Многие родители находятся перед трудным выбором: отправлять ребёнка в первый класс или все же ещё на год оставить в детском саду. Кто-то считает, раз ребёнку 6 лет, то, конечно пора, кто-то считает, что в 6 лет в школу идти рано и продлевает детство ещё на год. Здесь тоже нужно очень внимательно и аккуратно, потому ребёнок может пересидеть и потом ему просто-напросто будет неинтересно в школе. Наибольшее количество вопросов по этому поводу чаще всего возникает у родителей летних детей. Также многие родители тревожатся о том, готов ли их ребёнок к школе в интеллектуальном плане. Наиболее важной составляющей готовности к школьному обучению является психологическая. Именно на этом мне хотелось бы остановиться подробнее.
Психологическая готовность к школе - комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Составляющие психологической готовности:
1. Мотивационная готовность - положительное отношение к школе и желание учиться.
Не забывайте, что Вы готовите Вашего ребенка в первую очередь даже не к учёбе, а к получению новых знаний. Если для Вашего малыша школа – это новые друзья, красивые тетрадки, независимость от родителей и ничего больше, если он всей душой стремится в это здание лишь потому, что там, к примеру, кормят булочками и можно вместо надоевшего компота пить чай, а о такой ужасной вещи, как тихий час днём, никто не вспоминает, то…мотивационная готовность – это то, что у Вашего ребёнка пока отсутствует.
Помните, что мотивационная готовность к школе – это в первую очередь готовность к учебной деятельности.
2. Волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольного
поведения. Говоря научным языком, волевая готовность малыша оценивается через его способность ставить цель, обрисовывать план действий для её достижения, двигаться к поставленным перед собой вехам, возможно, поступаясь чем-то менее важным, и, в конечном итоге, объективно оценивать результат.
К примеру, способен ли Ваш ребёнок сначала застелить кровать, а уже потом играть в конструктор? Может ли он отложить просмотр любимого мультфильма ради помощи маме? И если да, то зачем он это делает? Из страха перед родителями? Из чувства полного доверия – раз сказали, значит надо? Или потому что уже сам способен оценить свои действия и понять, когда лучше чем-то поступиться, а когда можно и расслабиться.
3. Коммуникативная готовность - способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к учителю, как ко взрослому. Здесь будут полезны рассказы о том, кто такой учитель и чем он занимается.
4. Интеллектуальная готовность - достаточный уровень развития мышления, памяти, внимания и др., наличие определенного запаса знаний и умений.
Что должен знать будущий первоклассник:
1. Дата рождения
2. Собственные имя, отчество ,
фамилия и данные родителей
3. Название города, страны, в которой живет
4. Домашний адрес
5. Домашние и дикие животные
6. Времена года, их последовательность
7. Время суток
8. Цвета, названия основных геометрических фигур, их величину (больше, меньше, выше, ниже и т.д.)
9. Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, наискосок, под, над, между и др.
10. Основные обобщающие понятия: мебель, посуда, одежда, растения, транспорт, профессии и т.д.
Что должен уметь будущий первоклассник?
1. Самостоятельно обслуживать себя (завязывать шнурки, застегивать пуговицы, убирать своё место и т.д.)
2. Пользоваться ножницами (вырезать различные фигуры)
3. Заниматься самостоятельно делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут
4. Составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений
5. Читать наизусть стихи
6. Считать до 10 и обратно
7. Рисовать и разукрашивать
8. Собирать разрезанную картинку не менее чем из 5 частей
9. Сравнивать, исключать лишнее, делать выводы
10. Понимать и точно выполнять словесную инструкцию
Рекомендации родителям будущих первоклассников.
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
- Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
- Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
- Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
Если ребёнок не умеет читать и писать - это не беда, этому научит учитель. Основным показателем готовности к школьному обучению является социализации ребёнка в обществе и умение выстраивать взаимотношения со сверстниками и взрослыми; умение слышать и слушать взрослого человека и выполнять задания по инструкции.
В любом случае, отправлять ребёнка в школу или нет - это ваш выбор и ваша ответвенность, родители. Поэтому заботьтесь о себе и своих детях.