|
А кто такой этот Ионов?Автор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Для организации семинара-тренинга по краткосрочному позитивному консультированию (КПК) в Москве, Сухорученков Марк провёл небольшое исследование и выявил разные мнения специалистов, которые и обобщил в три группы: - Занимаемся другим направлением психотерапии, неинтересно… - А кто такой Ионов, и про что это, надо ли нам это? - Заняты, нет денег и т.п. Уверен, все вопросы важны. И здесь постараюсь дать на них ответ. И, действительно, кто такой этот Ионов, чтобы ему платить деньги, которых и так в дефиците, и они направлены на нечто другое, да и к тому же, вообще свои интересы лежат в другой модальности работы и заняты, чтобы вот так просто отвлекаться, распыляться… В самом деле, Юрий Ионов – обычный психолог, психолог-практик, без какой бы то ни было степени, званий, имени в широких кругах, и не то что бы своих учебников, книг, а и научных публикаций в серьёзных изданиях не имеет... Это в его-то годы… Словом, горе-психолог… Ну, так и чему у него научишься?! Это всё верно. Публикации для широкой аудитории в среде специалистов не особо котируются. Честно говоря, я сам был удивлён, что мои заметки, адресованные широкому кругу читателей, пользователей психологических услуг, оказываются не менее интересны и самим практикующим психологам. Правда, замечаю, что среди моих подписчиков, коллеги с уже некоторым опытом психологической практики, думаю, что-то перекликается... Однажды коллега написала отзыв в личном смс о том, что ей понравился стиль изложения – простой и доступный – разговорный. Этот стиль, собственно, и вырабатывался в ходе практической работы с клиентами, и с материалами, публикациями, обращёнными ко всем – с середины 90-х я начал писать для городской газеты (меня свзязывают годы сотрудничества с корреспондентом, она же, работала консультантом на нашем «Телефоне Доверия», сотрудничество получилось очень продуктивным и интересным). Да, я обращён на разговорный жанр, и даже при публичных встречах, когда особенно-то и нет возможности беседовать, а только в режиме монолога что-то вещать, я ставлю вопросы, обращаюсь к слушателям (читателям), пусть и не завязываю дискуссии, но этим хотя бы привлекаю их внимание. Обычно удаётся. Мой путь в профессии идёт скорее от практики к теории, а не обратно, как это чаще бывает. Первые два года проведённые в ВУЗе были посвящены погружению в практическую работу – я попал в группу переподготовки педагогов, нас готовили к практической работе психолога в системе образования. Однако окончив в 1993 году Институт практической психологии и педагогики (г.Москва), я был вскоре приглашён организовывать городскую службу психологической помощи населению вновь открытую при Комитете по культуре и делам молодёжи администрации города Когалым. Это была служба «Телефон Доверия», служба, работа в которой, фактически сформировала из меня специалиста-практика. Я работал в ней 10 лет до самого своего переезда в другой город – Самару, в котором я и получал уже базовое 5-тилетнее образование в психологии – ГОУ ВПО г.Москвы «МГПУ». И лишь спустя ещё 6 лет окончил расширенный курс переподготовки по клинической психологии (кл.психология, кл.психодиагностика, психитрия, психотерапия). В службе «Телефон Доверия» от её становления до развития, мне довелось решать самые разнообразные задачи – дежурство консультантом, супервизия (индивидуальная и в группе), поддержка и подготовка консультантов, тьютерство, организационная деятельность, связи с общественностью, словом, все круги. Всё было вновь и захватывало своей новизной, сложностью задач… Т.е. моё образование шло вслед за возникающими задачами в моей практике, даже с небольшим отставанием… Подобно этому и я выстраиваю свой подход к взаимодействию с клиентами – когда они обращаются, я обычно спрашиваю о том, что они сами уже делали для разрешения стоящих перед ними жизненных задач. Опытные практики знают, что этот этап соответствует второму, а то и третьему этапу разворачивания реакции на стресс. На первом этапе люди склонны полагаться на свои силы, опыт, знания, словом, на себя. И это хорошо. Удивительно, в нынешнее время, особенно на Западе, всё больше появляется людей, для которых первым пробным решением является обращение к психотерапевту. Сказывается влияние психологизации населения в его дурном виде. Оно, конечно, и хорошо – «…Две головы лучше», когда есть возможность посоветоваться, обсудить, порассуждать.., но ведь и собственная инициатива, активность быть должна! Иначе, прямо скажем, эффект какой-то выученной беспомощности получается! И ведь находятся специалисты, которые и рады такому повороту – пока клиент платит. То ли дело, специалисты, чьё становление пришлось на период работы в рамках государственной системы, при клиниках, кто продолжает работать в государственных службах… Словом, по ОМС. Они работают, конечно, без суеты и спешки, однако не склонны и задерживаться в движении клиента к выздоровлению, к становлению его на ноги. Не зря сейчас повсеместно оценивается разница работы при условиях на бюджетной и на коммерческой основе. В ходе своего развития в профессии, ещё раз акцентирую – началось оно, как раз в службе «Телефон Доверия» – службы призванной оказывать психологическую помощь в сжатые сроки и в условиях развившегося кризиса клиента, пребывания его в трудной жизненной ситуации, да ещё и посредством телефона, т.е. в тех условиях, когда именно клиент контролирует ситуацию контакта, а не психолог.., я как раз был ориентирован на методы работы, в которых эта задача и решалась наиболее оптимальным образом. Стоит заметить, что, когда я начинал, в 90-е годы службы «Телефона Доверия» были связаны в единую профессиональную сеть – объединение на основе единой философии оказания психологической помощи, и при этом каждая служба была отдельной самостоятельной единицей, имеющей свой номер, свой график работы, свою специализацию. А с сентября 2010 года организована федеральная служба – «Детский Телефон Доверия» 8 (800) 200-01-22. Это прекрасно, что отныне в любом уголке страны, набрав этот номер, можно связаться и получить психологическую помощь по актуальным вопросам детям и их родителям. Проблема, однако, заключается в том, что однажды позвонивший и поговоривший с консультантом человек, в другой раз, может с ним уже и не повстречаться. Казалось бы, какая ерунда – поговорит с кем-то ещё, с другим… Однако человек начал беседу о своей проблеме, вложился интеллектуально, эмоционально, он доверился, что часто, ох, как не просто, не легко даётся! И он надеется на помощь в её разрешении, а разрешение проблемы, как мы знаем во многих методах, занимает довольно продолжительное время. Возникает проблема. Как её разрешить?! Изначально службы помощи по телефону были ориентированы на оказание помощи в кризисе, и считается хорошим результатом, когда человек исполняется силою духа и решает продолжать свою жизнь и искать своё решение своих жизненных проблем и тягот. Само же их разрешение действительно занимает довольно много времени. Работая в одной службе, консультанты могут собраться и коллегиально обсуждать, как быть, как помочь тому или иному клиенту службы, как помочь ему наиболее продуктивно (особенно, когда человек волею судьбы оказался в трудной жизненной ситуации, и его ресурсы крайне малы). Но и даже это было возможно лишь в малых городах, где работала одна служба с малым составом консультантов. В мегаполисах и тогда не было этой возможности. Теперь же с организацией этой федеральной службы, люди потеряли возможность связи с тем конкретным консультантом(и), с которыми они начали вести свою тему. И теперь консультант федеральной службы с единым номером 8800 2000 122 сразу вынужден ориентировать свою беседу на её завершённость. Собственно, эта задача всегда существовала в службах ТЭПП/ТД, с их основания. Однако и задачи консультанты себе ставили довольно скромные, но и решаемые – оказание эмоциональной поддержки, купирование кризиса, превенция суицида. В этих условиях прекрасным решением является именно метод краткосрочного позитивного консультирования – ибо он: - краткосрочен, может быть достаточно, как раз одной единственной беседы (хотя и довольно продолжительной); - позитивен, обращает человека к ресурсам, связывает его с ними, открывает человеку доступ к ним; - ориентирует человека к возможному и приемлемому для него решению своей проблемной ситуации, из-за которой человек и переживает социальную дезадаптацию; Потому метод так и называется – ориентированная на решение краткосрочная психотерапия (беседа, консультирование) – ОРКТ/SFBT. Мне здесь хочется добавить цитату известного врача-психиатра, психолога, психотерапевта, доктора медицинских наук Виктора Ефимовича Каган –
«Как, и Вы?!» – изумлённо спросил я. Мэтр спокойно и мудро ответил на моё удивление – «Ну, если терапия не ориентирована на решение, это не терапия». Это позволяет мне спокойно далее говорить без этого акцента, который ввёл Стив Де Шейзер, когда называл свой практичный метод – SFBT – ориентированный на решение. Потому-то я так и называю его – КПК, с лёгкой руки Бориса Дмитриевича Карвасарского: – краткосрочный? – да! – позитивный? – да! Ну, вот, так и есть – КПП/К (психотерапия/консультирование). Я много писал о применимости КПК. Скажем, словом, я не нашёл ему противопоказаний. А говорят, у каждого метода терапии должны быть свои, как показания, так и противопоказания. Может быть, это касается лечебных методов? А этот социальный, психологический, потому и без противопоказаний? Как бы там оно ни было, но так, противопоказаний не обнаружил. Именно поэтому я и предлагаю его столь широко – не лишь практикующим специалистам психологам, психотерапевтам, причём разных модальностей, но и всем, чья работа связана с общением, взаимодействием и влиянием на людей – социальным работникам, педагогам, консультантам, менеджерам, да и шире – всем людям, кто стремится к позитивному общению – и родителям и супругам, а это все мы. Интересно, много ли Вы найдёте каких-нибудь ещё методов терапии, которые было бы можно так же спокойно и легко применять по отношению к детям, родственникам, к жене/мужу?! Арт-терапия, танцевальные практики.., да, прекрасные методы, в них акцент идёт на ролях специалиста, как инструктора, фасилитатора. В КПК – равного собеседника о ближайшем будущем. Слабинский Владимир Юрьевич (кандидат медицинских наук, доцент Научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» С-ПбГУ), критикуя подход Пезешкианов, нашёл очень даже совместимым КПК с динамическим подходом и успешно работает, сочетая множество методов, в частности, свой авторский подход так и назвал – «Семейная позитивная динамическая психотерапия» (Из аннотации к книге: «По мнению Бориса Дмитриевича Карвасарского, на современном этапе развития психотерапии более перспективным является построение классификации, ориентированной на анализ интегративных перспектив различных методов, а не на их формальном разделении по направлениям. В основе новой классификации лежит предложенный Карвасарским принцип объединения методов в психотерапевтические кусты на основе наличия одинаковых системообразующих факторов. Принципиальным условием для включения психотерапевтического метода в позитивный куст является понимание природы человека, как позитивной, и реализация принципа «надежды» или «выученного оптимизма»). Т.е. КПК – метод широкого спектра действия, и он может быть применён, как изолировано, сам по себе, так и, как начало в привычной многим специалистам долгосрочной терапии, может быть интегрирован в свою практику помощи. И если Вы заинтересованы продвинуться, совершенствовать свою практику психологической помощи людям, давайте это делать вместе! Я готов делиться своим опытом в этом методе, добро пожаловать на семинар-тренинг КПК: с 14 октября в СПб. 29-30 октября в Москве. Ну, и что скажете? Ниже мои предложения по различным запросам – клиентским и коллегиальным – Психологические задачи. Решаем вместе И добро пожаловать на страничку КПК - https://vk.com/sfbt.therapy.supervision Сссылка на страничку сайта http://psychomar.ru/seminar-kpk/ Сухорученков Марк уже оформил регистрационную форму и ждёт коллег и всех заинтересованых расширением своих возможностей в области оказания психологической помощи. Добро пожаловать на регистрацию на семинар-тренинг по КПК в Москве – 29-30 октября – 2 полных дня с 10 до 19 часов глубокого погружения. Приходите, вместе будет интересно! Предлагаемый семинар в Москве в октябре 16 года состоялся к большому удовлетворению участников. Семинар-тренинг КПК был проведён: июнь 2016г. - в СПб 29-30 октября 2016г. - в Москве 02.09.2016г. - вебинар 12.10.2016г. - Презентация СПб.Психологический центр «Форсайт» 26.11.2016г. - Презентация на 1 Международном Конгрессе Помогающих Профессий г. Краснодар Отзывы здесь - https://vk.com/topic-128522509_34629616 Для тех кто заинтересован в развитии в методе КПК, предлагаю образовательный курс, консультации, супервизии в методе Краткосрочное позитивное консультированиеДругие материалы о SFBT/КПК: Психотерапия в 4,5 (четыре с половиной) встречи Проблемы и решения КПК/ОРКТ Психотерапия - краткосрочная/долгосрочная Психотерапия/консультирование Познакомьтесь – это КПК/SFBT Психотерапевтическая беседа, ориентированная на решение Краткосрочное позитивное консультирование. Возможное и запредельное.Тренинг КПК Объяснения в психотерапии о SFBT/КПК Супервизия по модели SFBT
Обратите внимание на Курс повышения квалификации. КППт (SFBT) Авторский цикл Анатолия Михайловича Ялова – шесть дней – три дня погружения в теорию метода и три дня практики применения! Курс состоится 8 - 13 февраля 2018 года в С-Пб. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|