Исследование жизнеспособности человека является современной актуальной проблемой в психологической науке. Изучение жизнеспособности способствует пониманию условий выживания, а так же позволяет выявить качества и свойства личности, влияющие на эффективную жизнедеятельность.
Существует целый ряд определений понятия «жизнеспособность». Это понятие определяют как способность человека к самостоятельному существованию, развитию и выживанию. Жизнеспособность – это индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных культурных норм и средовых условий ( Махнач, 2007). Важно отметить, что жизнеспособность не является универсальной, безоговорочной или фиксированной характеристикой индивида; она изменяется в зависимости от вида стресса, его контекста и иных факторов, которые оказывают значительное влияние на развитие адаптационных способностей индивида (Лактионова, 2010) [8].
В зарубежных исследованиях жизнеспособность (resilience) давно стала концептуальной основой для изучения факторов, которые, в той или иной форме, изменяют воздействие неблагоприятных условий на человека [7].
Исследований, посвящённых изучению феномена жизнеспособности человека в рамках клиент-центрированного подхода, не проводилось.
Анализируя теорию клиент-центрированной психотерапии (КЦП), хочется обратить внимание на концепцию К.Роджерса о полноценно функционирующем человеке. Это личность с богатым потенциалом и ресурсами.
В настоящей статье мы рассмотрим представления о полноценно функционирующей личности (ПФЛ), отражающие конструкт жизнеспособности личности, а так же факты биографии основателя КЦП, свидетельствующие о его жизненной устойчивости.
Полноценно функционирующий человек и жизнеспособность.
Полноценно функционирующий человек имеет качества, позволяющие ему совладать с трудными жизненными ситуациями.
Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для ПФЛ (Rogers, 1961).
1. Открытость переживанию.
2. Экзистенциальный образ жизни.
3. Организмическое доверие.
4. Эмпирическая свобода.
5. Креативность [11].
Рассмотрим роль каждого личностного свойства ПФЛ в неблагоприятных условиях.
Открытость переживанию позволяет в кризисных обстоятельствах осознавать чувства. Только будучи осознанным, вербализованным, принятым, услышанным другим человеком и точно символизированным переживание не будет иметь такой разрушительной силы, а значит, позволит сохранить человеку жизнестойкость в тяжелых условиях.
Экзистенциальный образ жизни и восприятие переживания, как «свежего и уникального» позволяет наблюдать, что жизнь изменяется, а значит ситуация стресса не имеет постоянства, а обозначает скорее определённый опыт, этап в жизни. Экзистенциальный образ жизни отражает опыт совладания, адаптацию и гибкость. Экзистенциальный образ жизни обозначает способность «гнуться, но не сломаться» (Fraser, 1997), определяет жизнестойкость (resilience) , а именно «способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная «упругость». Очевидно, что одни люди более жизнестойки, чем другие. Но жизнестойкость – это не фиксированное качество, а, скорее, динамический процесс, по-разному действующий на разных этапах жизни» [1].
Формирование организмического доверие к себе является сложным процессом. При неблагоприятных условиях, когда в переживаниях возникает хаос и все реакции направлены на «борьбу» или «бегство», а способность прислушиваться к своим ощущениям нередко оказывается недоступной, в такие моменты важно наладить контакт с телесно-ощущаемым чувствованием («felt sense»). «Felt sense» является важной соcтавляющей организмического доверия. Способность слышать свои ощущения, а не только окружающую групповую динамику в ситуациях, где особенно важно проявление жизнеспособности, требует определенных навыков. «Телесно ощущаемое чувствование — это не ментальное, а физическое переживание. Это телесное осознавание ситуации, человека или события», пишет Юджин Джендлин [6]. Организмическое доверие включает в себя доверие к своим внутренним природным ощущениям. Идея о роли природного начала человека и его влиянии при восстановлении от травмы отмечается и в работе Peter A. Levin («Waking the Tiger-Healing Trauma», 1997). У человека есть естественная природная способность восстанавливаться после травмы и возвращаться в нормальное состояние динамического равновесия. Освобождение от травмы требует обращения к репертуару инстинктов человеческого организма, которые содержат глубинное биологическое знание, позволяющее исцелять травму [6]. Этот факт отражает биологический компонент жизнеспособности человека, именно движение к природному началу помогает справиться с трудностями и сохранить жизненный баланс.
Эмпирическая свобода определяет ощущение свободы и силы. Принимая ответственность за свою жизнь человек способен к действию, к осуществлению выбора. В осмысленной жизни важна ответственность.
Креативность является неотъемлемой частью жизнеспособности.
Эмпирические исследования убедительно свидетельствуют о том, что творческость (креативность) является важным фактором жизнеспособности (Пако С., 1960) [9, 106].
Роджерс пытался объединить перечисленные качества ПФЛ в целостную картину, когда писал о «хорошей жизни»:
"Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, чем ограниченный образ жизни, который ведет большинство из нас. Хорошая жизнь, я уверен, не подходит для человека малодушного, она требует расширения и роста в направлении раскрытия своих возможностей. Я полагаю, стало достаточно очевидным, почему для меня такие прилагательные, как счастливый, довольный, блаженный, приятный, оказываются не совсем подходящими к какому-то общему описанию процесса, который я назвал хорошей жизнью, хотя иногда человек испытывает эти чувства. Мне кажется, что больше подходят такие прилагательные, как обогащенный, волнующий, поощряемый, интересный, значимый" (Rogers, 1961, p. 195-196) [3].
Можно ли считать «хорошую жизнь» идентичной жизнеспособности человека? На этот вопрос ещё предстоит ответить в ходе эмпирических исследований. Пока представляется, что «хорошая жизнь» и жизнеспособность это не тождественные понятия. «Хорошая жизнь» по К.Роджерсу, доступна не всякому человеку. В связи с этим возникает дилемма, каким образом сохраняется и достигается жизнеспособность у «малодушных» людей, в жизни которых отсутствует «хорошая жизнь»?
Элементы жизнеспособности в биографии Карла Роджерса.
Рассматривая биографию К.Роджерса, стоит отметить, некоторые её моменты, характеризующие жизнеспособность психотерапевта.
«Роджерс учился отлично» [3], способность успешно справляться с нагрузкой в школе отражает его способность к саморегуляции, самоконтролю, определяющие жизнеспособность.
Независимость от «интеллектуальных и религиозных уз родителей» [3] обозначает свободу в выборе самоопределения. Роджерс был способен к осуществлению своего собственного выбора. Это его эмпирическая свобода, которая, как уже отмечалось, имеет «корни» жизнеспособности.
«Проблема предотвращения ядерной бойни – самая главная для моего ума, сердца и работы» (Rogers, 1984, р. 15) [3], «достижение мирного сосуществования» [3] – стремление к миру яркое проявление жизнеспособности Роджерса, о котором он писал в 1984г.
«Доброта существенна для выживания» [3] , писал Роджерс. Именно доброта это важное качество психотерапевта, характеризующее его жизненную позицию.
Интересно отметить динамику в биографии К.Роджерса, его реакции на трудные жизненные ситуации.
Ранее в 1967г. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей: "Я приобрел друзей, нашел новые идеи и совершенно влюбился в жизнь" (Rogers, 1967, р. 353) [3]. Радость, много волнующих мгновений и любовь к жизни характеризуют строки, написанные автором.
В том же 1967г. произошли и другие события.
Консультируя очень тяжелую пациентку, Роджерс был поглощен ее патологией. Будучи почти на грани срыва, он буквально бежал из консультативного центра, взял трехмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: "Я часто был благодарен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой я нуждался" (Rogers, 1967, р. 367) [3].
Одной из реакций на кризисную ситуации у К.Роджерса был уход, путешествия, как способ совладания и проявления жизнестойкости. В описанном биографическом событии в приведенном отрывке стоит отметить важное качество Роджерса это умение просить о помощи при трудных обстоятельствах, что так же отражает его жизненную устойчивость.
Роберт Хаттерер в своей работе «Эклектизм: кризис идентичности человекоцентрированных терапевтов» отмечает:
«Все, когда-либо видевшие Роджерса в работе или просматривав¬шие видеозаписи его демонстрационных бесед, имели воз¬можность наблюдать, что как терапевт он обладал не только высоким уровнем мастерства, но и высоким уровнем само¬дисциплины» [3, 295]. Самодисциплина, как и саморегуляция, которая была у К.Роджерса ещё в школе, являются важными качествами жизнеспособности личности психотерапевта.
Howard Kirschenbaum отмечает, что: «на протяжении всей своей
жизни Роджерс имел глубокое желание быть известным, чтобы быть близко к другим. Он разделяет себя с другими—в своих трудах, в терапии, в общении в группах, в отношениях—там были еще его важные части себя» [12]. Именно близость с другими позволяет ему быть жизнеспособным.
В жизни Роджерса были цели, которые характеризуют жизненную силу психотерапевта:
• «помогать обездоленным людям» [11],
• изучать межличностные отношения,
• исследовать личность и её коммуникацию,
• лечить больных шизофренией.
Некоторыми анти-предикторами жизнеспособности Карла Роджерса по фактам его биографии являются: изоляция, одиночество в детстве, поглощённость процессом психотерапии.
Сам Карл Роджерс при составлении своей биографии отмечал: «письмо-это мой способ общения с миром, к которому, в самом прямом смысле, я чувствую, что я не вполне принадлежу» [12].
Здесь можно отметить следующие особенности личности психотерапевта: с одной стороны самореализация, самовыражение и взаимодействие с миром благодаря письму, а с другом стороны одиночество и непознанность мира, некую отстраненность от того, что приходится познавать и с чем приходится находиться в контакте. Отражается двойственная позиция Роджерса в его отношениях с миром. С одной стороны есть жизнеспособность, проявляющая себя в письме, а с другой стороны грусть и неразделенность, отсутствие единства и принадлежности к миру.
Выводы.
В концепции Карла Роджерса о полноценно функционирующем человеке находят своё отражение качества, присущие жизнеспособной личности: открытость опыту, способность делать свой выбор и нести за него ответственность, при осуществлении выбора руководствоваться своими внутренними ощущениями, а не желаниями окружающих, желание жить полной жизнью, где присутствуют энергия, любопытство, ощущения новизны, доверие, способность осознавать свои переживания.
В биографии основателя клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса прослеживаются некоторые аспекты, подтверждающие тот факт, что хотя сам Роджерс был сложной и многогранной личностью, между тем он был во много жизнеспособным человеком, который умел тонко чувствовать, передавать особенности коммуникации в окружающем мире.
Литература:
1. Арчакова Т.О. Жизнестойкость против факторов риска [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://psyjournals. ru/articles/d20835.shtml
2. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал / Изд-во: Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2009. №32. С. 23-28.
3. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге XXI века. М.: — Когито-Центр, 2010. — 315 с.
4. Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями/Пер. с англ. А.С. Ригина. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 448 с.
5. Королева Ю.А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество / Изд-во: Московский городской психолого-педагогический университет.2014. №1. С. 5-15.
6. Левин П., Фредерик Э. Пробуждение тигра—исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания / Пер. с англ. науч. ред. Е.С. Мазур. — М: ACT, 2007. — 316 с.
7. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение и операционализация термина // Психологические исследования проблем современного Российского общества /отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 54-86.
8. Непомнящая М., Белкова И. Жизнеспособность: теоретические аспекты проблемы [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2013/Psihologia/9_122035.doc.htm
9. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2014.
10. Рыльская Е.А. Жизнеспособность человека: критерии, факторы, генезис // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. Т. 1. С. 170–174.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt27.htm#1
12. Kirschenbaum H. The life and work of Carl Rogers. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.counseling.org/publications/frontmatter/72882-fm.pdf