|
Психические заболевания и религиозная практикаАвтор статьи: Литвинова Оксана Николаевна
О. Н. Литвинова Психические заболевания и религиозная практика. Введение. I. Особенности психологии верующего. II. Деструктивное действие некоторых религиозных верований на душевное состояние верующего. III. Положительное влияние, оказываемое некоторыми религиозными практиками в лечении душевных болезней. Введение. История древнего мира полна описаний душевных болезней, они содержатся в литературных источниках (Ветхий Завет, «Мифы древней Эллады»), исторических трудах(Геродот), научных исследованиях (Гиппократ, Цельс). Библия (Ветхий Завет) повествует об израильском царе Сауле, на которого напал злой дух, и он стал бесноваться (1 Цар 18. 10). Еще один пример душевной болезни, о которой говорится в библейских сказаниях, — это психическое расстройство у Навуходоносора, царя Халдеи, разрушившего первый Иерусалимский храм. У Навуходоносора наблюдались припадки ярости и, кроме того, ощущение себя животным: он скитался, как вол, опустив голову; оброс волосами, питался травой (Дан 4. 29–31). Состояние Навуходоносора трудно диагностировать; известный психиатр П. И. Ковалевский, анализировавший сказания древних, считал, что у царя Халдеи имели место симптомы деперсонализации (изменения собственного «я»). Наиболее часто подобное состояние и подобное поведение наблюдается при шизофрении. Депрессия (с точки зрения современности) ярко отражена в легенде о царе Эдипе (произведения Софокла «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне»). Царь Фив Эдип по незнанию убил своего отца и женился на собственной матери. Узнав об этом, Эдип в ужасе ослепил себя. В подавленном состоянии он в одиночестве бродил по дворцу, не хотел слышать дочерей, шума родного города и в конце концов решил отправиться в Афины, где в священной роще Эвменид (богинь совести) бог Аполлон предсказал ему смерть. Слепой страдалец, как зрячий, направился к спуску в царство теней Аида. О безумии Геракла Еврипид написал трагедию «Геракл»: Гера наслала на него исступление, и он перебил из лука собственных детей, приняв их за врагов. I. Религия не является воображением или иллюзией человека. Уже в доисторическую эпоху существовали определенные религиозные представления: об этом свидетельствуют пещерные захоронения в специальных культовых местах, жертвенники. По К. Г. Юнгу, религия представляет собой универсальный человеческий феномен; согласно Э. Фромму, потребность в религии укоренена в условиях существования человеческого рода [6, 28-29].Религиозность — душевное состояние, которое переживает человек, она проникает всю его жизнь. При этом необходимо иметь в виду, что адепты разных религий по-разному воспринимают феномен «человек»: для индуиста, например, или джайниста, сикхи — это ступень реинкарнации, переселения души из одного тела в другое; для христианина — создание Бога, состоящее из тела и души, неразрывно связанных, так что только в единстве они образуют человека. II. Откуда появляется душевное повреждение или изменение в жизни человека? Область религиозной жизни является весьма чувствительной областью, пишет сербский психиатр и православный богослов В. Еротич, она связана с иррациональным и бессознательным, ведь сам опыт общения с Божеством открывает ощущение ужаса перед Святым и одновременно трепет и восхищение [6, 41]. Второй причиной, из-за которой болезненное присутствует и иногда «переплетается со здоровым» в христианстве, служит тот факт, что ни в какой другой религии нет такой глубокой потребности в покаянии и эта потребность не выражается в столь сильной степени. Иногда в драматическом акте покаяния проявляется преувеличенность, выражающая нарастающую строгость совести и доходящая до невроза — речь идет о преувеличенном чувстве вины у некоторых невротических личностей, для которых покаяние превращается в самоедство, а исповедь — в самобичевание[6, 42]. Кроме того, верующий может поддаться самообольщению, именуемому «прелестью». Она может овладеть как неофитом, так и подвижником, преуспевшим в аскетическом делании. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «прелесть есть повреждение естества человеческого ложью» [8, 228]. Одержимый «прелестью» мнит о себе, что он имеет многие добродетели, он обуян гордыней, своеволием, самообольщением. При этом происходит деградация всего человека: извратив образ мыслей, «прелесть» отравляет и тело, появляется «раздвоение» — вплоть до «астрального двойника», деперсонализация, ощущение невесомости и полета и т. п. [7, 394-397]. Епископ Игнатий приводит различные случаи прельщения, например: старец отсек себе кисть руки, полагая исполнить евангельскую заповедь (ср.: Мф 19. 18), и рассказывал, что отсеченная кисть сделалась святыми мощами, что она хранится в Московском Симонове монастыре, а он, находясь в пятистах верстах от монастыря, чувствует, когда братия с архимандритом прикладываются к его руке. Для конца XX века в духовно-религиозном плане характерно возникновение религиозных движений и многочисленных сект, в том числе деструктивных: «Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике», «Церковь объединения», «Сайентологическая церковь», «Церковь Христа» и др. Характерные особенности тоталитарных сект: 1) жесткий контроль над волей, сознанием, чувствами адептов — железная дисциплина; обязательная зубрежка печатных пособий секты; внушение адептам чувство вины перед организацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой; 2) формирование психологической зависимости от лидера и организации — подавление критического мышления; требование от адепта разрыва с членами семьи, с друзьями и ограничение круга общения только членами секты; отсутствие личной жизни вне организации; создание атмосферы тревоги и страха. Страх перед скорым концом света и Армагеддоном у иеговистов, маниакальное отыскание врагов, «подавляющих личностей» у сайентологов, отказ от медицинской помощи в сектах Петра и Виссариона — это и все выше перечисленные характеристики деструктивных сект приводят к многочисленным случаям психических расстройств сектантов, нередко к суициду [5, 80-83]. Созданная в 1994 году Комиссия по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций, — в состав которой вошли руководитель клинического отделения Московского НИИ психиатрии проф. Ю. И. Полищук; главный научный сотрудник НИИ МВД РФ проф. Ю. М. Антонян; руководитель ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Н. В. Вострокнутов; юрист, врачи психиатры из Московского НИИ психиатрии и психоневрологического диспансера № 21 г. Москвы, — проанализировала письма родителей, чьи дети были вовлечены в секты 1990–1994 годов, истории болезни молодых людей, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера; обследовала 11 пациентов, обратившихся к психиатру после пребывания в сектах; провела беседы с некоторыми членами сект. В своем заключении Комиссия отметила: «Деятельность организаций «Белое братство», «Богородичный Центр», «АУМ Синрике», «Сознание Кришны» сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности» — это «проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств» и проч. [5, 96]. III. Христианство греческий психолог и православный богослов Иерофей Влахос называет наукой врачевания, поясняя, что такое лечение и от чего лечит нас Православие с помощью своего богословия и богослужения. Под лечением души понимается в первую очередь лечение и освобождение ума. Человеческое естество «заболело» с момента отпадения его от Бога, и эта болезнь заключается в пленении и падении ума. Праотеческий грех – это удаление человека от Бога, утрата божественной благодати, что ведет к помрачению и смерти ума. Ум утрачиваетспособность функционировать правильно или функционировать вообще; 2) в более общем смешении умственной деятельности с физиологическими процессами; и 3) вследствие этого в порабощении ее гнету внешних обстоятельств. Результатом плохого функционирования умной силы является ослабление связей между человеком и Богом и людей между собой.Утрата Божией благодати умертвила ум человека, причем все его естество оказалось больным и передало эту болезнь потомкам. Так понимается наследование греха в православном учении. Слова апостола Павла «непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим 5. 19) отцы Церкви толкуют не в юридическом, а в медицинском смысле — имеется в виду, что человеческое естество «заболело» грехом: в плотскую часть человеческой природы вторглись с тех пор наслаждения, страсти и нечистота [2]. Ветхий и Новый Завет свидетельствуют, что людям многократно давались заповеди, которые определяли, что можно и что нельзя делать, содержали перечни запретов, которые должны были способствовать здоровью человека при их соблюдении. Например, Закон Моисеев запрещал употреблять в пищу определенных животных (Втор 14. 4–21), запрещалось употреблять тук и кровь животных (Лев 7. 22–27; Втор 12. 16). Большинство животных, мясо которых нельзя было есть, действительно были непригодны для этого, повсюду на Востоке мясо их считалось нездоровым. Многочисленные примеры, приведенные в Библии показывают непосредственную связь личного греха и болезни, в том числе душевной (Пс 114. 3–8; ср.: Ин 5. 14). Поскольку на духовное состояние человека огромное влияние оказывают страсти — греховные навыки души, перешедшие с течением времени и от частого согрешения как бы в природные качества, — то необходимо излечения души человека от страстей. Связь таких страстей, как пьянство, наркомания, со страданиями, болезнью очевидна, сложнее заметить это в душевных болезнях: но что только не сотворят зависть, алчность, гордыня и др. Христианство раскрывает человеку мир духовный и те законы взаимодействия с миром душевным, от исполнения которых зависит возможность обретения полноценной жизни во Христе. Изучением душевного мира человека, поиском средств и механизмов в душевном для обретения духовного занимается аскетика — святоотеческое учение о борьбе со страстями и сохранении себя в добродетелях. Эта область, по определению святителя Феофана Затворника, является внутренней областью человеческой души. Изучение внешней области души человека занимается психология. К душевным болезням необходимо подходить путем соединения научно-медицинского и религиозного понимания личности. В каждом человеке заложен образ Божий. Главное — уметь увидеть и показать больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. В беседах с друзьями Д. Е. Мелехов — один из основателей современной социальной психиатрии, т. е. той области психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь, — приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания, благодаря духовно правильному образу жизни, человек сохранял свою личность и оказывался трудоспособным. Сложную проблему представляет диагностика одержимости и ее отличия от психических заболеваний. Неосведомленность в этом вопросе приносит большой вред человеку, страдающему «одержимостью». Врач психиатр Б. Т. Демьяненко отмечает, что в своей медицинской и душепопечительской практике он столкнулся с тем, что и служители церкви и врачи плохо ориентируются в этой проблеме. Часто одержимыми считают пациентов, страдающих эпилепсией, шизофренией, истерией — такой подход к диагностике наносит духовный и психологический ущерб страдающему человеку. В последние годы отмечается увеличение количества лиц, подверженных одержимости. Русская Православная Церковь считает «одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытку лечения любых растройств исключительно клиническими методами», полагая при этом наиболее плодотворнымсочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при разграничении сфер компетенции врача и священника [14, 117-118]. Основные симптомы одержимости: 1. Одержимые проявляют сопротивление божественному. Часто они не могут войти в церковь, богохульствуют, проклинают, выражают ненависть ко всему христианскому, могут проявить негодование, когда происходят религиозные обряды и церемонии. Евангелие от Марка (1. 23–26) описывает такой случай: «В синагоге их был человек одержимый духом нечистым и вскричал: оставь! Что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Отмечается беспокойство при слышании Слова Божьего. 2. Личность одержимого ставится в подчинение чуждой ему личности. Окружающие могут увидеть искаженное злобной гримасой лицо одержимого, услышать измененный голос или голоса. Женщины говорят мужским голосом, а мужчины — женским. Мышление и речь одержимого, как правило, логические. Одержимые могут устраивать дискуссии с верующими людьми, проявляя при этом хорошее знание Слова Божьего. При наличии каких-либо психопатологических нарушений (эмоциональное расстройство, психомоторное возбуждение) обязателен признак насильственности, который проявляется в возникновении чуждых человеку мыслей. В психиатрии это носит название «синдром психического автоматизма». Происходит нарушение сна; во время сна человек ощущает темный предмет, который придавливает, душит; иногда такие люди видят гномиков, чертиков. Поведение при выходе злой силы: судороги, крик, катание по полу, потеря сознания. По выходе злых духов испытывают облегчение (Б. Т. Демьяненко). Центр медицинской духовной и социальной помощи для оказания адекватной диагностики и реабилитации имеющих духовные и психические нарушения, создан в Киеве при миссионерском обществе «Свет на Востоке». При Обществе православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки, архиеп. Крымского, в 1999 г. был организован Душепопечительский центр, в котором оказывается помощь пострадавшим от оккультных практик. В различных религиях существует практика изгнания злых духов из одержимого с помощью заклинаний, молитв и обрядовых действий — экзорцизм. Христиане верят, что бесов из человека можно изгнать, избавив его от недуга. Об этом свидетельствуют случаи изгнания бесов Иисусом Христом (Мф 12. 22; 17. 18; Мк 7. 29–30), неоднократно описываемые в Новом Завете. В древней Церкви в обряд крещения иудеев и язычников традиционно входило изгнание из них злых духов. В Русской Церкви экзорцизм называется отчиткой — это специальный молебен во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов. В РПЦ происходит все больше выступлений против экзорцизма (проф. МДА А. И. Осипов и др.), наиболее известным в настоящее время экзорцистом является архимандрит Герман из Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад). Австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл считал, что если религию, согласно ее исходной направленности, мало заботят и волнуют такие вещи, как выздоровление или предупреждение болезней, тем не менее по своим результатам — ненамеренно — она оказывает психогигиеническое, даже психотерапевтическое действие. Это происходит благодаря тому, что она дает человеку беспрецедентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность укрепиться, утвердиться в трансцендентном, в абсолютном [16]. «В современной психологии и психиатрии в процессе разработки научных теорий личности все яснее выступает стремление найти общие пути научного и религиозного понимания личности, а в практической работе психологов, психиатров и священников идти путем взаимопомощи, взаимоуважения и взаимообмена опытом в подходе к вопросам воспитания здоровой личности и лечения больных людей» [12]. Однако, как пишет М. В. Розин в статье «Религия и психотерапия: возможен ли кентавр?», психотерапия, обогащенная религиозными методами и даже целиком построенная на них, не становится одним из видов религии, а сохраняет свою специфику [15]. Различные религиозные конфессии в практике врачевания душевных болезней исходят из своего вероучения. В буддизме просветление, или состояние нирваны, достигается путем медитаций. Ведическая религия включает специальное знание о поддержании здоровья — Аюрведу. Адепты религии верят, что это знание дано Богом и передается с незапамятных времен до наших дней. Цель Аюрведы — научить человека поддерживать естественное равновесие элементов в физическом теле и равновесие ума, а также гармоничные отношения с природной средой и другими людьми, что, в свою очередь, способно обеспечить физическое здоровье и умиротворение. Библиография: 1. Братусь Б.С. Начала христианской психологии. М., 1995;
Статья опубликована в сборнике НПК "ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И РЕЛИГИЯ", Москва, 2011
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|