|
«Беседы о решении» – курс развития продуктивности в общении.Автор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
«Беседы о решении» – ещё одно неформальное название метода SFBT («решение-фокусированная краткосрочная психотерапия» автором которого является Стив де Шайзер). В нашу страну метод зашёл изначально с лёгкой руки Б.Д. Карвасарского под названием «Краткосрочная позитивная психотерапия» (так была переименована книга финских коллег, статьи которых были собраны в ней), что при этом отражало саму философию метода. Краткосрочность здесь не столько формат работы, сколько его идеология, с позиций которой авторы полемизировали с представителями психодинамических подходов, утверждающих, что личностные изменения должны происходить очень медленно, постепенно, в долгосрочной перспективе. По сути, авторы и не спорят о сроках личностных перемен, они попросту и не ставят задачу по личностной трансформации. Метод поднимает иную задачу – помочь человеку найти подходящее решение в актуальной ситуации нарушения психосоциального функционирования, ставшей во главу угла на его жизненном пути. Потому и краткосрочно. Тем более что, центр SFBT был открыт не в мегаполисе, а в сравнительно небольшом городе, в котором многие клиенты этих специалистов оказывались проездом, чем жили постоянно. Сама жизнь побудила авторов (соавтор – Инсу Ким Берг, супруга Стива) искать простые и изящные решения, способные поддерживать человека в его повседневности на плаву. Возможно, некоторые специалисты могут быть смущены вот этим термином – «КРАТКОСРОЧНАЯ», особенно в приложении к практике в области большой (да и малой тоже) психиатрии, наркологии, когда проблемы пациента довольно тяжелы, степень расстройства довольно глубока… Однако если принять то, что сессии в режиме краткосрочной позитивной психотерапии могут проводиться не лишь в пределе курса из 10 сессий (по сути, эта положение появилось по контрасту с утверждением о том, что психотерапия может быть только продолжительной), а, как и Анатолий Михайлович Ялов (носитель и преподаватель метода КППт) приводит пример – на протяжении 3-х лет, пусть и с частотой встреч в 1 – 3 месяца, то понятно, что здесь мы найдём (при желании, конечно) и специфические терапевтические взаимоотношения в системе терапевт-клиент, особое доверие клиента терапевту (как никому другому), так и терапевтическую работу, содержательно направленную, пусть локально и на разрешение текущих, актуальных в данное время проблем, но перспективно – к расширению самосознания – формированию большей осознанности, положительного отношения к себе и лучшей саморегуляции, большей самостоятельности и ответственности, адаптации в социуме, что является мета-целью и психодинамической психотерапии, в частности, ЛОРПт (личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, ставящая цель по реконструкции личности). Поэтому, SFBT абсолютно не противоречит динамическому подходу, как не противоречит и гуманистическому направлению. Вобрав всё лучшее, метод позволяет оптимизировать психотерапевтическую работу в кратчайшие сроки, что может быть значимым при работе в службах ТЭПП, в санаториях, когда клиент находится временно в городе, например, в командировке, как «летучая психотерапия» на производстве, непосредственно в рабочих моментах, в других условиях ограниченного времени работы клиента и специалиста. Я с удовлетворением нахожу эффективность применения метода в дистанционной работе, посредством чата, почтовой переписки, и, конечно, в живой беседе (он-лайн) через телефон и/или в интернет-приложениях. Есть и специалисты, которые говорят о формате работы – краткосрочном, среднесрочном и продолжительном, дескать, любой так может – что нового-то?! С этим нельзя не согласиться, и при этом, всё же, важно подчеркнуть исключительность метода SFBT. КППт именно ставит цель прийти к результату терапии в краткие сроки, т.е. краткосрочность – позиция, а не лишь формат работы. Совсем не значит, что работать в этом методе нужно только кратко, но вполне возможно сработать именно так – споро. Этому способствуют и техничность метода, так и направленность на выработку решения, готовности его опробовать в жизни, и базовые положения (речь о них ниже). SFBT (КППт/ОРКТ) имеет свою философию, и когда специалист, даже применяя техники из этого метода, оставляет её за скобками, то это уже будет, конечно, совсем другая работа. Не техники делают метод. «Мысли глобально, действуй локально» – это как раз про КППт!
Если же применять метод для оптимизации беседы в повседневном общении, внесении конструктивности в неё, когда беседа не ради общения, как такового, но имеет цель – достижение договорённости в отношении чего-то, активная помощь собеседнику в разрешении его затруднений, то он прекрасно подходит для этой цели. Многие люди, содержанием работы которых, является взаимодействие с людьми, могут быть удовлетворены изящными техниками метода, умелое применение которых даёт стабильно эффективный результат. И нельзя не отметить уместность применения метода в широкой социальной жизни – в социальной работе, в педагогике, как организованной (учреждения образования, детские лагеря, педиатрия), так и домашней, в семье, при взаимодействии взрослых членов семьи, друзей… КППт характеризует ориентация на обнаружение некоего варианта, подходящего для разрешения возникшей затруднительной ситуации. Забавна ситуация, когда на вопрос о вариантах проб клиента применительно к разрешению возникшей трудной ситуации, он отвечает: – «Ну, вот я сразу к Вам и пришёл, как это случилось!» – «Как же?! Сами так ничего и не пробовали?! Удивительно…» – «Не успел, сразу же к Вам! Чего же зря время терять…» Ну, и то правда, чего же зря расходовать время – ведь оно в цене – тот ресурс, который имеет свойство таять… Своевременность обращения имеет значение особое в экстренной ситуации, при тягостных, суицидо-опасных состояниях – в этих случаях помощь должна быть безотлагательной. И тогда специалист КППт может сразу же предложить, организуя тем самым пространство работы, фокусируясь на совместном поиске оптимального решения проблемы, как предмете сотрудничества клиента и специалиста: – «Тогда давайте вместе поищем возможные варианты, и опробуем их на предмет доступности, исполнимости, приемлемости, эффективности, конструктивности…» Метод направлен не на проработку личности клиента. Личность человека остаётся вне фокуса работы, хотя её особенности и могут быть учтены при подборе подходящих средств. И специалист работает техниками, и обращается он к целям человека, к его ресурсам, старается обнаруживать новые возможности исправить сложившуюся ситуацию, что в целом, понятно и желательно и самому клиенту. Особенно, когда человек впервые прибегает к помощи специалиста КППт (психолога) – есть затруднительная ситуация, и есть средство её наладить – посредством специальным образом организованной психологической беседы о решении проблемы. Эта направленность на задачу создаёт и рабочий настрой, когда отношения складываются вокруг дела, ставшего общим, а не являются целью сами по себе, и нет цели формирования такого уж безоговорочного доверия, чтобы, «как никому другому», не иначе. Да ещё и с первых же минут… Напротив, специалист рад проявлению критического мышления клиента, высказывания сомнений, и поддерживает его в поиске подходящего для себя варианта, поддерживает активность клиента, авторство его жизни. Не являются отношения и средством терапии, поскольку нет и цели реконструирования личности, т.е. они предельно функциональны – задача решена, можно и завершить встречу (работу). И этот критерий так же подчёркивает цель и смысл этой работы. Не просто «Наше время вышло, до встречи», а есть результат – найдено решение, которое можно опробовать в реальной ситуации. Что и является, по сути, главным домашним заданием. Могут быть и другие задания, и у каждого своя цель. И тогда при следующей встрече можно оценить эффект применения, рассмотреть другие, неучтенные прежде обстоятельства, что-то уточнить, поправить, и вновь опробовать уже обновлённое решение… Бывает, конечно, случаи такой сложности, что решения сразу же не найти, хоть плачь, сколько ни думай, но за раз не выходит, требуется большее время или что-то мешает процессу поиска… Тогда нужно взять перерыв, разрешить сомнения, провести необходимое исследование, чтобы сделать поправку, и уже после продолжить искать варианты… Но именно найденное подходящее решение и будет знаком окончания работы. Это важнейшая отличительная черта метода – направленность на результат. Во всяком случае, вся работа вращается вокруг целей клиента и возможностей их реализовать. Но прежде реализации, нужно ещё простроить эти цели. Эта задача только кажется простой и лёгкой. Действительно, казалось бы, чего проще – спроси человека о его желаниях, целях… Конечно, бывает, когда человек ясно представляет желаемую цель, но часто эти цели затуманены разными помехами, например, представлениями о ложной эгоистичности, непозволительности, невозможности. Нередко люди настолько сосредоточены на своих проблемах, что желаемая цель формулируется по типу отрицания этих проблем – «Хочу, чтобы не было этого … !» Такая формулировка может быть принята, но вряд ли она будет окончательным вариантом, ибо остаётся вопрос о том, что же появится вместо этого, известно же, «свято место пусто не бывает!» И тогда, действительно, чудесен вопрос, переносящий нас в пространство бытия, когда проблема разрешена, и вот, что там и тогда происходит, как идёт жизнь человека, о чём он там думает, что чувствует, чем занят, с кем общается, о чём, и как, по каким признакам эти люди замечают о переменах в жизни человека? Часто перед формированием цели, представляется полезным оценить доступность ресурсов. Ведь как бывает, вроде и ресурсы есть, а доступ к ним утрачен. И часто люди строят цели напрямую в зависимости от этого фактора. Большая редкость, когда человек идёт к цели, привлекая необходимые для её реализации ресурсы. Это важно ещё и тем обстоятельством (вновь возвращаемся к философии метода КППт), что цель – категория будущего. И беседуя о будущем человека, и сам специалист выходит за пределы экспертности, что необходимо в ином психотерапевтическом методе, где специалист знает о норме, патологии, о том, как лечить правильно и хорошо, чтобы обеспечить выздоровление, реконструкцию нарушенной личности до её нормального функционирования насколько это вообще возможно. В случае КППт, специалист думает не об этом. Не то чтобы специалист КППт считает экспертный подход неправильным, просто в данном случае, он опускает эти вопросы, как избыточные в деле поиска подходящего пробного решения применительно к возникшей затруднительной ситуации. Важен не пси-статус клиента. Т.е. он, конечно, имеет значение, но на метод это не повлияет, как не повлияет на цель работы в рамках КППт. Несомненно, даже при схожей проблематике, у разных людей цели, всё же, будут отличаться. Но, важнее их обнаружить, признать их исполнимыми и конструктивными, эффективными. Тогда можно обойтись без исследования истории клиента, как она начиналась, как формировались те или иные симптомы, вообще, тема симптомов сходит на «нет» или переводится в иную плоскость. Как остаётся без развития и исследование причин возникновения и закрепления проблем. В этом проявляется отказ от установления причинно-следственных связей. Действительно, для экспертного подхода, это положение – его суть. Как же можно иначе, без понимания этих закономерностей?! Оказывается, можно. Когда тема и суть беседы – не постановка диагноза и правильное лечение, а жизнь, пусть и с клиническим диагнозом, то важнее вопросы организации самой жизни. И беседа такого рода осуществляется уже не с позиции врача (иного эксперта), ибо не о лечении речь, а заинтересованного собеседника. Который живо любопытствует о том, о сём, касательно возможностей разрешения возникшей проблемы человека или организации жизни с ней, когда она такова, что не решается с наскока. Например, его скорее заинтересуют исключительные случаи, чем пусть и частые, но проблемные проявления. Сам интерес специалиста в КППт будет направлен в сторону решения, а не сбора анамнеза, о том, что у клиента не так, как происходит при экспертном, в частности, клиническом подходе в психотерапии. Когда специалист не опасается выйти за пределы своей экспертности, он попадает в сложный и трудный мир неопределённостей, мир творчества И открытий чудных, что нам готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. (А.С. Пушкин) (Инсайта миг, пространных мыслей утешитель И консультант, не друг, Но самый близкий попечитель) (@)
Конечно, тревога у специалиста может быть сильно повышена, равно, как и у клиента. А можно сказать и азарт, как их не спутать?! Что им помогает, так это опора на метод, на его положения о том, в частности, что активность лучше пассивности (что не бесспорно, конечно же, и тем не менее)… Это отражает философию КППт. Подчеркну, не так важна техника, как важна цель и контекст её применения. Тогда техники могут быть придуманы под конкретный случай, вот так даже для разового применения. Эксперт формулирует вопросы с тем, чтобы собрать необходимую информацию, чтобы на основе её анализа сделать своё заключение, обдумать, конечно, и сделать экспертное заключение, интерпретировать. Конечно, для этого имеет ценность полнота и точность сведений. Специалист КППт формулирует и подаёт вопросы так, чтобы побудить клиента размышлять, искать подходящее решение для своей ситуации, которую он знает, как никто другой. И в этом тоже проявляется философия метода, подчёркивающая значение активности клиента в организации своей жизни, с уважением к его сомнениям, тревогам и, возможно, нелёгкому и продолжительному поиску решения. Но кто знает, правильно ли оно? Пока не проверишь, не узнаешь. Потому и найдя, избрав из списка, нужно ещё опробовать, проверить его в жизни. И эта идея пробы тоже важнейшее рабочее положение, а не просто так, фишка какая-то, прибамбасик модный. Действительно решиться на первый шаг проще, когда есть возможность, оценив его, вернуться на исходное положение, чем когда ты на чемпионате мира и миллионы глаз следят за каждым твоим движением, затаив дыхание ждут от тебя победного рывка. Это сопровождение в поиске решения, а не выдача советов, как нередко ожидают люди. Ожидают, и вместе с тем, отношение к этому нередко двойственное. Ведь это как трудно личностно для некоторых людей – попросить совета, вначале требуется признать себя не способным найти его самому, признать себя несамостоятельным, слабым. А ведь именно на это опирается клиницист в своей работе – «На что жалуетесь?» – ожидается признание человека себя страдающим и принятие им позиции пациента/клиента – «Знаете, доктор, у меня проблема, поможете?!» Вместе с тем, может быть и иное, когда человек заинтересован возложить на специалиста бремя ответственности, снимая его с себя, находя его неподъёмным в текущий момент. Совсем другое дело в КППт – собрались собеседники потолковать… Найти пользу, толк, смысл. Роли распределены так, что один думу думает, второй помогает мыслить позитивно, продуктивно, поддерживает и сопровождает этот процесс творческого поиска оптимального решения, подчас уникального в своём роде, подходящего именно в этот раз, именно для этой ситуации, этому конкретному человеку. Это и есть «Беседа о решении»: – «У меня есть мысль и я её думаю… А что ты скажешь об этом?»
Рекомендации метода На вопрос о рекомендациях метода, я бы настоятельно рекомендовал его человеку, находящемуся в состоянии острого кризиса, суицидо-опасном состоянии (было бы хорошо, если бы специалист ещё был знаком с кризисной психологией вообще, и владел не лишь данным методом, но вообще был квалифицирован, как кризисный психолог). Второе, в случае, когда у человека возникли сложные ситуации, которые было бы полезно обсудить своевременно, а обращаться к психотерапевтам аналитических направлений – накладно и во времени и материально. При обращении человека к психотерапии впервые, этот опыт будет, несомненно, важным и ценным в отношении разрешения актуальных проблем, формирования положительного отношения к психологической помощи, как средству разрешения проблем этого рода. Метод отлично сочетается и с другими, требующими экспертной оценки, например, клиническим. Продолжение возможно, как в этом же, так и в другом методе, главное, чтобы он отвечал нуждам человека. Абсолютно безопасный опыт, экологичный и весьма полезный, так что, может быть рекомендован и свободно реализован с детьми от 10-12 лет. Клиентам, более младшего возраста, я бы рекомендовал метод игровой терапии. Метод может быть применён и для разовых консультаций при уже идущем продолжительном курсе психотерапии параллельно, для разрешения актуальных случаев. А если говорить об опыте применения его людьми без специального, психологического образования, он вполне отвечает самым взыскательным требованиям пользователей. SFBT КППт – отличное подспорье в разрешении повседневных забот активного, целеустремлённого человека, да, что там! Любого человека, стремящегося к продуктивности взаимодействий и к гармоничным взаимоотношениям, успеху в делах. Отличный инструмент продуктивного общения каждого грамотного человека. А если говорить о применимости метода, как уже писал в заметке О КППт в 2-х словах. Сходства и отличия. Преимущества, она и верно, широка:
С нового года стартует курс развития продуктивности в общении – «Беседы о решении», а в декабре приглашаю поговорить «За всё хорошее» В #Туапсе 14.12.18 с 17:30 (90 минут) Вебинар 15.12.18 с 11:30 (90 минут) (Мы будем немного говорить вслух, и больше думать о достижениях, об условиях, которые поспособствовали, и больше о своей активности, благодаря чему цели либо оказались достигнутыми, либо приблизились. И так же будет специальная работа по оценке вклада людей, которые имели отношение к этому. Присоединяйтесь! Зовите друзей. Вход свободный, участие донейшн).
(психотерапия_без_дураков) С Вами Юрий ИОНОВ Психолог_психотерапевт_Туапсе Свяжитесь со мною, и я вышлю Вам приглашение на онлайн-конференцию. Всё обсуждаемо! Удобная связь со мной по вопросу консультаций, супервизий, проведения вебинаров. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|