SFBT/КППт/ОРКТ

Несколько названий, но суть одна – это развивающийся высокоэффективный экспресс-метод оказания психологической помощи человеку в ситуации поиска выхода из возникшего затруднительного положения, трудной жизненной ситуации, переживания отчаяния, тупика, посредством свободной беседы. Обнаружение нового подходящего пробного решения применительно к трудной, сложной ситуации и является его результатом.

Описывается, как позитивный, ориентированный на решение краткосрочный метод.

Предполагается, что клиент SFBT – это человек, находящийся в активном поиске разрешения проблемной ситуации, возникшей в ходе его жизни. Пока у человека всё хорошо или пока он справляется сам, нет и повода для вмешательств. Когда же, возникли проблемы, и человек, опробовав известные ему средства выхода, убедился в их бесполезности, утратив свою состоятельность, функциональность, вот тогда он вполне может обратиться за сторонней помощью в восстановлении оптимального функционирования.

Консультант – специалист, подготовленный в области оказания такого рода помощи.

Представляется, что из трёх аспектов опыта человека, специалиста интересует именно деятельностный аспект применительно к изменению – разрешению проблемной актуальной ситуации и именно в текущий период времени – «И что же Вы теперь думаете делать в этой связи?» – любопытствует он у клиента. В самом этом вопросе подчёркнут интерес и к размышлениям, хотя оно и признаётся, как обслуживающее деятельность.

Есть ли у человека какое-либо психическое, личностное, невротическое расстройство или нет, для специалиста, практикующего этот метод, не столь важно. Нет, соответственно, как такового, и лечения.

Но есть живейший интерес к тому, что сам человек думает делать в этой связи. В этом и подчёркивается его позиция, как эксперта и автора своей жизни.

Причём это делается с первых минут беседы. Метод потому и назван краткосрочным, он и цели ставит прагматичные, и время использует бережно, выстраивая нужный фокус с самого начала работы, подчёркивая внимание на позитивном, поднимая ресурсы и пробуждая конструктивную активность, вдохновляя человека к переменам, так ещё и с опорой на социальное окружение.

При этом, если продолжать проговаривать ценности, на которых стоит метод SFBT, эмоциональным переживаниям внимание уделяется, но именно, как маркерам состояния, которое либо блокирует активность человека, либо напротив, побуждает его к ней, причём важно само наличие активности, её конструктивности, а не столько в какой мере она отвечает чаяниям общества, вписывается в чьи-то ожидания и стереотипы.

Внимание социуму уделяется в той мере, в которой оно может помешать или, напротив, помочь человеку в достижении его целей.

Главный результат применения этого метода – это пробуждённость человека к жизни, азарт и вкус к жизни, вера в себя, основанная на связи с ресурсами, оптимальном взаимодействии в социуме, и активность в реализации своих планов на пути к своим целям:

ХОЧУ – МОГУ – РЕШАЮ – ОТВЕЧАЮ – ДЕЙСТВУЮ …

Метод применим в самых разных случаях психологической, педагогической, образовательной и социальной практики, в спорте, в менеджменте, в семье.

Если говорить о клинике, он очень широко применим, т.е. противопоказаний нет, хотя он и не претендует на статус панацеи. Вполне сочетаем с другими средствами клинической практики, хотя и требует принятия специалистом специфических установок для успешной его реализации.

  • В основе метода – сознательный отказ от экспертной позиции терапевта.

Принято партнёрство, поскольку экспертная позиция возможна именно при анализе разных факторов, установлении причинно-следственных связей, обнаружении причин, вызвавших расстройство, постановке диагноза, с целью дальнейшего лечения.

В данном же методе речь вовсе не идёт о расстройствах, диагнозах, соответственно, и лечения, как такового нет, и быть не может. Речь идёт о целях, выстраивании желаемого будущего, а в этом лучший эксперт – сам клиент, поэтому и принимается партнёрство, сотрудничество на равных, как основа взаимодействия.

Если и говорить об экспертности, то оно именно в способе взаимодействия, во владении техниками, в философии метода, его установках по отношению к человеку, к процессу взаимодействия, чему и производится обучение специалистов.

  • Метод вершинный, по контрасту с глубинностью психодинамического, аналитического направления, он обращён скорее к будущему, чем к прошлому (объяснения клиента принимаются к рассмотрению, приветствуются, как знак сотрудничества, готовность клиента к работе, внимание им уделяется, работа проводится, но иначе, чем в подходах дефицитарного толка.

Акцент, всё же, к будущему – к целям, к средствам, ресурсам их достижения); причинно-следственная связь принимается, но рассматривается не как единственная версия, а в качестве одной из множества. Потому и значение ей придаётся более скромное, чем это принято в динамическом направлении.

Главный ориентир не истинность, но полезность и творчество, как альтернатива истинному, с целью обеспечения развития.

  • Это метод, в котором ставятся и разрешаются задачи – скорее педагогический подход (в хорошем смысле, подход, открытый к индивидуальным различиям и творчеству), чем терапевтический (клинический – типологический и дефицитарный).
  • Метод, в котором большое значение имеют техники, что позволяет существенно экономить время в психологической работе, которая направлена на поиск решения затруднения, в этом смысле, метод содержательно ориентирован.

Но и взаимоотношениям в системе клиент-специалист уделяется внимание, но не подобно динамическому подходу, в котором сами отношения врача и пациента являются лечебным фактором, а именно через выстраивание взаимоотношений сотрудничества для решения задач – поддержка, подбадривание, стимуляция процесса размышления клиента, творческого поиска.

  • Этот метод не пасует перед лицом жизненных тягот человека, предлагая оптимальный подход – наряду с болезненными переживаниями, страданиями, вследствие переносимых лишений, не упуская и приобретения, рассматривать опыт в целом, и делать выводы, которые можно вынести из всей полноты жизненного опыта человека, и тогда психотерапия выходит на уровень беседы о человеке, его личности – системы отношений к действительности – беседы о себе, о людях, о жизни.

При этом, побуждает специалиста к самым разнообразным реакциям, опоре на свои переживания, использованию и юмора в ходе психологической работы, тем самым смягчая её давление для клиента.

Помощь в этом методе – это процесс совместного конструирования решений.

Это и обеспечивает методу столь широкое распространение и большую популярность среди специалистов и клиентов.

Я нахожу, что практика метода КППт может быть свободно расширена за пределы психотерапии/консультирования и успешно использоваться и не только профессиональными психологами (а каждый из нас является таким – сам себе психологом) в семейной и, тем более, в организованной педагогике, в социальной работе, в управлении персоналом, в тренерстве (спорт), в межличностных взаимоотношениях.

Курс «Беседы о решении» открыт для профессиональных психологов, социальных работников, педагогов, тренеров, менеджеров, и других людей, заинтересованных расширять свои коммуникационные навыки в продуктивном межличностном общении, направленном на разрешение проблем.

Для знакомства с методом в первом приближении на безвозмездной основе предлагаю:

- тексты, как свои (отражающие моё понимание и мой опыт в КППт), так и моих коллег по цеху, видеоматериалы (мои статьи все здесь; а ссылки на стене ВКонтакте в профильной группе "Краткосрочное позитивное консультирование");

- полноценную консультацию посредством интернет-приложений (очно в Туапсе);

- коллегам-психологам – супервизорский разбор (индивидуально и в группе);

- презентационный вебинар (один из таковых пройдёт 05.05.19 с 14:00).

В ходе презентационного 3-х часового вебинара предполагается общее знакомство с методом в первом приближении:

- освещение основных принципов,

- рассмотрение схемы сессии в КППт применительно к ситуации первичного обращения клиента,

- презентация техник в живой работе с клиентом (из числа собравшихся участников),

- анализ опыта.

Для полноценного погружения – курс вебинаров КППт (100 минут дважды в неделю на протяжении 2 месяцев = 40 академических часов).

В ходе базовой образовательной программы мы рассмотрим основные положения метода, оценим их влияние на организацию работы, изучим основные техники, обеспечивающие продвижение в контексте запроса клиента по ясной схеме в краткосрочном формате и отработаем навыки.

Участники базовой программы получают общее представление о методе, сопоставляют его возможности с другими подходами, оценивают возможности его эффективного применения в разных случаях и применительно к разнообразным областям своей практики, осваивают эффективные техники помощи на разных этапах психологической работы, подготавливаются для самостоятельной работы в методе КППт.

Метод много шире и глубже, чем набор техник. Он обладает своей концепцией, через неё мы и рассматриваем практику помощи человеку.

Профессиональные психологи получают сертификат повышения квалификации.

В качестве продвинутого уровня предлагаются супервизорские занятия, с целью поддержки в продвижении в практике метода беседы о решении – SFBT/КППт/ОРКТ.

Супервизорское сопровождение возможно индивидуально и/или в группе.

Кроме этого будет интересно применение метода применительно к частным случаям помощи:

- помощи в кризисных и суицидоопасных состояниях, в частности, при работе в службе «Телефон Доверия», и вообще в любом варианте занятости (2 вебинара планируются в конце мая_2019, маякните для участия);

- при работе с семьёй, и при работе с темой рода в индивидуальной работе;

- при помощи клиенту в осмыслении сновидений;

- при помощи людям в реабилитации от зависимости…

Метод вполне применим при продолжительном психологическом сопровождении клиента, и в этом случае, он выходит за рамки своего назначения, и становится инструментом развития личности человека.

Я пока не нашёл, где бы метод не мог бы быть применим.

Ещё о методе - О КППт в 2-х словах. Сходства и отличия. Преимущества.

Если поставить целью освоение КППт, то для этого предприятия можно почитать об этом, познакомиться с подходом на вебинаре, сформулировать представление, ещё лучше, посмотреть на работу специалиста в области КППт и клиента, обсудить увиденное, потренироваться, и начать собственную практику, время от времени, встречаясь в группе поддерживающих коллег для разрешения затруднений и обсуждения своего прогресса, обмена опытом.

Какие же ресурсы потребуются для этого? Профессиональный интерес, время и активное и всестороннее участие в полном курсе. Любое дело легче продвигается в кругу заинтересованных коллег.

Принципы краткосрочной позитивной психотерапии работают и в обучении.

…существует, как минимум, четыре способа овладения каким-либо мастерством. О нём может быть полезно читать, но слушать, как кто-то рассказывает о нём, лучше. Наблюдение же того, как кто-то делает это на практике, превосходит оба предыдущих способа, но доступ к собственноручной практике – это дорога к успеху.

(из книги Т. Ахола Б. Фурман «Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение»)

В качестве настроя рекомендую статью Планирование изменений по окончанию психологической работы

SFBT КППт ОРКТ

#психотерапия_без_дураков

С Вами Юрий ИОНОВ

#Психолог_психотерапевт_Туапсе

Свяжитесь со мною, и я вышлю Вам приглашение на онлайн-конференцию. Всё обсуждаемо!

Удобная связь со мной по вопросу консультаций, супервизий, проведения других тематических семинаров

В идущем 2019 году стартовал курс – «Беседы о решении» – курс развития продуктивности в общении.

Курс собирает всех, кто хотел бы улучшить свою коммуникацию, быть более полезным своим собеседникам в деле их поиска выхода из жизненных тупиков, будет интересен и для оптимизации семейного бытия, личных взаимоотношений, и, конечно, в профессиональной деятельности.

Из последних тематических заметок, в качестве зарисовки к вебинару и семинару в рамках с размахом прошедшего 5-7 апреля в Краснодаре Конгресса «Психологическая помощь 2019» – Сложные случаи психотерапии

По мере сбора будут работать две группы – специалисты и "домашние психологи".

Специалисты уже приступили, но желающие ещё могут заскочить в уже движущийся поезд – ШОК

Встречаемся на вебинаре 05.05.19г., чтобы обсудить возможности нашей работы в группе в контексте своих личных интересов, договориться о продолжительности, и решить о начале систематических встреч в формате группового взаимодействия в дистанционном режиме.

В этот раз рассмотрим взаимодействие с посетителем, который зашёл по просьбе своего партнёра, сам не особо понимая для чего именно.

Собираем группу «Я и Другой. Отношения».

Семинар-тренинг КППт был ранее проведён:

июнь 2016г. – в СПб.

29-30 октября 2016г. – в Москве.

02.09.16г. – вебинар для психологов из ДНР.

12.10.2016г. – презентация СПб.Психологический центр «Форсайт».

26.11.16г. – презентация на 1 Международном Конгрессе помогающих профессий г. Краснодар.

03.02.19; 03.03.19; 23.04.19; 14.04.19 – открытый вебинар для заинтересованных на персональном сайте

06.04.19 г. – презентация на Международном Конгрессе «Психологическая помощь-2019» г. Краснодар.

И очередной вебинар состоится 05.05.19 с 14:00 часов по мск на моём сайте

ШОК – Школа Оригинального Консультирования.

Оцените лично! Регистрация и участие свободны, переходите по ссылке!

Приходите, проведём время с пользой и удовольствием.

Поделитесь информацией с друзьями!



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Метод символдрамы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • О КППт в 2-х словах. Сходства и отличия. Преимущества.
  • «Беседы о решении» – курс развития продуктивности в общении.
  • Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента
  • Дистанционное консультирование: эффективный метод или обман клиента?
  • Метод экспресс-анализа человека на основе его внешности. Обувь.
  • К чему относится НЛП - к науке или псевдонауке? Это метод психотерапии или метод зомбирования людей?
  • Жалость как непродуктивный метод развития человека.
  • Метод и носители метода. Многоуровневая коммуникация.
  • Метод "Позитивная психотерапия". Краткосрочный метод.
  • Ещё раз о выборе специалиста в области психологической помощи
  • Действенный метод помощи подросткам, которые режут свое тело.
  • Методы расстановки приоритетов в выполнении задач: принцип Парето, метод АВС, метод Д. Эйзенхауэра.
  • Метод Холистической Гипнотерапии Судьбы мощный инструмент для помощи людям с Алкогольной зависимостью.
  • Метод метафоры, принцип его работы и сфера применения.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Экспресс-метод снятия стресса: метод мандал
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Метод интегративной песочной психотерапии в работе с детьми, пережившими сексуальное насилие.
  • Метод «Канистерапия» - практический опыт работы с детьми с ОВЗ .
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Феноменологический метод в работе психолога
  • Метод книг в работе психолога
  • Метод работы с Тенью (один из …)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь