|
Обзор книги "Ваш непонятный ребёнок" (Екатерина Мурашова)Автор статьи: Грицай Марина Николаевна
ОБЗОР КНИГ ПО ВОСПИТАНИЮ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ Полки магазинов пестрят обложками книг по психологии и воспитанию детей. С какой книги начать? Какая книга действительно достойна родительского внимания? Вот, например, книга Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребёнок». О своих впечатлениях после прочтения данной книги расскажет семейный психолог Марина Грицай.
ЕКАТЕРИНА МУРАШОВА «ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЁНОК» Екатерина Мурашова – семейный психолог, автор нескольких книг для подростков и родителей. Её книга «Ваш непонятный ребёнок» посвящена проблемам детей разного возраста. В соответствии с этим книга состоит из трёх частей:
Каждая часть состоит из глав, посвящённых тем или иным проблемам детского развития.
Позитивные поглаживания Начать отзыв хочется с позитивных поглаживаний автору за её труд и за идею книги. Следует отметить, что книга хорошо структурирована. Каждая глава начинается с описания клиентского случая, который обрывается «на самом интересном месте», на обозначении проблемы клиента. Представление реальных случаев помогает читателю понять, что если он столкнулся с подобной проблемой, то, как минимум, один ребёнок на планете, и как минимум, один родитель уже с ней справились. Далее автор описывает, как данная проблема объясняется в психологии, что могут делать в подобных случаях родители, и как могут помочь в такой ситуации специалисты. Окончание каждой главы представляет собой завершение истории клиента, которая описывалась в начале. Автор подобрала из своей практики наиболее успешные случаи, что также может подбодрить читателя в том, что если он столкнулся с подобной ситуацией, то не всё потеряно. Так же хочется отметить, какой многосторонний список проблем предлагает рассмотреть автор, с которыми могут столкнуться в каждой семье:
Читая книгу от начала до конца, читатель как бы проживает жизнь ребёнка, который сталкивается со всеми этими проблемами, и одновременно, как родитель, получает инструмент, как можно помочь ребёнку, столкнувшемуся с такими задачами жизни. Отдельно хочется отметить то, как автор описывает проблему с точки зрения психологии. Если вы не психолог, а интересующийся родитель, но при этом не хотите углубляться в специфику, то вы получите достоверную и структурированную информацию сразу и в одном месте (в одной книге). Если вы психолог или педагог, то данная книга может послужить отличным справочником по детским психологическим трудностям. Кроме того, автор отлично описывает структуру работы со специалистами соответствующих профилей, что может помочь родителям иметь представление о том, с обращения к какому специалисту следует начать в сложившейся ситуации: с невролога, психолога (частнопрактикующего, школьного или работающего в поликлинике или психологическом центре) или психиатра.
Позитивная сторона сомнений Часто бывает так, что сомнения подавляют нас или парализуют наши действия. Например, мы долго можем стоять перед полкой с книгами по детской психологии в магазине и сомневаться, стоит ли покупать ту или иную книгу. А купив её, можем болезненно размышлять о том, что в ней написано – истина или то, что может быть опасным. И вместе с тем, в конструктивном варианте сомнения предвосхищают любые изменения (то есть являются предвестниками развития), при этом не парализуют наши действия и не перегружают нас. Сомнения являются необходимым ресурсом для изменений и роста. И если человек сомневается – это значит, что его мышление может быть ясным. Здорово, когда родители конструктивно сомневаются, с целью нахождения наилучшего или достаточно хорошего варианта для организации жизни их детей. Читая книги или слушая тех, кто может делиться своими знаниями, важно помнить о важности сомнений и возможности задавать вопросы. Даже читая данную статью, вы тоже можете конструктивно усомниться в истинности слов автора и по необходимости выйти с ним на диалог. Вот так и автор данной статьи усомнился в некоторых постулатах книги Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребёнок».
Литературная компиляция и обесценивание В литературе есть такой понятие как «компиляция» - литературная деятельность, заключающаяся в сочинении и написании текстов (научных, учебных, художественных) на основе чужих исследований или произведений, без их самостоятельной творческой обработки, иногда и без осмысления использованных источников. При прочтении данной книги в некоторых моментах ощущается эффект компиляции (как будто автор позаимствовал информацию из других устаревших источников по детской психологии), при прочтении которых читателю необходимо усомниться (!). «Отчуждение от родителей» Например, автор рекомендует использовать «технику» отчуждения от родителей, с целью обучения ребёнка справляться со своими чувствами и поведенческими проявлениями. То есть, если ребёнок, например, бьёт маму, то маме и всей семье в этот момент нужно «театрально» выйти из комнаты со словами: «Господи! И это в нашем доме! Этот мерзавец посмел ударить мать!». Конечно, страх порой, но не всегда, хорошо мотивирует человека на изменения (например, «Если вы не перестанете курить, то есть большая вероятность умереть от рака лёгких»). Но изменения основанные на страхе – всё же деструктивны. Если использовать подобную «технику» при воспитании ребёнка, то родители могут получить «послушного» ребёнка, но неуверенного в себе, закомплексованного, с бездонным чувством вины, не умеющего выражать свои чувства и мысли конструктивно. Да просто даже вспомните себя взрослого или представьте, что вы будете чувствовать, если вы окажетесь в ситуации отчуждения? Страх, злость и боль. И для того, чтобы не испытывать этот «букет» неприятных чувств, ребёнок естественно поменяет своё поведение, но будет ли он при этом услышан и обучен конструктивному проявлению чувств? В подростковом возрасте от ребёнка, «выращенного» при помощи такой «техники» можно ждать как минимум две реакции – разрушающий бунт либо разрушающее гиперпослушание. Помимо техники активного слушания ребёнка и обучения его эмоциональной грамотности, в данном случае конструктивнее будет вводить обсуждаемые и необсуждаемые правила. Чем младше ребёнок, тем больше необсуждаемых правил, чем старше, тем больше появляется обсуждаемых правил. «Провокационная психотерапия» Далее в одном из примеров автор описывает, как она подговорила участников группы поддразнить вновь пришедшего участника и отобрать у него игрушку, с той целью, чтобы ребёнок продемонстрировал свою скрываемую агрессию, которую он не показывал на индивидуальных занятиях. Да, в групповой психотерапевтической работе часто используются провокационные методы работы, с целью выведения человека из «зоны комфорта» и проявлению своих защитных механизмов. Но даже в группе взрослых людей не все клиенты справляются с провокацией, что уж говорить о неокрепшей детской психике? В психотерапии нельзя спешить. Более экологично в детской группе дождаться скрываемых защитных механизмов (при этом дети проявляются их достаточно быстро) и после этого помочь ребёнку найти другие способы выхода из сложившейся ситуации. «Нарушение конфиденциальности и размытые границы» «Советы психолога» Грамотный психолог знает, что если ты даёшь совет, то тем самым берёшь часть ответственности на себя за то, что происходит с клиентом. А задача психолога при этом – обучить клиента признавать и принимать ответственность за свою жизнь. Так автор пишет: «Обязательно раз в месяц устраивайте мужу скандалы. И обязательно ревнуйте. Иногда плачьте и обижайтесь по пустякам, пусть он вас утешает. И непременно хоть иногда повышайте голос, орите, шипите, ругайтесь. Не говорите всё время как народная сказительница. От этого рехнуться можно! И сбежать!» Это пример крайне не грамотной конфронтации клиенту, а также пример глубокого обесценивания. Другая ситуация с ребёнком, которую описывает автор: «Бейте посуду, получайте двойки, пишите на стенах в парадной, опрокиньте чернила на что-нибудь очень нужное…» Видимо для начала ребёнку нужно заработать невроз при каком-нибудь варианте «техники отчуждения», чтобы после этого «лечить» его такими радикальными методами разрешения. Ещё один пример: «Утомительно и занудно советуйтесь с подростком по каждому пустяку. Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. Пусть подросток поймёт, что вы действительно, не на словах, а на деле видите в нём равного вам члена семьи». В данном случае автор, видимо, имела ввиду позицию Взрослый-Взрослый. Обесценивание При прочтении клиентских случаев у читателя может сложиться ложное представление о том, как работает психолог. Прямая речь психолога в данной книге изобилует обесценивающими выражениями в адрес клиентов и оценочными ярлыками («Безмозгло сияющая кукла Барби», «тюфяк» и т.д.) Безусловно, психолог это не сладкоголосая фея, говорящая только хорошие слова, и вместе с тем мир изобилует и другими НЕ обесценивающими синонимами, которые будут более терапевтичны для клиента.
РЕЗЮМЕ Дорогие читатели, помните, не стоит выполнять «инструкции», которые вы получаете от родительских фигур (родителей, учителей, психологов, авторов книг и статей) сию же секунду. Разрешайте себе брать время, чтобы подумать, подходит ли вам данная рекомендация или точка зрения или нет. Те, кто может вас чему-нибудь научить, могут ошибаться. Конструктивно сомневайтесь, задавайте вопросы, будьте любопытными и учите этому ваших детей.
Обзор книги напсиан специально для сети детских магазинов "Детское счастье" (г.Ставрополь, г.Краснодар) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|