быть разным. И тогда будет конструктивнее ребёнка поддержать в его вкладе в то или иное дело: "Спасибо, что помогла помыть посуду". Таким образом родители показывают, что ценят вклад ребёнка и одобряют за конкретное дело. А если вы хотите всё-таки напомнить своему ребёнку о его "хорошести", просто скажите ему: "Я тебя люблю за то, что ты есть".

  • ЭГОЦЕНТИРЗМ

   А знаете, как родители оказывают давление на ребёнка и развивают в нём эгоцентризм? Когда сообщают ему о том, что он лучший в чём-то, например, лучший в классе по учёбе или в спорте. И что же тут плохого, скажете вы? Плохого точно ничего, родители говорят так только из лучших их побуждений и вместе с тем, давайте подумаем, что будет чувствовать ребёнок, когда узнает, что есть кто-то лучше чем он?

   А как же тогда можно поддержать в этом случае ребёнка, ведь нельзя же оставить без внимания его успехи? Можно попробовать так: " Мне кажется, это так здорово столько сил, внимания, удовольствия вкладывать в свою учёбу (спорт), как это делаешь ты", и тогда ребёнку удаётся сфокусироваться на лучших своих качествах в его деятельности.

  • ЗАВИСИМОСТЬ

   А что происходит когда родители говорят: "Ты самый лучший для меня" или "Я горжусь тобой и твоими успехами"? Ребёнок начинает искать одобрения со стороны и, таким образом, становится зависимым от мнения других, хотя внешне может выглядеть весьма мотивированным. Подводный камень в этой ситуации таков – ребёнок начинает направлять своё поведение на то, чтобы радовать других, а когда в его жизни оказывается тот, кто не захочет давать ему одобрение, то ребёнок будет очень раниться от этого, ощущать свои бессилие и никчёмность.

   Что же будет более конструктивным в этом случае, как же поддержать ребёнка за его успехи? Поощряйте его внутренние ресурсы, в результате он будет более мотивирован. Например: "Когда я смотрю, как ты делаешь уроки или рассказываешь о школе, мне кажется, что тебе нравится учиться. Какой предмет в школе тебе больше всего интересен?"

  • СОТРУДНИЧЕСТВО

   И ещё немного о том, как поддержать ребёнка в том, чтобы он мог работать в команде. Например, похвалив ребёнка в том, что он самый лучший в классе или быстрый в команде, родители развивают в нём стремление к соперничеству, соревнованию, стремлению быть лучшим, даже если это требует слишком больших усилий. Поддержка же в этом случае будет звучать так: "Когда ты получаешь хорошие отметки, то повышаешь рейтинг всего класса" или "Когда ты отдаёшь всего себя игре, то улучшаешь работу всей команды", именно так можно научить ребёнка сотрудничеству.

  • БЫТЬ ЛУЧШЕ

   Кроме того, важно учить ребёнка не быть лучшим. Да, да, именно так. А что же тогда? Как помочь ему достигать высот? Для этого важно учить ребёнка быть лучше. Лучше самого себя чем день назад, или месяц, или даже лучше самого себя чем год назад. Единственный с кем ребёнок (или взрослый человек) может себя сравнивать, и это точно пойдёт ему на пользу, – это он сам.

  

   Итак, важно поддерживать ребёнка за проявленные им усилия и отмечать даже самые маленькие достижения, именно так родители могут помочь ребёнку эмоционально развиваться и достигать в жизни высоких результатов в различных сферах его жизни.

 

*Статья подготовлена специально для сети магазином "Детское счастье" (г.Ставрополь)



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Бегство от счастья. "Пусть лучше ничего не случиться, чем мне будет так больно"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь