|
Структура жизнеспособности психотерапевтаАвтор статьи: Тарасова Екатерина Владимировна
В настоящее время проблема жизнеспособности человека начинает вызывать все больший интерес представителей различных наук в России и за рубежом [18]. Исследование структуры жизнеспособности в профессии психотерапевта способствует анализу деятельности специалистов с целью повышения их компетентности. Известно, что в своей профессиональной деятельности психотерапевт испытывает воздействие таких стресс-факторов, как психоэмоциональные нагрузки, дефицит времени, высокая ответственность, напряжённость труда и др. Жизнеспособность человека при выполнении профессиональной деятельности проявляется, в том числе, в успешном совладании с трудностями. В современном мире показатель успешности — фактор времени, т.е. приоритетным является минимально короткое время для возможности справиться с проблемными ситуациями. Чувство согласованности и вера в возможность решения трудных жизненных ситуаций — это основные аспекты жизнеспособности в профессии. На основе литературных данных и исследований в сфере изучения эмоционального выгорания психотерапевтов, ресурсов личности и факторов устойчивости нами была разработана модель жизнеспособности в деятельности психотерапевта (см. рисунок 1), где обобщённо представлены компоненты жизнеспособности.
Рис. 1. Модель, отражающая структуру жизнеспособности психотерапевта.
Жизнеспособность психотерапевта — это многокомпонентная структура, включающая в себя социально-психологические условия и социально-личностную жизнеспособность, которая характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности (в трактовке Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова):
В формировании жизнеспособности в профессии отмечается роль семейного окружения, а именно — стабильные семейные и межличностные связи, а также поддержка и индивидуальные ресурсы. Социальные ресурсы могут расширять совладающие возможности человека путём повышения его самоэффективности и предоставления информационной помощи. Люди, имеющие в распоряжении больше социальной поддержки со стороны семьи или друзей, в большей степени склонны к активному совладанию, позитивной переоценке, поиску помощи и реже прибегают к избегающей стратегии совладания, особенно к эмоциональным выплескам (Holahan, Moos, 1987; Moos et al., 1990) [16, с. 231]. К социальным ресурсам также относят власть, поддержка семьи и т.п. (Diener, Fujita, 1995) [6]. Для психотерапевта социальными ресурсами также являются общение с коллегами, посещение семинаров, мастер-классов, конференций, групповых супервизий. Если рассматривать человеческую деятельность и формы её проявления, то стоит отметить роль культурного фактора в жизнеспособности психотерапевта. Культурный фактор характеризуется способностью субъекта воспроизводить себя, свою культуру, свои отношения вопреки бесконечному потоку опасностей, преодолевая их и отвечая на них соразмерно реальному вызову истории [3]. Важное место среди компонентов жизнеспособности психотерапевта занимают свойства личности. Среди них можно выделить ряд способностей: способности к адаптации в профессии, способности к осмыслению жизни в профессии, способности к саморазвитию в профессии, способности к саморегуляции в профессии. Кроме наличия указанных способностей, важными являются определённые качества личности психотерапевта — такие как жизнестойкость, мужество, мудрость, духовность, искренность, сопереживание, этические ценности и др. Жизнестойкость специалиста является одной из главных личностных характеристик жизнеспособности. «Жизнестойкость» определяется как особый паттерн установок и навыков, позволяющих превратить изменения, происходящие с личностью в её возможности (Maddi, Khoshaba, 1994) [11]. «Жизнестойкость» — черта личности, установка на выживаемость [1], позволяющая быть успешным в профессии, а также преодолевать различные профессиональные кризисы, использовать индивидуальные ресурсы. Можно сказать, что совладание с трудными ситуациями и жизнестойкость являются составляющими «жизнеспособности» человека [11]. Т. Кокс и С. Хобфол под индивидуальными ресурсами понимают ряд личностных качеств, таких как общая интернальность, высокий уровень мотивации достижений, высокая самооценка, уверенность в себе (Cox, 1978, Hobfoll, 1988). Указанные качества способствуют сохранению устойчивости, адаптации психотерапевта. Кроме того, В.М. Ялтонский и Н.А. Сирота отмечают, что в кризисной ситуации возраст, пол, интеллект, сила характера тоже выступают в качестве ресурсов (Ялтонский, Сирота, 2008) [15, с. 229]. К.В. Карпинский отмечает, что личностными ресурсами являются: уверенность в себе, интеллект и др. (Diener, Fujita, 1995) [7]. Личностные ресурсы отражают качества личности, которые позволяют справляться с трудными жизненными ситуациями. Неотъемлемой частью жизнеспособности являются личностный рост и развитие. В связи с этим самоактуализация и связанные с ней ценностно-смысловые особенности личности, мотивы, особенности самоотношения и отношения к профессии взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику развития личности — личностный самоактуализационный потенциал [13; 21], который отражает жизнеспособность психотерапевта. Важно отметить, что жизнеспособность не является стабильным свойством индивида. Это свойство изменяется в зависимости от вида стресса, его контекста и иных факторов, которые определяются как факторы риска и защитные факторы. Известно, что жизнеспособность может изменяться со временем и в разных условиях (Luthar, Cicchetti, Becker, 2000) [11]. Жизнеспособность субъекта труда не только характеризуется социально-психологическими, культурными и личностными аспектами, но ещё и связана с психофизиологическими основами личности, определяющими «жизнедеятельность человека на уровне биологического организма и индивидуально-типических свойств психики»:
Таким образом, жизнеспособность психотерапевта является полимодальным феноменом, подразумевающим интеграцию элементов жизнедеятельности человека. Важным аспектом жизнеспособности психотерапевта являются профессиональные ресурсы, являющиеся фактором профессиональной успешности, результатом способности человека работать с характерными для этой деятельности ситуациями и их требованиями [16, с. 234]. Уровень реализации психотерапевтом профессиональных знаний, умений, навыков отражает эффективность как трудовой, так и повседневной жизнедеятельности. Профессиональные знания оказывают позитивное влияние на качество жизни психотерапевта в целом. Профессиональные деловые качества и навыки дополняют и раскрывают индивидуальные ресурсы в деятельности [Там же. С. 240]. Профессиональные ресурсы включают ресурс контроля стресса, измеряющий способность предвосхищать проблемные ситуации, осознавать реальные и возможные стрессы, а также умение контролировать возникающее напряжение. Кроме того, это ещё и способность управлять собой, подразумевающая рациональное использование рабочего времени, сохранение баланса между личной и деловой жизнью и т.п., значимо положительно связанная с ресурсами уверенности в себе, структурирования, физического здоровья, физической выносливости, контроля стресса и контроля напряжения [Там же. С. 238]. Саморегуляция и адекватное формирование профессиональной нагрузки самим специалистом в профессии психотерапевта является главной составляющей жизнеспособности и показателем продуктивности труда. Стоит отметить очень важную закономерность: «Нереализуемые в профессиональной деятельности компетенции постепенно начинают редуцироваться, делая невозможным возвращение к прежней профессии на высоком уровне профессионализма» (Зеер, Сыманюк, 2005) [Там же. С. 231], регулярное использование профессиональных навыков сохраняет жизнеспособность в профессии. Таким образом, ресурсный потенциал представляет собой взаимодополняющее сочетание личностных качеств, профессиональных знаний, умений и возможностей, предоставляемых специалисту внешней средой в качестве источника ресурсов, а также их активное использование в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях [Там же. С. 240], что способно обеспечить реализацию возможностей субъекта труда — как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом. Длительное сохранение общей трудоспособности является главным показателем жизнеспособности долголетних людей именно потому, что в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся (Ананьева, 2010) [18]. Резюмируя сказанное, отметим, что ресурсы личности специалиста занимают центральное место в исследовании его жизнеспособности в профессии. Проблема жизнеспособности психотерапевтов является малоизученной, требует дополнительных исследований в рамках психологии труда, где важным аспектом является экспериментальное изучение жизнеспособности, о чём пишет в своей работе А.В. Махнач: «Разработка многошкальных опросников, измеряющих жизнеспособность, позволяет увидеть измеряемый конструкт как многофакторную структуру» [12]. В целом жизнеспособность психотерапевтов отражает профессиональные ресурсы, жизненный опыт и личностные особенности. В настоящей статье мы лишь кратко отразили структуру жизнеспособности психотерапевта, её основные аспекты.
Литература 1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. – Кемерово: Кузбассвузиздат. 2003. – Вып. 2. – С. 82–90. 2. Арчакова Т.О. Жизнестойкость против факторов риска [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/articles/d20835.shtml 3. Ахиезер А.С. Жизнеспособность российского общества [Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/737/559/1217/005_Ahiezer.pdf 4. Горобец Н.Л. Профессиограмма деятельности психотерапевта в контексте интегративного подхода к психотерапии: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008. 5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с. 6. Дмитриенко Е.В. Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2010. 7. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9, № 4. – С. 3–33. 8. Кондратенко О.А. Психологическая структура профессиональной жизнеспособности личности // Актуальные вопросы современной науки. – 2010. – № 16. – С. 143–151. 9. Лактионова А.И. Структурно-уровневая организация жизнеспособности человека: метасистемный подход // Личность профессионала в современном мире / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлёв. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 109–126. 10. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность как фактор адекватного профессионального самоопределения и социализации // Социальная психология труда: Теория и практика / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – Т. 1. – С. 459–477. 11. Махнач А.В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 5. – С. 86–97. 12. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение и операционализация термина // Психологические исследования проблем современного Российского общества /отв. ред А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 54–86. 13. Наличаева С.А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2011. 14. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. – 2012, № 6. – С. 151–176. 15. Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодёжи в ситуации потери работы: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 2011. 16. Постылякова Ю.В. Ресурсный потенциал субъекта профессиональной деятельности // Социальная психология труда: Теория и практика / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – Т. 1. – С. 226–243. 17. Рудина Л.М. Конструкт жизнестойкости в интерактивном обучении специалистов – психологов в высшей школе // Высшее образование для XXI века: VI международная науч. конф., 19–21 ноября 2009 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. – 58 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ 18. Рыльская Е.А. Жизнеспособность человека: критерии, факторы, генезис // Теория и практика общественного развития. – 2013. – Т. 1, № 12. – С. 170–174. 19. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Ярославль, 2014. 20. Шубникова Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 14–19. 21. Griffith J.L. Trauma, Torture, and Dissociation // Torture. – 2013. – Vol. 23, № 1. – P. 50–51. 22. Hernandez P., Engstrom D., Gangsei D. Exploring the impact of trauma on therapists: vicarious resilience and related concepts in training // Journal of Systemic Therapies. – 2010. – Vol. 29, № 1. – P. 67–83. 23. Meichenbaum D. Ways to Bolster Resilience in Traumatized Clients: Implications for Psychotherapists // Journal of Constructivist Psychology. – 2014. – Vol. 27(4). – P. 329–336. 24. Richardson J., Sheean L., Bambling M. Becoming a psychotherapist or counselor: A survey of psychotherapy and counseling trainers // Psychotherapy in Australia. – 2009. – Vol. 16, № 1. – P. 70–80. 25. The Psychotherapist's Own Psychotherapy: Patient and Clinician Perspectives / ed. by J.D. Geller, J.C. Norcross, D.E. Orlinsky. – N.Y.: Oxford University Press, 2005. 26. What Therapists Learn from Psychotherapy Clients: Effects on Personal and Professional Lives / S.L. Hatcher, A. Kipper-Smith, M. Waddell [et al.] // The Qualitative Report. – 2012. – Vol. 17. – P. 1–21.
Тарасова Е.В. Структура жизнеспособности психотерапевта // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 2 (12) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|