|
Опыт проведения психокоррекционных групповых занятий в амбулаторных условияхАвтор статьи: Грамотова Дарья Николаевна
В стационарных условиях проведение групповых психокоррекционных занятий является неотъемлимой частью психологической помощи пациентам, оказывает благотворное влияние на психику в целом, а также имеет направленность на решение конкретных актуальных проблем пациентов. Однако в условиях амбулаторной помощи пациентам с различными психическими нарушениями оказание помощи в виде проведения психокоррекционных групп представляется не менее важным. Данные группы ориентированы в большей степени на социальную адаптацию, интеграцию людей, находящихся на диспансерном и консультативном наблюдении. Чаще всего даже после применения медикаментозной терапии у большинства пациентов остаются те или иные психологические трудности, такие как проблемы в общении, социофобия, сложности при трудоустройстве на работу и др. Данные проблемы затрудняют полную реабилитацию пациентов, даже после длительной стойкой ремиссии. Именно в подобных ситуациях функционирование психокоррекционных групп, наиболее полезно и эффективно. В качестве примера попробуем описать опыт проведения психокоррекционных занятий в психоневрологическом диспансере №2– амбулаторном звене ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева г. Москвы. Занятия проводились 1-2 раз в неделю, на протяжении 5 месяцев. Количество участников в группе варьировалось от 3 до 7 человек, что являлось весьма эффективным. Согласно исследованиям Кастора, “в условиях стационара группы размером от пяти до восьми дают наибольшую возможность для общего участия пациентов“ (Ялом И., 2010, с.315). В группе были пациенты с различными нозологическими диагнозами: F 21.4, F 41.2, F21.8, F 64.0, F 20.004. F 21, F 60.12. Продолжительность одного занятия составляла 1,5 часа. В качестве основополагающих были поставлены следующие принципы групповой психокоррекции (Рудестам К., 2001, с.15):
Каждое занятие было посвящено разным темам и направлено на развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков, навыков саморепрезентации, самоанализа, самораскрытия, интерпретации эмоциональных состояний, которые в совокупности являются необходимыми для полноценного существования в социуме. В данной статье рассмотрены некоторые наиболее интересные, продуктивные техники и методы, использованные в групповой психокоррекции. Занятие с применением арт-терапевтической техники “Автопортрет”. Участникам было дано задание нарисовать себя так, как они представляют и ощущают себя в данный момент. В качестве инструментов было предложено использовать любые средства арт-терапии: карандаши, краски, шариковые ручки, фломастеры. После того как участники уже изобразили себя на бумаге, была дана другая инструкция: “Теперь можете изменить свой автопортрет так, чтобы стать на нем таким человеком, каким вы хотели бы быть (или чувствовать себя). Например, это может быть более яркий, веселый, активный или, наоборот, спокойный, серьезный, сильный человек. Вы можете перенести себя на морской берег или на пару ступенек вверх по карьерной лестнице. Вы можете сменить профессию и изменить свою внешность - всё, что захотите. Закончите рисунок.” Данная методика направлена прежде всего на выражение чувств, эмоций, актуального состояния участников. Анализ рисунков позволяет оценить глубину текущих переживаний, организовать обратную связь участников внутри группы, развить навыки самоанализа, рефлексии. Вторая часть инструкции направлена скорее на изменение представления о себе, постановку ближайших целей путем изменения автопортрета. Например, один из членов группы, изначально изобразивший свой черно-белый автопортрет в разбитом зеркале, после дополнительной инструкции добавил яркие краски в изображение таким образом, что разбитое зеркало стало похожим на рамку для фотографии, портрет как будто “cтал живым”.
Техника “Дорисуй изображение” В начале занятия членам группы предлагалось нарисовать небольшой рисунок на свободную тему в течение нескольких минут. Далее участники передавали свои изображения соседу справа, с предложением дорисовать то, что он считает нужным. Процедура продолжается до тех пор пока рисунок не найдет своего первого художника. Данная техника особенно полезна для диагностических целей, выявления актуального аффективного состояния членов группы, а также определения групповых ролей. Также методика может быть эффективна для прослеживания групповой динамики, отмечая изменения в группе от начала ее возникновения до конца существования. Наиболее важным при проведении техники является акцентирование внимания на обсуждении и анализе получившихся рисунков, подробное рассмотрение того, что хотел воплотить на листке художник и что в итоге получилось. Хотелось бы отметить, что в группе, описываемой в данной статье, результаты получились достаточно любопытными. Так, например, один из участников в данном упражнении в любом даже изначально нейтральном рисунке, стремился изобразить что-то разрушающее. Данное поведение участника может демонстрировать его отвержение, пренебрежение как ведущую черту в межличностном взаимодействии, а также отношение к окружающему миру в целом. Группа в свою очередь негативно, с претенциозностью отреагировала на стремление к разрушению созданного другими. Однако после обратной связи других членов, ведущего произошло неожиданное для всех самораскрытие участника, которое привело к последующей более глубокой работе с ним. Техники для развития эмоционального интеллекта Данные техники представляются особо важными и необходимыми для пациентов со слабо развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональные оттенки отношений, использовать эмоции для решения задач, связанных с отношениями. В первом упражнении участникам предлагалось нарисовать по одной базовой эмоции на листе бумаги, используя фломастеры и карандаши. В качестве основы была предложена теория базовых эмоций П.Экмана, который выделяет 6 основных эмоций: радость, печаль, удивление, страх, отвращение, гнев. (Изард К. ,1999, с.44) Согласно данной теории при проявлении этих эмоций выражения лица являются универсальными, чему соответствуют определенное положение губ, глаз, бровей и.т.п. Например, следующие особенности отражают эмоцию страха: брови подняты, растянуты, сведены; коротких морщины на лбу; глаза раскрыты, нижнее веко сильно наряжено, губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад. После завершения рисунков один из участников показывал листок с изображенной эмоцией – другим следовало интерпретировать: догадаться при помощи мимических сигналов на листе какая эмоция изображена на листке, обсудить какие именно особенности указывают на это и т.д. Во втором упражнении, направленном также на развитие эмоционального интеллекта было предложено образовать пары, в которых один участник являлся кодировщиком, а другой интерпретатором эмоций. Требовалось изобразить небольшую сцену из жизни с использованием слов, мимики и жестов в течение нескольких минут. В случае если интерпретатор затруднялся распознать эмоцию было дано дополнительное время. После проведения таких техник следовало обсуждение проблем и сложностей участников, в связи с выполняемой ролью и изображаемой эмоцией. Кроме развития навыков понимания и выражения эмоциональные состояния в упражнениях активно задействованы коммуникативные процессы - способность устанавливать обратную связь, отстаивать собственное мнение, а также навыки самопрезентации. Список литературы: 1.Изард К. Психология эмоций пер. с англ. - СПб., 1999. - 464 с. 2.Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с. 3.Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. - Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП),2010. – 576с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|