|
Зачем ребёнок идёт в школу? Про мотивацию со знаком "-".Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Зачем ребёнок идёт в школу? Для того, чтобы быть убедительным, надо самому понимать смысл вопроса и ответа. Как бы вы ответили на этот вопрос с позиции бывшего школьника или родителя, чей ребёнок идёт в школу. Вы же хотите, что бы ответ мотивировал ребёнка на успешное обучение, бесконфликтное поведение и добровольное посещение школы. Да! Конечно! Обязательно! Предлагаю распространенные варианты ответов, которые я слышу от родителей и школьников на вопрос: «Зачем надо ходить в школу?». Прислушайтесь к себе. Мотивируют?
Ребёнок, услышав эти фразы-напутствия, испытывает напряжение, недоумение и страх. Так принято и все ходят в школу. Кем принято? Зачем принято? Почему принято? Один ответ порождает ещё большее количество вопросов. Получать знания. Это как? Можно получить сдачу в магазине. Вот она в руках. Я её вижу. Я её ощущаю в руках. Она есть! Всё понятно! Выучиться и поступить в ВУЗ. Получить хорошую и престижную работу. Когда? Через несколько лет? А если не поступлю, то что? У меня же сейчас нет подтверждения тому, что ЭТО будет. А у вас, родители, есть уверенность, что ЭТО обязательно будет? У вас есть цель/желание, а значит, от вашей внутренней позиции зависит реализация этой цели/желания. Направьте свои старания на создание условий для того, чтобы эта цель была реализована. Говоря ребёнку: «Ты должен хорошо учиться, чтобы получить достойное образование и престижную высокооплачиваемую работу», - мы перекладываем свою ответственность на его детские плечи. Это тяжелый груз. Детские плечи его не выдерживают. Посмотрите на осанку ребенка. Тело говорит о многом. Ребёнок живёт в настоящем, так он устроен. Он здесь и сейчас. Он не умеет жить будущим. Необозримое будущее, куда его отсылают каждый день, напоминая про ВУЗ, престижную работу и возможность быть богатым и успешным, вызывает напряжение и порождает страх. Ребёнок со страхом ждёт это будущее. Он здесь, а ЭТО где-то там. Страх отбирает жизненные силы, снижает умственные способности. Часть своих раздумий и размышлений он тратит на ожидание будущего. Может быть разумнее потратить эти усилия для открытия новых знаний? Не все дети умеют фильтровать навязанные им взрослыми уставновки/нравоучения по принципу: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Послушные и прилежные дети будут глотать, глотать, глотать из-за большой любви к родителям. А что бывает от переедания? Отравление или сбой в работе пищеварительной системы. Скажите, мы с вами сможем обойтись без дворников, уборщиц, рабочих, каменщиков? Нет! У ребёнка ваши слова опять вызывают недоумение. Вы ругаете и осуждаете то, чем пользуетесь! Ваши слова противоречат вашим поступкам. Двойные стандарты или недальновидность? «Я не понимаю родителей. Значит что-то во мне не так», - думает ребёнок. «Родители говорят одно, а делают другое. Я буду учиться у них», - принимает решение ребёнок. Подумайте о последствиях такой мотивации. Зачем ребёнок ходит в школу? Ответ не вызывает тревоги тогда, когда он понятен и есть наглядное подтверждение этому. Приведу один из примеров совместных «рассуждалок» с детьми и родителями на данную тему. Что делают спортсмены, чтобы достичь успеха? - Тренируются! Бегают, плавают, прыгают, борются и т.д. Что получают от тренировок? - Силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту, накачанные мышцы и т.д. Награды и призы. Про них говорят, показывают на TV Как тренируются? Мало или много, чтобы достичь успеха. - Ходят в спортивную секцию, на стадион, в бассейн, на корт, на каток. Будут мало тренироваться, на соревнования не возьмут. Если мало тренироваться, то не выиграешь приз. Они своими умениями где-то пользуются? Где? Зачем? - Да, пользуются! Они на соревнованиях выступают. Спортсмены красивые, накачанные. В жизни это тоже им пригодится. Тогда зачем ты ходишь в школу? Тренировать что? (позвольте ребёнку ответить на этот вопрос простыми словами) - Тренировать мозги! Зачем тебе мозги? - Чтобы читать, думать, говорить правильно, складывать и умножать и т.д. Тебе это где-то пригодится? Где? Далее позвольте ребёнку самому придумать, где ему пригодится чтение, иностранный язык, математика. Подкрепите примерами из своей жизни, где вы пользуетесь своим умом, и как это вам помогает быть успешным. Мышцы и тело спортсмены должны постоянно тренировать? - Да, иначе он будет слабым. Если спортсмен будет слабым, что произойдет? Найдётся кто-то, кто выше и дальше прыгнет? - Да, другие будут сильнее и получат приз. Спортсмен проиграет, если будет мало тренироваться. А как быть с мозгами? Есть необходимость их постоянно тренировать? Если не тренировать, то, что будет с ними? - Да, мозги постоянно тренировать, - делает вывод ребёнок, задумавшись. Вывод: В общеобразовательную школу, в музыкальную школу, в творческую студию, в познавательные кружки ребёнок ходит, чтобы «тренировать мозги»! Обязанность родителей обеспечить условия для «тренировки мозгов», для развития мышления, умственных способностей. Если у ребёнка затруднения в обучении, то помогите ему справиться с ними. Выясните причину и найдите способ её устранить, чем раньше вы этим займётесь, тем успешнее он будет. Сейчас, принимая решение о своей внутренней позиции, вы закладывает фундамент его успешности в будущем. Важно понимать! Ребёнок не хочет учиться на двойки и тройки, получать замечания от учителей, быть наказанным и неуспешным! Ребёнок будет выполнять то, что вы хотите только тогда, когда у вас будет своя чёткая и твёрдая внутренняя позиция. Кричать, ругаться, орать в этом случае родителям на ребёнка не придётся!
Консультативный приём для родителей и детей, коррекционная работа (педагогическое и психологическое споровождение) с младшим и средним школьным возрастом в Москве, Подольске, Климовске по предварительной записи +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas Вопросы на почту [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|