|
Настроение и повседневная жизньАвтор статьи: Денис Зеликсон
Настроение представляет собой важный фактор, оказывающий неизбежное влияние на все аспекты человеческой жизни. Но так ли обстоит дело в повседневной жизни? И если да, то как это связано с тем, что люди делают в течение дня?
Оказывается, что возможных вариантов развития событий всего три. Во-первых, человек повсеместно стремится улучшить свое настроение. Иногда жизнь предоставляет нам возможность реализовать этот план, а иногда нет. Следовательно, текущее настроение никак не должно быть связано с тем, в какую активность мы вовлечены, поскольку последняя от нас не зависит. Во-вторых, мы стремимся улучшить свое настроение тогда, когда оно у нас совсем плохое или очень хорошее. В таких состояниях человек более склонен к занятиям, приносящим ему удовольствие. А в нейтральной ситуации человек склонен заниматься менее интересными и приносящими радость делами. В-третьих, человек имеет как краткосрочные, так и долгосрочные цели, а настроение позволяет правильно расставлять приоритеты. Соответственно, в плохом настроении люди более склонны к приносящей радость деятельности, тогда как в хорошее настроение предрасполагает к менее веселой, но в тоже время необходимой активности.
Исследование Taquet et al. (2016) показало, что наиболее достоверным оказывается последнее объяснение. То, чем мы будем заниматься спустя некоторое время, зависит от того, какое у нас настроение сейчас. Так, десять видов приносящей удовольствие деятельности зависят от настроения: принятие пищи, занятия с детьми, прогулки на природе, отдых, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, общение с другими и употребление спиртного. При этом такая мало приносящая радости деятельность, как поездки на работу и с работы, сама работа, домашняя уборка, сон и ожидание в большей степени зависят от дня недели и времени суток. В плохом настроении, как показало исследование, мы стремимся его улучшить и занимаемся тем, что приносит нам удовольствие. А вот в хорошем настроении человек выбирает неизбежную и важную, но менее радостную активность.
На сегодняшний день науке известно, что люди в среднем пребывают в чуть приподнятом настроении. Это необходимо нас с эволюционной точки зрения, что неплохо объясняется теорией позитивных эмоций Б. Фредриксон (broaden-and-built theory). Позитивные эмоции в рамках данной теоретической модели рассматриваются как ресурс деятельности и развития человека Теория наделяет позитивные эмоции двумя основными функциями: поведенческой и ресурсной. Первая заключается в расширении поведенческого репертуара у человека, который испытывает позитивный аффект, а вторая сводится к тому, что преобладание позитивного настроения приводит к формированию психического ресурса человека. При этом позитивные эмоции отличаются от ощущений наслаждения, которое связано с изменениями физической среды, тем, что такие эмоции зачастую возникают без внешних стимулов. Наличие поведенческой функции подтверждается результатом ряда экспериментов. Так, позитивный аффект, сформированный в результате целенаправленного прайминга, расширяет фокус внимания человека, что увеличивает возможный репертуар его поведения в моменте. Это позволяет лучше справляться с решением творческих задач. C другой стороны, есть свидетельства того, что позитивный и негативный аффект, как состояние, влияет на внимание не заранее предопределенным способом, а в зависимости от контекста. Так, позитивные эмоции обеспечивают широкий или узкий фокус внимания исходя из требований ситуации. Наряду с этим позитивные эмоции обладают восстановительной функцией, которая позволяет как нейтрализовать негативные эффекты от негативных эмоций, так и восстановить психический ресурс, необходимый для осуществления процессов волевой саморегуляции.
Ресурсная функция позитивных эмоций хорошо согласуется с тем фактом, что люди в целом испытывают приподнятое настроение в нейтральных ситуациях. Это становится психическим ресурсом для адаптации и повышения эффективности психических процессов. Отсутствие такой тенденции в эволюционном смысле могло привести к отсутствию мотивации к исследованию человеком окружающей среды. Напротив, позитивные эмоции подталкивают людей к исследованию новых объектов, людей и ситуаций. Наряду с этим хорошее настроение нужно нам для того, чтобы заниматься важной, но не очень радостной деятельностью, например работой. Maxime Taquet, Jordi Quoidbach, Yves-Alexandre de Montjoye, Martin Desseilles, and James J. Gross. Hedonism and the choice of everyday activities. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2016, DOI:10.1073/pnas.1519998113 Оригинал здесь: http://pospsy.ru/nastroenie-i-povsednevnaja-zhizn/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|