Религиозная (аддикция) зависимость. Граница между мной и Богом.

Религиозная аддикция зависимость Граница между мной и Богом

 

Религиозная (аддикция) зависимость. Граница между мной и Богом. 

    В данной статье мы не будем рассматривать религию как нечто хорошее или нечто плохое, нас не интересуют конфессии, ритуалы, обычаи, мы не будем проводить параллели между религиозными людьми, атеистами или агностиками и искать их различия. Мы попробуем всего лишь, затронуть крупицы той информацию, которая освещает этот вопрос, посмотреть на феномены и особенности религии , которые затрагивали людей, на протяжении существования всей земной цивилизации. И так как нас интересует, вопросы зависимости, попробуем нащупать, ту границу которая отделяет человека от религиозной зависимости, понять ее психологию.

    На мой взгляд религия появилась в тот момент когда один человек пришел к другому чтобы поинтересоваться о том что ему непонятно и это его жутко пугает, а другой ему объяснил ровно так чтобы то перестал бояться, и тому стало спокойно. А если ты меня избавил от страха, значит ты меня можешь и защитить, значит ты сильней, (внешне мы похожи) значит у тебя есть сверхъестественная сила. Другой был психологически проворней , и воспользовался слабостью другого, и стал им управлять в замен давая ему иллюзию бесстрашия и спокойствия. Для меня религия это вопрос этики и власти человеческих отношений. 

     В понимание содержания религиозной аддикции, чёткое определение данного феномена практически отсутствует и нуждается в разъяснениях. Религиозная аддикция является одной из процессных аддикций и выражается в возникновении психологической зависимости по отношению к различным формальным правилам, ритуалам, последовательностям, действиям, специфичным для конфессиональной принадлежности при отрыве их исполнения в действиях и/или в воображении от внутреннего переживания и значения.

    Сам термин (религия) происходит от латинского слова religio, что на ряду с другими значениями обозначает связать вместе.  Психологически сущность религии заключается в ее способности связывать переживания. Религиозное чувство трудно поддается словесному определению. Otto (1917) называл это чувство Святым, или переживания Святого. Религиозное чувство-это не концепция, не черта характера или структура, тип необычного, качественно отличающегося от других чувств все охватывающего переживания, которое  вызывает очень сильные, не неподдающиеся точному словесному описанию состояния, в том числе, благоговейный страх. Необходимо понимать, что религиозное чувство не может быть постигнуто границах  обычных психологических и философских категорий.

     Jones et al (2006) также называет религиозное чувство полностью другим. Религиозное чувство вообще не уменьшается в континууме чувств, находится в другом измерении. Освоить понимание религиозного чувства, опираясь на обычное понимание интенсивности переживания, невозможно. Отправной точкой понимания служит аксиома, что само переживание характерно отличается от иных  переживаний, доступных человеку. Это переживания вторично может вызвать чувство благоговения, чувство ужаса, непостижимости тайны. Происходит проекция на Таинственный объект, который воспринимается как Высшая Сила, как Бог или Природа.Таким образом, не религиозное чувство определяет сущность религиозной аддикции. В психологическом аспекте религиозное чувства также не определяет развитие религиозной зависимости, как инстинкт голода не определяет пищевую зависимость, или сексуальный инстинкт не диктует сексуальную зависимость. Религиозная зависимость формируется как процесс опасной деструктивной вовлеченности в религию в её групповом или индивидуальном понимании, что позволяет такому пониманию религии, а не отношению с Богом, контролировать жизнь человека.

    Религия понимается как "любая система мысли и действия, разделяемых группой, которая дает индивидууму рамку ориентации и объект преданности. Светские мирские системы, как современный авторитаризм не могут определяться этим термином, хотя в психологическом контексте они соответствуют этому термину. Религия включает ту или иную догму, как систему верований, и совершение определённых обрядов и ритуалов.

     Спиритуальность "духовность" ассоциируется с прямыми непосредственным личными переживанием Святого, не опосредованным предписанной догмой или религиозной иерархической системой. Однако на пути поиск спиритуального смысла, существует опасность попасть в ловушку религиозная зависимость.

    Религиозная зависимость прямым образом связано с категорией психического здоровья, содержит кодификацию "религиозная и спиритуальная проблема"(V62.89).

    Wilber (1997) полагает, что психическое здоровье является состоянием баланса, обеспечивающим развитие личности при её связи c Высшей Реальностью. Психическое здоровье-это нечто большее, чем отсутствие психического заболевания. Признаком психического здоровья является психическая эластичность, гибкость, способность справляться с потоком задач, в повседневной реальности, адаптивность, творческая приспособления к реальности. Вопрос о том, какая степень религиозной по груженности  в религиозный опыт может быть опасной для  психического здоровья.И какие религиозные переживания имеют наибольшее значение для психического здоровья. На данные вопросы пока нет единой точки зрения.

     Религиозная зависимость может находить выражение в компульсивном (насильственном) религиозном поведении. Компульсивная  активность религиозных зависимостей формируется на чувстве вины и желании искупить эту вину, совершая религиозные обряды ритуал и участвуя в религиозной социальной деятельности С целью заслужить таким образом прощения у Высшей Силы.

     Чрезмерная активность религиозных зависимых избавляет их от депрессивных и тревожных переживаний, связанных с чувством вины и низкой самооценкой. Однако это временное облегчение быстро приводит к рецидиву прежние болезненно переживаний. Таким образом зависимый оказывается вынужденным постоянно находиться в состояние занятости религиозная активностью. Увеличивается динамика процесса нарастающей  навязчивостью, содержанием которой является убеждённость в  недостаточном старании,  возрастает стремление к перфекционизму с постоянной неудовлетворённости собственными действиями.

     И как парадоксально это не было у зависимого остается мало времени для связи с Богом для оказания помощи нуждающимся людям, практически все время уходит на качественное выполнение ритуалов и обрядов.

    Arnerburn,Feiton (2001) обнаружили, что религиозные аддикты проявляют обычно крайний нетерпимость к другим религиозным конфессиям. По наблюдениям авторов, В повседневной жизни проявляют ригидность взглядов, поиском врагов в своем окружении. Для них типично стремление находить в поступках других, вы в стиле жизни, в системе ценностей что-то негативное и максимально преувеличивать, давай до абсурда его значение.

    Аддиктивны потанцевал имеют активности, с помощью которых человек получает возможность смягчать сильные отрицательные эмоции, контролировать и манипулировать состояниями угнетение, эмоциональной боли, депрессии, отчаянья.

    Религиозная зависимых объединяет общий элемент поклонение процессу своей деятельности её результатам. Поклонение может достигать степени идолопоклонства. Религиозные аддикты вместо Бога обожествляют процесс своего поведения, делая его своим идолом.

    В  религиозной аддикции имеет значения феномен, которые авторы называют "токсическая вера".

Признаки токсической веры:

•   материальные блага является признаком ритуальной силы,

•   проблемы в моей жизни связаны с определённым грехом,

•   Богу нужные лишь духовные гиганты, 

•   настоящая вера заключается в ожидании помощи Бога без каких-либо усилий с моей стороны,

•   Бог слишком велик, чтобы заботиться обо мне,

•   все священники-люди от Бога и им  можно доверять,

•   я должна всегда подчиняться авторитетов,

•   Бог ненавидит грешников, Он ненавидит меня и желает наказать меня, 

•   могу заработать свой путь на Небо.

     Индивидуум, охваченный токсической верой, отдает себя во власть идола, ложного бога, попадает в состоянии усиливающийся психологической зависимости, которая принимает характер процесснной религиозной аддикции. Это выражается в увеличении времени, затрачиваемого на религиозную активность, и ослабления прежней мотивации к социальная деятельности. Происходит изменение межличностных отношений, прежде всего в семье, контакт между членами семьи становиться формальным, нарастает взаимное непонимание, недоверие и неприемлемость, что неизбежно происходит когда другие члены семьи не поддерживаю взглядом религиозного аддикта и отказываются выполнять его ритуальные практики. Во многих случаях аддикты пытаются убедить членом семьи в правильности выбранного ими пути. Если им это удается, то члены семьи становятся религиозными аддиктами.

     Зависимость от секты, подчинение её практикам и другим видам деятельности становится все более доминирующими, на определённом этапе поведение зависимого становится автоматическим. Для реализации аддикции уже не необходимо какое-то волевое усилие. Возвращение доадактивному поведение оказывается более трудным, чем реализация зависимого  поведения. Зависимость от  ритуалов заменяет у аддикта религиозную зависимость от Бога. Аддикт находится в зависимости от других членов секты, который со своей стороны предпринимают все возможные усилия, чтобы не отпускать аддикта из своей общины.

   Религиозный фанатизм сопровождается значительным усилением нарцисстического радикала, которую выходит за границы реальности, становясь комплексом всевластия.

     В каждом конкретном случае следует принимать во внимание фактором внутренней неудовлетворённости своим психическим состоянием, чувство психологической недостаточности, которая не заполняется полностью различными  религиозно аддиктивными практиками.

     Arnerburn,Feiton (2001) выделяют несколько характеристик, присущих всем религиозным аддиктам.( кратко)

     Ригидный родитель-воспитание ригидными авторитетными родителями, наряду с реакциями и поведением протеста в детском, подростковом и взрослом периодах часто приводит к повторению родительского стиля поведения, причём утрированной форме.

    Переживания разочарования-это может быть переживания связана с разводом родителей, боль ранней потери наиболее близкого человека. Имеют значение в психические травмы во взрослом возрасте, касающуюся системы ценностей качественного мира.

     Низкая самооценка-является следствием их детского воспитания в дисфункциональных семьях. Родители с раннего детство последовательно интроецирывали (вводили) в их психику конструкты  содержащие неполноценности, По сравнению с другими детьми.

     Жертвы насилия-хроническое переживание неполноценности и стыда приводит к накоплению В бессознании неотреагированного гнева.

      Minor (2007) считает, что религиозные аддикции имеют много общего сексуальными аддикции, чем объясняются по мнению автора. частные случаи вовлечения церковных функционеров В сексуальные правонарушения.

 

     Следует ещё раз подчеркнуть, что религиозных аддиктов объединяет поклонение процессу совершения обрядов и религиозных ритуалов. При этом на первый план выступает формальная сторона совершаемых активность.

 

     Специфика  религиозных активностей существенно помогает зависимому избавляться от чувства вины, так как аддиктивное поведение оправдывается служением Высшей цели. Религиозная аддикция блокирует возможность связи с Богом. В результате фиксации зависимой реализации религиозный аддикт фактически лишаются переживаний залужный в нём религиозного чувства, увязая поглощающих ритуалах и обрядов, этим самым отдаляет себя от Бога.

     Религиозная аддикция не возникает внезапно. Её коварство заключается в том, что она овладевает человеком исподволь, незаметно, постепенно подчиняя себе все мотивации и виды деятельности. Постепенно аддикты создает себе собственный мир убеждений, В котором действуют свои правила и законы. Аддикта перестают интересовать люди не придерживающийся его взглядов и, тем более, критически относящихся к ним.

     Охваченные идеями мессианства нарцисстической гордыней, они выступает в роли лжепророков, организует вокруг себя группы индивидуумов со слабой эго-системой, подчиняют своему влиянию и эксплуатируют, земляка и различные дивиденды из их аддиктивных реализации контроля аддиктов.

 

                                                                                                              

Статью составил Миненко. М.                                                                                                                        на основании материала 

Короленко Ц.П.,Дмитриева Н.В. аддиктология: настольная книга(2012)

 



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Религиозная агрессия, как форма психологической защиты
  • Психические заболевания и религиозная практика
  • Чувство реальности как залог психического здоровья
  • РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • К понимаю связи между психологией и религиозной верой через дискурс
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Аддикции. Спайс зависимость.
  • Форекс-зависимость как форма поведенческой аддикции
  • Взаимосвязь религиозной веры и феномена психологической смерти
  • Религиозные запреты и сексуальная зависимость
  • Любовная зависимость: чувство как наркотик
  • "Кризисные состояния и чувство вины человека"
  • «Я мог поступить по-другому» как основание для переживания чувства вины и стыда
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • У зависимости есть свойство: зависимость прогрессирует. Виды и причины зависимости.
  • От квантовой религии - до религиозной физики
  • Последствия воспитания ребенка адептом религиозной секты
  • О чём может рассказать Ваше чувство вины?
  • Процесс переживания потери близкого человека
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Смещённая активность, прокрастинация и аддикции - как всё это связано?
  • Чувство стыда или чувства вины - в чем разница?
  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • Заблудившееся чувство любви: аддикция
  • Чувство вины в жизни человека.
  • Обида и чувство вины. Как эти чувства отражаются на этапе похудения и как с ними совладать
  • Почему люди имеют зависимость от сладкого?
  • Психологические зависимости - аддикции и нестабильная самооценка.
  • Концепции и переживания - основа психологической реальности
  • Шляпник. Или "как фотография помогает понять свои переживания".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь