|
Манифест гипнотерапииАвтор статьи: Вячеслав Олегович Куликов
Гипнотерапия, в отличие от других направлениях психотерапии, не имеет какую-нибудь концепцию личности или теорию возникновения проблемы у человека (невроз, психоз). Благодаря этому гипноз может ложиться на различные современные теоретические подходы психотерапии, и нисколько их не притесняя. В то же время гипноз играет важную роль в истории психотерапии. Имея в своем арсенале большое количество техник, которые могут не только дополнить различные направления психотерапии, но и повысить эффективность самого психотерапевта или психолога. По мнению всемирнопризнанного историка медицины Генри Ф. Элленбергер (2001), гипноз стал первый методом в психотерапии. Так, один из самых знаменитых гипнотерапевтов XIX столетия Ипполит Бернгейм (1840-1919) совместно со своими последователями вели термин «психотерапия» (Гиллингер С., 2011). Майкл Д. Япко (2012), директора института М. Эриксона в Калифорнии, говорил, что положительные изменения у человека, который проходит психотерапию, сопровождаются трансовым состоянием. При этом он добавляет, что любое направление психотерапии, психоанализ или когнитивная психотерапия, так или иначе «погружает» человека в транс. Ведь для того, чтобы произошли изменения, человеку необходимо переместить свое внимание вглубь себя, а это – главное свойство трансового состояния. Какое место занимает гипноз в истории психотерапии? Для ответа на поставленный вопрос необходимо приоткрыть занавес появления психотерапии такой какая она есть сейчас. Пьер Жане (1859-1947) изучая невротических больных с помощью такого гипнотического феномена, как автоматическое письмо сделал эпохальное открытие того времени, что в основе их расстройства лежат «подсознательные навязчивые идей». Причина их появления обычно являлось травматическое событие или испуг. При этом мысль, которая стала подсознательной, была вытеснена болезненными симптомами. Потом П. Жане вводит новое направление в изучении и лечение неврозов, которое он назвал «психологический анализ». В дальнейшем произошло бурное изучения гипноза, и он приобрёл научный статус (раньше научным деятелем запрещалось заниматься гипнозом). Такая актуальность гипноза не могла коснуться и З. Фрейд (1856-1939), который сначала поехал учиться к Ж.М. Шарко (1835-1893), где он пробыл у него всего лишь четыре месяца (с 20 октября 1885 по 23 февраля 1886). Однако, за это время З. Фрейд, который был ориентирован в направлении новой теории неврозов, увидел демонстрации травматических параличей и восстановление способностей больных под гипнозом. Так же З. Фрейд проходил обучение у И. Бернгейма. Во время практики в Нансии (1889) на него произвело впечатление, сделанное И. Бернгеймом утверждение о том, что постгипнотическая амнезия не является полной, как это повсеместно считалось. С помощью концентрации и умело задаваемых вопросов И. Бернгейму удавалось заставить пациента вспомнить то, что он испытал в состоянии гипноза. Известно, что З. Фрейд применял методику гипнотического внушения по И. Бернгейму (Элленбергер Г.Ф., 2001). З. Фрейд просил своих пациентов закрыть глаза и сосредоточиться. Прижимая ладонь ко лбу пациента, он начинал уверять его в том, что утраченные воспоминания должны возвратиться. Временами этот возврат воспоминаний происходил непосредственно, но иногда они возвращались, проходя сквозь цепочку ассоциаций. Однако, у З. Фрейда возникали трудности при гипнотизации собственных пациентов, и тогда появилась техника свободных ассоциаций. Интересно отметить, что термин «гипноанализ» напрямую связан с психоанализом. Когда в 1920-е годы некоторые психоаналитики понимали, что психоанализ – это длительная психотерапия, то стали появляться попытки ускорить процесс, и для этого стали применять гипноз (Гордеев М.Н., 2015). В результате, сочетание гипноза с психоанализом стали называть гипноанализ. По мере того, как происходило развитие психотерапии, ряд исследователей отмечало, что применение гипноза в других направлений психотерапии повышало эффективность последних (Линн С., Кирш И., 2011). Если мы любое направление в психотерапии условно разделим во временных парадигмах: прошлое (психодинамическая психотерапия), настоящее (когнитивно-поведенческая психотерапия) и будущее (экзистенциально-гуманистическая психотерапия), то можем увидеть, что гипноз хорошо совмещается с любым из этих направлений психотерапии. Например, если прошлое, то, как говорилось выше – это гипноанализ, или аналитическая гипнотерапия (Морисон Ж., 2009). Можно работать с психотравмирующими переживаниями, применять идеи К.Г. Юнга (работа с архетипами), исследовать сновидения. Если проблемы находится в плоскости настоящего – когнитивная гипнотерапия (Дауд Т.Е., 2003, Линн С., Кирш И., 2011). Например, при подготовке женщины к родам мы можем в гипнотическом состоянии проигрывать успешные роды, разрывать связь стимул-реакция при фобиях и др. Если будущее – экзистенциальная гипнотерапия (Кинг М.Е., Цитренбаум Ч.М., 2003) или генеративный транс С. Гиллигена (2013), где заложены идеи объединение сознания/бессознательное и различные стороны личности, создание внутренней целостности и направление к развитию Личности, что так актуально для данного направления психотерапии. Таким образом, вне зависимости от предпочитаемой терапевтом теории психотерапии, он может применять техники гипноза, чтобы создавать любую стратегию воздействия. Знание базовых особенностей гипнотерапии позволит психотерапевту/психологу быть более гибким при решении запроса клиента. Ведь как известно, самый гибкий элемент управляет системой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|