|
В поисках самого себя, - как бы не потерять земное притяжение ( проблемы психосинтеза)Автор статьи: Крайцеров Борис Владимирович
В поисках самого себя, - как бы не потерять земное притяжение (проблемы психосинтеза) У Роберто Ассаджиоли в его работе «Психосинтез» внешне всё звучит убедительно. Так, в первой главе «Динамическая психология и психосинтез» указано:1) глубокое понимание своей личности; 2) контроль над различными элементами личности; 3) постижение своего истинного Я; 4) психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра. А вот дальше даже при знакомстве с оглавлением возникают вопросы. Во второй главе «Самореализация и психические расстройства» приведены следующие факты: 1) кризис, предшествующий духовному пробуждению; 2) кризис, обусловленный духовным пробуждением; 3) реакции на духовное пробуждение; 4) фазы процесса пробуждения.
Рассмотрим его понимание структуры личности: а) низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др. б) среднее бессознательное (мысли, чувства, которые легко могут осознаться, аналог фрейдистскому подсознательному); в) высшее бессознательное, или сверхсознательное, сверхсознание (высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение); г) поле сознания (анализируемые чувства, мысли, побуждения); д) сознательная самость – «Я»- точка ясного осознания; е) высшая самость – своего рода «внутренний Бог».
Я себя ставлю на место начинающего психолога. По сути дела, мы все и всегда начинающие, ибо верен принцип «Век живи, и век учись. Я не стал бы стараться точно запомнить в последовательности эти структуры личности, по Ассаджиоли. Есть такая поговорка: «Платон (т.е. авторитет)- мне друг, но истина мне больший друг». Просто примем всё это к сведению и будем стараться во всем этом наследии разбираться.
Забегая вперед, скажу, одна закономерность, указанная Ассаджиоли, с моей точки зрения, подлежит фиксации в нашем мировоззрении и может стать руководством в нашей лечебно-профилактической деятельности: «Мы то, с чем мы себя отождествляем. А в процессе разотождествления мы можем прийти к осознанию своей истинной сущности». Теперь давайте разберемся, кто такой Роберто Ассаджиоли, в какую эпоху он жил, с кем общался. А общался он с очень интересными людьми.
Вот, например, Алиса Бейли. Алиса Анн Бейли (в девичестве Ла Троуб Бэйтман) родилась в 1880 году в Англии в богатой дворянской семье. Мать умерла, когда Алисе было шесть лет. Счастливого детства у нее не было, и на протяжении своего детства трижды пыталась покончить с собой. Когда Алисе было 15 лет, ей явилось видение. Очень явственное. В комнату вошел высокий человек в европейской одежде, но с восточным тюрбаном на голове. Он сказал, что есть миссия, к которой она должна готовиться. Этот учитель, который называл себя «Тибетцем» опекал ее на протяжении ряда лет. Она написала ряд книг: «Трактат о семи лучах», «Трактат о космическом огне» и др. Была знакома с мировоззрением Блаватской. Несмотря на общение с небесами, в жизни Алиса была очень активным человеком, занималась благотворительностью, добивалась притока денег, организовывала общества. Дважды была замужем. Она была примером современного окультиста, сочетающего духовность и теоретические знания в сфере эзотеризма, а также с практичностью и знанием жизни. Она видела новую мировую религию. Активно занималась анализом тогдашней жизни. Она основала Школу Арканов и «Новую группу мировых служителей». Нацистов она считала не до конца развитыми в духовном аспекте людьми, за что была включена в список врагов Гитлера. Очень своеобразно оценивала в историческом плане уничтожение гитлеровцами евреев, - за их карму. Обвиненная в антисемитизме, в числе других доводов, указывала, что в числе ее друзей много евреев, например, Роберто Ассаджиоли. По сути дела, мировоззрение Алисы Бейли основано на идеях эзотеризма. Умерла она в возрасте 69 лет. Итак, если разобраться, Ассаджиоли имел отношение к эзотеризму. Напоминаю себе и другим, что эзотеризм – это совокупность знаний, сведений, недоступных не посвященным, не сведущих в мистических учениях, людям. Это особое восприятие реальности. В этом восприятии есть тайное содержание, которое выражается в «психодуховных» практиках. Поэтому моя статья называется: В поисках самого себя, - как бы не потерять земное притяжение. Вот у нас и вырисовываются истоки мировоззрения Ассаджиоли: первое – эзотеризм; второе – психоанализ; в-третьих, психиатрическая практика. В толковании им психиатрических наблюдений, естественно, сказывается его мировоззрение. Привожу ход рассуждений Ассаджиоли в отношении кризиса, овладевающего обычным человеком: « ….он не столько живет, сколько «проживает жизнь. Его не волнуют проблемы цели, смысла и ценности жизни - он принимает ее такой, какой она ему является». И далее: «Но однажды этот «обычный» человек может с тревогой и удивлением заметить, что в нем что-то изменилось. Это может случиться после ряда неудач; нередко это происходит после какого-то потрясения, например, утраты любимого или близкого друга. Но иногда это случается и без всякой видимой причины, среди полного довольства, здоровья и благоденствия». Одним словом, начинает проявляться всё то, что бывает в состоянии душевного дискомфорта. Если мы вспомним, у Виктора Франкла - это проявление ноогенных неврозов. Ассаджиоли переносит это и на психозы. Вот конкретный случай в его описании. Один из обитателей психиатрической клиники Анконы, простой маленький человек, бывший фотограф, спокойно и настойчиво утверждал, что он Бог. Вокруг этой центральной идеи он выстроил систему бредовых представлений о силах небесных, коими он повелевает. В целом же он был мирным, добрым и отзывчивым человеком. Он помогал ухаживать за другими больными. Теперь внимание! Вот что говорит Ассаджиоли: «Материалистически мыслящие врачи сочли бы уместным констатировать, что упомянутый пациент страдал обычным параноидным бредом . Но сам по себе такой диагностический ярлык не поможет нам понять истинную природу и причины подобных расстройств. Поэтому имело бы смысл изучить возможность более глубокого объяснение иллюзорной убежденности этого человека. Естественно, у Ассаджиоли своя трактовка этого случая. Как клиницист, знающий также основы нейрофизиологии, имею совсем другое мнение. Вспомним с чисто физиологических позиций, что существуют внешние «стресс-факторы» и внутренние «стресс-факторы». К внутренним «стресс-факторам» относятся всякие изменения и нарушения в составе постоянства внутренней среды организма. В данном случае совершенно бесполезно применять методы психосинтеза. Впрочем, психологам не грозит общение с подобными больными. Но в других, более подходящих случаях опыт психосинтеза очень даже может нам пригодиться. Снова привожу основное положение Роберто Ассаджиоли: «Мы то, с чем мы себя отождествляем. А в процессе разотождествления мы можем прийти к осознанию своей истинной сущности». Психосинтез как раз и проявляется в том, что в ходе работы мы освобождаем человека от всего наносного в отдельных проявлениях, условно называемых «субличностями», и объединяем их вокруг здравого смысла. Наша задача: адаптировать человека к обычной жизни, создать условия для его дальнейшего процветания.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|