Как (не) надо воспитывать детей

Сегодня хотела бы остановиться на семейном воспитании, которое оказывает огромное влияние на человека в детстве, а урожай в полной мере можно собрать будучи взрослым дядей или тётей. Здесь действует принцип: «Как аукнется, так и откликнется».  Всё, что родители вкладывают или не вкладывают в ребенка, так или иначе будет влиять на его будущее. Воспитание является одним из факторов формирования характера и особенностей поведения воспитуемого. Неполадки в системе семейного воспитания могут спровоцировать неврозы у ребёнка. Существует достаточно много классификаций стилей семейного воспитания. Одной из таких является классификация А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, включающая 6 типов семейного воспитания пагубно влияющих на дальнейшую жизнь ребёнка.

   Как не надо воспитывать детей

Первый тип называется «гипопротекция (гипоопека)» (от греч. hypo под,внизу). Иными словами, это нехватка чрезвычайно важной для ребёнка заботы. Он чувствует себя брошенным и никому не нужным, потому что родители постоянно заняты своими делами, как например, круглосуточным нахождением на работе. Такие родители перекладывают воспитательные функции на бабушек, дедушек, учителей и т.д. Гипопротекция может сформировать  человека с низким самоконтролем, низкой самооценкой,  отсутствием умения извлекать опыт из проблемной ситуации, неумением управлять собой в трудных ситуациях.

Следующий тип семейного воспитания под названием «доминирующая гиперпротекция» характеризуется напротив, навязчивой заботой, выходящей за границы разумного, и она полностью  подавляет  его самостоятельность и инициативу. Родитель, воспитывающий ребёнка в стиле гиперпротек­ции, доминирует над ним, и зачастую игнорирует его истинные потребности, при этом жёстко контролируя. Например, всем известный вариант, когда мать заставляет доедать всю еду на тарелке, несмотря на то, что ребёнок уже сыт, или провожает его до школы, хотя её дитя отчаянно протестует. Доминирующая гиперпротекция  играет первую скрипку  в формировании инфантильных, закомплексованных личностей.  

Однако есть ещё одна крайность: «потворствующая гиперпротекция», когда родители сосредотачивают все своё внимание на своём дитятке, отводя ему центральное место в семье. Это чрезмерное восхищение ребёнком, в том числе и мнимыми талантами. При потворствующей гиперпротекции формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, однако при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

«Эмоциональное отвержение» также является патологичным типом воспитания ребёнка. Для родителей ребёнок – обуза. Отвержение протекает в вариантах, где один хуже другого. Явное отвержение выражается во фразах: «Да отстань ты от меня», «Ты мне надоел», «Не лезь ко мне», «Глаза бы мои тебя не видели», а латентное (скрытое) в виде насмешек и издёвок над своими детьми. Иными словами – жестокий троллинг собственных детей, направленный на подчеркивание недостатков внешности или способностей, реальных или мнимых.

 Ребёнок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителей. По мнению Карен Хорни, «исходная или базальная» тревога, возникающая у ребёнка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности (Хорни, 1993).  Унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка,  и зачастую у детей развиваются психосоматические болезни.

Пятый тип семейного воспитания «жестокие взаимоотношения»  проявляется явно в виде побоев ребёнка — или скрыто: в виде эмоциональной враждеб­ности и холодности. Родители, что называется, «срывают злость» на ребёнке, из-за каких-то своих личных проблем. Этот тип воспитания можно назвать также авторитарным.

И, наконец, «повышенная моральная ответствен­ность». Этот тот случай, когда от ребёнка слишком требуют проявления высоких моральных качеств, делая ставку на его будущее,но зачастую отбирая настоящее.

Родители, которые придерживаются такого типа воспитания, по­ручают ребёнку заботу и опеку над другими членами семьи: младшими братьями, сёстрами, бабушками, дедушками.  От ребёнка ждут честности и порядочности, насильно приписывают ему роль главы семьи, внушают, что только от него зависит счастье всей семьи. Это является грубым нарушением иерархии и непосильной ношей для ребенка.

Неправильное воспитание может также  рассматриваться как фак­тор, который усиливает потенциальные характерологические рас­стройства ребёнка. Под акцентуацией характера традици­онно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние вариан­ты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повы­шенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздей­ствиям. 



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Проблемы воспитания. Как накормить ребёнка.
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • Негативные стереотипы воспитания ребёнка.
  • 7 правил воспитания счастливого и успешного ребёнка
  • Особенности воспитания ребёнка от рождения до полутора лет
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 3. От шести до двенадцати лет
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 2. От полутора до шести лет
  • Любовники и родители. Рождение ребёнка как испытание для пары.
  • Воспитание ребёнка исходя из типа его психики
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребёнка
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Воспитываю ребёнка или не принимаю своё воспитание?
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • Деструктивные родители. Абьюз ребёнка.
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Когда решают, завести мужа или кота? Родить ребёнка или купить собаку?
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Запугиваем ребёнка? Или зачем ему культура безопасности...
  • Мифы о воспитании, или как сделать ребёнка невротиком.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Как ненавязчиво контролировать ребёнка и оградить его от опасности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь