Обзор книги "Ваш непонятный ребёнок" (Екатерина Мурашова)

 

Обзор книги Ваш непонятный реб нок Екатерина Мурашова

ОБЗОР КНИГ

ПО ВОСПИТАНИЮ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ

Полки магазинов пестрят обложками книг по психологии и воспитанию детей. С какой книги начать? Какая книга действительно достойна родительского внимания? Вот, например, книга Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребёнок». О своих впечатлениях после прочтения данной книги расскажет семейный психолог Марина Грицай.

 

ЕКАТЕРИНА МУРАШОВА

«ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЁНОК»

Екатерина Мурашова – семейный психолог, автор нескольких книг для подростков и родителей. Её книга «Ваш непонятный ребёнок» посвящена проблемам детей разного возраста.

В соответствии с этим книга состоит из трёх частей:

  • психологические проблемы дошкольного возраста;
  • психологические проблемы школьного возраста;
  • этот непонятный и непонятый подросток.

Каждая часть состоит из глав, посвящённых тем или иным проблемам детского развития.

 

Позитивные поглаживания

Начать отзыв хочется с позитивных поглаживаний автору за её труд и за идею книги.

Следует отметить, что книга хорошо структурирована. Каждая глава начинается с описания клиентского случая, который обрывается «на самом интересном месте», на обозначении проблемы клиента.

Представление реальных случаев помогает читателю понять, что если он столкнулся с подобной проблемой, то, как минимум, один ребёнок на планете, и как минимум, один родитель уже с ней справились.

Далее автор описывает, как данная проблема объясняется в психологии, что могут делать в подобных случаях родители, и как могут помочь в такой ситуации специалисты.

Окончание каждой главы представляет собой завершение истории клиента, которая описывалась в начале.

Автор подобрала из своей практики наиболее успешные случаи, что также может подбодрить читателя в том, что если он столкнулся с подобной ситуацией, то не всё потеряно.

Так же хочется отметить, какой многосторонний список проблем предлагает рассмотреть автор, с которыми могут столкнуться в каждой семье:

  • детские капризы;
  • гипердинамический синдром у детей;
  • детская агрессия;
  • страхи у детей;
  • подготовка к школе;
  • развитие речи;
  • школьная успеваемость;
  • нежелание учиться;
  • «дурные компании»;
  • стеснение;
  • детские неврозы;
  • влияние семьи на ребёнка;
  • подростковый кризис;
  • первая любовь;
  • детская депрессия;
  • подростковый суицид.

Читая книгу от начала до конца, читатель как бы проживает жизнь ребёнка, который сталкивается со всеми этими проблемами, и одновременно, как родитель, получает инструмент, как можно помочь ребёнку, столкнувшемуся с такими задачами жизни.

Отдельно хочется отметить то, как автор описывает проблему с точки зрения психологии. Если вы не психолог, а интересующийся родитель, но при этом не хотите углубляться в специфику, то вы получите достоверную и структурированную информацию сразу и в одном месте (в одной книге). Если вы психолог или педагог, то данная книга может послужить отличным справочником по детским психологическим трудностям.

Кроме того, автор отлично описывает структуру работы со специалистами соответствующих профилей, что может помочь родителям иметь представление о том, с обращения к какому специалисту следует начать в сложившейся ситуации: с невролога, психолога (частнопрактикующего, школьного или работающего в поликлинике или психологическом центре) или психиатра.

 

Позитивная сторона сомнений

Часто бывает так, что сомнения подавляют нас или парализуют наши действия. Например, мы долго можем стоять перед полкой с книгами по детской психологии в магазине и сомневаться, стоит ли покупать ту или иную книгу. А купив её, можем болезненно размышлять о том, что в ней написано – истина или то, что может быть опасным.

И вместе с тем, в конструктивном варианте сомнения предвосхищают любые изменения (то есть являются предвестниками развития), при этом не парализуют наши действия и не перегружают нас. Сомнения являются необходимым ресурсом для изменений и роста. И если человек сомневается – это значит, что его мышление может быть ясным. Здорово, когда родители конструктивно сомневаются, с целью нахождения наилучшего или достаточно хорошего варианта для организации жизни их детей.

Читая книги или слушая тех, кто может делиться своими знаниями, важно помнить о важности сомнений и возможности задавать вопросы. Даже читая данную статью, вы тоже можете конструктивно усомниться в истинности слов автора и по необходимости выйти с ним на диалог.

Вот так и автор данной статьи усомнился в некоторых постулатах книги Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребёнок».

 

Литературная компиляция и обесценивание

В литературе есть такой понятие как «компиляция» - литературная деятельность, заключающаяся в сочинении и написании текстов (научных, учебных, художественных) на основе чужих исследований или произведений, без их самостоятельной творческой обработки, иногда и без осмысления использованных источников.

При прочтении данной книги в некоторых моментах ощущается эффект компиляции (как будто автор позаимствовал информацию из других устаревших источников по детской психологии), при прочтении которых читателю необходимо усомниться (!).

«Отчуждение от родителей»

Например, автор рекомендует использовать «технику» отчуждения от родителей, с целью обучения ребёнка справляться со своими чувствами и поведенческими проявлениями. То есть, если ребёнок, например, бьёт маму, то маме и всей семье в этот момент нужно «театрально» выйти из комнаты со словами: «Господи! И это в нашем доме! Этот мерзавец посмел ударить мать!». Конечно, страх порой, но не всегда, хорошо мотивирует человека на изменения (например, «Если вы не перестанете курить, то есть большая вероятность умереть от рака лёгких»). Но изменения основанные на страхе – всё же деструктивны. Если использовать подобную «технику» при воспитании ребёнка, то родители могут получить «послушного» ребёнка, но неуверенного в себе, закомплексованного, с бездонным чувством вины, не умеющего выражать свои чувства и мысли конструктивно. Да просто даже вспомните себя взрослого или представьте, что вы будете чувствовать, если вы окажетесь в ситуации отчуждения? Страх, злость и боль. И для того, чтобы не испытывать этот «букет» неприятных чувств, ребёнок естественно поменяет своё поведение, но будет ли он при этом услышан и обучен конструктивному проявлению чувств? В подростковом возрасте от ребёнка, «выращенного» при помощи такой «техники» можно ждать как минимум две реакции – разрушающий бунт либо разрушающее гиперпослушание.

Помимо техники активного слушания ребёнка и обучения его эмоциональной грамотности, в данном случае конструктивнее будет вводить обсуждаемые и необсуждаемые правила. Чем младше ребёнок, тем больше необсуждаемых правил, чем старше, тем больше появляется обсуждаемых правил.

«Провокационная психотерапия»

Далее в одном из примеров автор описывает, как она подговорила участников группы поддразнить вновь пришедшего участника и отобрать у него игрушку, с той целью, чтобы ребёнок продемонстрировал свою скрываемую агрессию, которую он не показывал на индивидуальных занятиях.

Да, в групповой психотерапевтической работе часто используются провокационные методы работы, с целью выведения человека из «зоны комфорта» и проявлению своих защитных механизмов. Но даже в группе взрослых людей не все клиенты справляются с провокацией, что уж говорить о неокрепшей детской психике? В психотерапии нельзя спешить. Более экологично в детской группе дождаться скрываемых защитных механизмов (при этом дети проявляются их достаточно быстро) и после этого помочь ребёнку найти другие способы выхода из сложившейся ситуации.

«Нарушение конфиденциальности и размытые границы»
В описании одного из клиентских случаев автор написала так: «…презрев врачебную тайну, я рассказала своей приятельнице всю историю». Это очень грубая терапевтическая ошибка (!), узнав о которой важно задать специалисту вопрос: «Есть ли у вас супервизор и знаете ли вы об этическом кодексе психолога?»

«Советы психолога»

Грамотный психолог знает, что если ты даёшь совет, то тем самым берёшь часть ответственности на себя за то, что происходит с клиентом. А задача психолога при этом – обучить клиента признавать и принимать ответственность за свою жизнь.

Так автор пишет: «Обязательно раз в месяц устраивайте мужу скандалы. И обязательно ревнуйте. Иногда плачьте и обижайтесь по пустякам, пусть он вас утешает. И непременно хоть иногда повышайте голос, орите, шипите, ругайтесь. Не говорите всё время как народная сказительница. От этого рехнуться можно! И сбежать!» Это пример крайне не грамотной конфронтации клиенту, а также пример глубокого обесценивания.

Другая ситуация с ребёнком, которую описывает автор: «Бейте посуду, получайте двойки, пишите на стенах в парадной, опрокиньте чернила на что-нибудь очень нужное…» Видимо для начала ребёнку нужно заработать невроз при каком-нибудь варианте «техники отчуждения», чтобы после этого «лечить» его такими радикальными методами разрешения.

Ещё один пример: «Утомительно и занудно советуйтесь с подростком по каждому пустяку. Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. Пусть подросток поймёт, что вы действительно, не на словах, а на деле видите в нём равного вам члена семьи». В данном случае автор, видимо, имела ввиду позицию Взрослый-Взрослый.

Обесценивание

При прочтении клиентских случаев у читателя может сложиться ложное представление о том, как работает психолог. Прямая речь психолога в данной книге изобилует обесценивающими выражениями в адрес клиентов и оценочными ярлыками («Безмозгло сияющая кукла Барби», «тюфяк» и т.д.)

Безусловно, психолог это не сладкоголосая фея, говорящая только хорошие слова, и вместе с тем мир изобилует и другими НЕ обесценивающими синонимами, которые будут более терапевтичны для клиента.

 

РЕЗЮМЕ

Дорогие читатели, помните, не стоит выполнять «инструкции», которые вы получаете от родительских фигур (родителей, учителей, психологов, авторов книг и статей) сию же секунду. Разрешайте себе брать время, чтобы подумать, подходит ли вам данная рекомендация или точка зрения или нет. Те, кто может вас чему-нибудь научить, могут ошибаться. Конструктивно сомневайтесь, задавайте вопросы, будьте любопытными и учите этому ваших детей.

 

Обзор книги напсиан специально для сети детских магазинов "Детское счастье" (г.Ставрополь, г.Краснодар)



Просмотров: 634
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Книга "Французские дети не плюются едой", автор Памела Друкерман
  • Может ли измениться автор семейного насилия
  • Если ребёнок не читает книги и не любит играть.
  • Из практики. Я автор своей жизни.
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?
  • Я! автор своей жизни.
  • Я - автор своей истории.
  • Книги для родителей детей до 3-х лет (рекомендует психолог)
  • Методика "Зоны конфликтных ситуаций в семье" автор А.Р. Тиводар
  • Какие книги по детской психологии стоит обязательно прочесть любящим родителям?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Упражнение, которое наглядно покажет автор ты своей жизни или нет.
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Кто автор твоей жизни?
  • Кто автор вашей жизни
  • Нам песня строить и жить помогает или о чем поют наши популярные певцы? Автор Роман Павловский.
  • Психологические проблемы. Чем может помочь психолог?
  • Выросший ребёнок, который не может уйти из семьи...
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • «Авторка» или «автор»: феминитивы в нашей жизни.
  • Для чего пишутся статьи и что автор в итоге приобретает
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Вопросы возраста или может ли помочь молодой психолог?
  • "Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу". Цикл сексуального контакта. (Автор)
  • Автор или жертва
  • Автор и текст



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь