|
Скорая помощь для родителей. Обучение с увлечением.Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Скоро в школу. Как помочь ребёнку быть успешным? Очень часто приходится слышать от родителей следующее: Мы ходили на подготовку, ребёнок всё выполнял, его хвалили, а сейчас он не успевает. У ребёнка проблемы в обучении. Причины могут быть разные. Даже то, что ребёнок ходил до школы на подготовку, не всегда гарантирует успешное обучение в школе, если было элементарное натаскивание, заучивание и запоминание. В этом случае ребёнок механически пользуется тем, что запомнил. Обычно этих знаний хватает на две четверти. А далее, начинаются проблемы в усвоении учебного материала, так как нет алгоритма действий для получения нового знания. Мозг ребёнка не научился следующим шагам: слушать, анализировать/думать, сравнивать/сопоставлять, выбирать/рассуждать и давать/находить ответ. Хотите, чтобы ваш ребёнок был успешен в школе, не сообщайте ему готовых знаний, а задавайте вопросы: КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ ТАК? ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ? КАК ТЫ ДУМАЕШЬ? КАК ОБЪЯСНИШЬ ТЫ? ПОСЛУШАЙ, КАК ДУМАЮ Я. Важно понимать то, что самое сложное для ребёнка, это письменная речь: чтение и письмо. Письменная речь – это наивысшая психическая функция организма. Созревание происходит в последнюю очередь. Гарантировать, что это созревание завершится до 1 сентября, никто не может, если не было развивающих упражнений до школы. Недоразвитие фонематического слуха, наиболее частая причина того, что ребёнок пишет с ошибками, пропускает буквы, заменяет одну букву на другую. Помочь ему может дефектолог. Что могут родители? Легко и доступно научить мозг правильно обозначать звуки значками-буквами, слышать твёрдые и мягкие, различать звонкие и глухие и правильно обозначать их на письме. Предложите ребёнку нарисовать букву живой, как он себе её представляет, и попробуйте сами выполнить это задание. Весело и ребёнку, и взрослому!
Составляйте слова из таких весёлых букв. Подобное обучение с увлечением снимет напряжение и сохранит здоровье вашего ребёнка. Если у вас особенный ребёнок, то именно такой творческий подход позволит ему быстрее освоить грамоту.
Ребёнок с удовольствием займётся рисованием и превратит букву в предмет. Это способствует устойчивому запоминанию и быстрому припоминанию. Навык, который поможет запомнить букву-значок и писать грамотно.
ГУСЬ КЛОУН Если ребёнок забывает буквы, то для припоминания используйте вопросы-подсказки: «На кого похожа буква?» «На гуся», - отвечает ребёнок. «Значит это буква……», - говорите вы и делаете паузу. «Это буква Г», - припоминает ребёнок. В дальнейшем, если ребёнок при написании слов будет заменять одну букву на другую, то можно напомнить ему букву-опору. Для того, чтобы устранить замену букв Д и Б, предложите ребёнку превратить букву «Д» в дятла
а букву «Б» в белку Научите ребёнка при написании слов с этими буквами рассуждать: В слове садовник, слышу «ддддд» - это дятел, хвост вниз, пишу букву "д" В слове забор, слышу «бббббб» - это белка, хвост вверх, значит пишу букву "б" Если родители и учителя возложили ответственность за развитие высших психических функций на ребёнка, а ребёнок в этом бессилен, то страх «ошибки», за которую ему поставят плохую отметку, ещё больше мешает развитию, усвоению знаний и научению грамотно писать, читать. Печально, но этот страх будет сопровождать его и во взрослой жизни. Это важно осознать! Страх из детства мы переносим в свою взрослую жизнь. Ребёнок никогда не хочет учиться плохо! У него не получается! Страх несоответствия требованиям родителей и учителей, блокирует мышление, внимание, память. Огромное количество энергии тратиться на то, чтобы удержать этот страх. Напряжение растёт, силы иссякают. Чем могут родители самостоятельно помочь ребёнку? Взять ответственность за «неуспехи» ребёнка на себя. Помочь ему расстаться со страхом. Я провожу занятия с детьми, как специальный детский психолог, дефектолог, педагог в комплексе:
использую арт-терапию для высвобождения накопившегося напряжения, раставания со страхом ошибки и несоответствия, для активизации работы головного мозга Арт-техника «абракадабра», которая позволяет бессознательно рисовать на листе. Предложите ребёнку это упражнение прежде, чем он начнет выполнять домашнее задание. Ребёнок еще помнит неудачи школьного дня и переживает то, что его травмировало. В таком состоянии ему трудно сосредоточиться и быть здесь. Упражнение достаточно простое и полезное как детям, так и взрослым.
Ход упражнения.
На данном рисунке ребёнок (2 кл) увидел "Буквоеда", который глотает у него буквы из слов и поэтому в тетради много ошибок.
Вместе с ребёнком мы разработали план по нейтрализации "Буквоеда", отправили его на болото глотать лягушек. Разработали алгоритмя действий (алгоритм проверки написания слов) на тот случай, если "Буквоед" опять придёт.
Ребёнок облегченно вздохнул и..... с удовольствием стал выполнять тренировочные упражнения по русскому языку.
К концу года материал по русскому языку был усвоен на 4 и 5. Проявился интерес к учёбе. Ребёнок стал спокойнее, радостнее, длительность выполнения домашнего задания сократилась. На уроке не испытывал напряжения и страха.
Показательно то, что на первых своих рисунках ребёнок видит только буквы и цифры. От занятия к занятию уменьшается страх ошибок, укрепляется уверенность в своих силах и возможностях. Развиваются творческие и умственные способности. Ребёнок позволяет себе увидеть мир за пределами тетрадей и учебников. Если были невротические проявления, то они уменьшаются. Рисунки, представленные в данной статье выполнены детьми разного возраста для коррекции своих речевых ошибок. Статьи на любой вкус. Подпишись и читай. Мои книги в электронном и печатном варианте. Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|