Техники психотерапии - взгляд сквозь призму теории систем

В настоящее время выделяют три основные, принципиально отличающиеся друг от друга психотерапевтические парадигмы (психодинамическая, бихевиоральная и экзистенциально-гуманистическая). Различных же методов психотерапии на сегодняшний день зарегистрировано более четырёх тысяч. При этом большинство существующих на сегодняшний день психотерапевтических концепций практически не дают возможностей для их интеграции друг с другом. Таким образом, всякий начинающий своё профессиональное обучение психотерапевт в настоящее время сталкивается с проблемой концептуальной неопределённости. Фактически ему приходится делать выбор, в какую из множества теорий поверить. В России эта проблема приобретает особую актуальность ещё и потому, что в отличии от западных коллег, большая часть отечественных психотерапевтов не имеет чёткой приверженности к какому-то единственному психотерапевтическому направлению. Существуют диаметрально противоположные мнения о том, как это влияет на их профессионализм и эффективность. Однако очевидно, что целостная система профессионального мировоззрения для психотерапевта очень важна, так как в первую очередь именно на неё, а не на совокупность освоенных техник он опирается в своей работе.

Тем не менее, несмотря на взаимный антагонизм психотерапевтических теорий, как специалист, серьёзно обучавшийся разным направлениям психотерапии и имевший возможность наблюдать и анализировать работу многих признанных мастеров, я могу заявить следующее: психотерапевтические вмешательства, производимые последователями совершенно несопоставимых теорий, при чисто феноменологическом рассмотрении зачастую имеют необычайно много общего. Многие психотерапевтические процедуры, предлагаемые представителями различных подходов, оказываются в чём-то схожими, и отличаются лишь нюансами, несмотря на совершенно несопоставимое концептуальное осмысление. При этом представители разных школ выделяют в качестве «ядра» феноменологически сходных техник различные их нюансы – подчёркивают одни, и зачастую совершенно игнорируют другие, на которые делают основной упор представители других направлений. Зачастую разница между техникой, исполняемой мастером, и работой новичка заключается именно в том, что в работе мастера присутствуют нюансы, на которые при обучении данному методу психотерапии не обращают прямого внимания – но которым зато целенаправленно обучаются представители других школ.

В связи с этим желание достичь целостного понимания и попытки рассматривать происходящее в процессе психотерапии сквозь призму нейрофизиологических теорий остаются актуальными с момента появления психотерапии как профессии и до настоящего времени. Данная статья – это попытка осмыслить некоторые аспекты психотерапевтического процесса в контексте нейрофизиологических представлений, опирающихся на общую теорию самоорганизующихся систем, с целью попытаться отчасти разрешить это противоречие. Движение в этом направлении представляется мне весьма плодотворным не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

За полувека своего существования теория систем успела на практике доказать свою универсальность и высокую эффективность. Многие её тезисы на сегодняшний день строго математически доказаны. Она применима практически к любой сфере познания – необходимо лишь построить правильную модель системы, в которой происходят изучаемые процессы. Теория систем с одинаковым успехом применима как к субъективно воспринимаемым психическим процессам, так и к нейрофизиологическим процессам, лежащим в их основе. Излагать в рамках данной публикации базовые положения теории самоорганизующихся систем не представляется возможным, поэтому обозначу лишь необходимый минимум исходных предпосылок.

Любая самоорганизующаяся, или диссипативная система является открытой и функционирует вдали от состояния равновесия. Её структура в течении относительно продолжительного времени сохраняется, однако фактически при этом она является формой организации потока вещества, обладающего запасом энергии. Этот поток структурирован как совокупность многочисленных взаимосвязанных циклов, иерархически организованных. Такой системе присуще качество, именуемое «фрактальностью» – то есть на разных уровнях организации подобных систем действуют схожие организующие паттерны. С некоторой долей упрощения можно сказать, что система обладает тем большим потенциалом стабильности и способности к адаптации, тем ближе она к зоне собственного функционального комфорта, чем больший поток она через себя пропускает и организует. Принципиальное значение имеет не только объём, но и качество его организации. У самоорганизующейся системы имеется некоторое количество аттракторов («траекторий движения», «путей развития»), переход между которыми она может осуществлять в так называемых «точках бифуркации». Систему можно разрушить, однако невозможно просто «вытолкнуть её за пределы аттрактора» при помощи каких-либо вмешательств. Возможно лишь облегчить движение системы по наличествующему аттрактору до ближайшей точки бифуркации, в которой она теряет устойчивость и приобретает возможность перейти на другой аттрактор. Более того –  воздействие на систему в зоне точки бифуркации изменяет вероятность её перехода на тот или иной аттрактор, но не может подобный переход детерминировать. Таким образом, внешние вмешательства лишь катализируют какие-то тенденции её собственной динамики, и при этом всегда имеется элемент неопределённости.

Наш мозг такой системой является. Внутри нейрональных сетей, составляющих мозг, от клеток к клеткам передаётся информация. Общая совокупность информационных потоков мозга создаёт феномен психики, которая, как продукт динамического процесса, порождённого самоорганизующейся системой, отражает в себе все свойства таких систем. Ассоциативные зоны коры, и/или иные компоненты нейрональных сетей, ответственные за самосознание и функционирование второй сигнальной системы, с позиций теории систем должны являться высшим интегративным звеном ЦНС. Соответственно их функция – сопоставлять и интегрировать в единые циркулярные паттерны информационные потоки, зарождающиеся в более онтогенетически древних структурах мозга. Один из продуктов такой интеграции феноменологически воспринимается нами как осмысливание.

Тот, кто внимательно наблюдал за процессом созревания у себя какой-либо «трудной идеи», может феноменологически описать этапы этого процесса изнутри. Человек о чём-то упорно размышляет. Ему известна какая-то совокупность фактов, а также нечто, что ассоциативно связано с этой известной информацией, но в данный момент остаётся вне фокуса сознательного внимания. И есть ещё множество процессов, на которые в повседневной жизни человек обращает внимание не часто. Он может задумавшись замереть, принять какую-нибудь особую позу и выражение лица (изменяется тонус мышц), или начать совершать какие-то небольшие спонтанные движения. Отмечаются различные вегетативные реакции, меняется дыхание, сердцебиение, могут теплеть или холодеть руки и т.д. В теле, при должном к нему внимании, обнаруживается трудноуловимая совокупность неясных ощущений. Появляются какие-то чувства, часто достаточно неоднозначные. Человек может начать спонтанно представлять визуальные образы, часто смутные, отрывочные. Или же он может начать погружаться в фантазии. Все эти феномены тесно взаимосвязаны и по сути своей друг от друга неотделимы, однако у разных людей и в разное время какие-то компоненты этой сложной сети переживаний могут выделяться, отодвигая иные переживания в фон. Можно утверждать, что все эти переживания – отражение различных нейрофизиологических процессов, или «локальных» информационных потоков, которые в дальнейшем должны быть сопоставлены и объединены в единые циркулярные паттерны ассоциативными зонами коры. Когда это происходит - в сознании вдруг возникает некая идея, или же вербализованное осознание какой-либо потребности – и это меняет всю феноменологию предшествующих процессов и ощущений. Часто появляющееся при этом чувство облегчения, радости или даже озарения свидетельствует о том, что произошедшее переместило информационные процессы ЦНС ближе к зоне функционального комфорта.

Если же этого не происходит, возникает как минимум напряжение или дискомфорт. На мой взгляд, наиболее ярко и наглядно подобную ситуацию демонстрируют случаи конверсионной истерии. В психодинамической традиции принято говорить, что при этом неприемлемые идеи или желания подвергаются «вытеснению в бессознательное», а затем возвращаются оттуда минуя сознание в виде симптомов. Иногда пациенты, осознающие в процессе психотерапии «смысл своих симптомов», действительно сообщают о том, что «подобная мысль за некоторое время до появления симптома мелькнула в их сознании и тут же была отброшена и забыта». Известно, что вытеснению могут подвергаться восприятия, воспоминания и идеи, уже присутствовавшие в сознании. Однако на мой взгляд наличие «вытесненной идеи» до осознавания её клиентом чаще лишь логически предполагается психотерапевтом, исходя из феноменологии симптома и из знания контекста, в котором он возникает. Таким образом, феномен «вытеснения» - наиболее наглядный пример того, что происходит, когда интегративный нейрофизиологический процесс не достигает своего завершения. В этих случаях осознавания попросту не произошло, т.к. идея, или сознательное желание, которые могли бы возникнуть, для субъекта по каким-то причинам неприемлемы. Тогда энергия находящихся в напряжении нейрофизиологических процессов «разряжается через симптомы» изолированно от сознания, которое «не хочет об этом знать». Завершение процесса, осознание идеи или желания, приводит к психотерапевтическому эффекту.

Если теперь вновь вернуться к рассмотрению различных психотерапевтических процедур – можно увидеть, что они опираются на вышеописанные естественные процессы. В рамках различных направлений психотерапии существуют техники работы с фантазиями и свободными ассоциациями, визуальными образами, телесными ощущениями, моторикой, чувствами и т.д. – то есть с различными составляющими нейрофизиологического процесса, завершающегося обычно осознаванием. Какой-то компонент процесса выделяется, на нём фиксируется внимание, при этом происходит его естественное усиление и хотя бы отчасти вербализация. Далее следуют либо некие манипуляции, либо же психотерапевт просто поддерживает внимание клиента к процессу и предлагает ему следить за его развитием, опираясь на собственные чувства и ощущения. В большинстве направлений психотерапии приветствуется появление в этом процессе инсайтов, но даже тогда, когда это специально не подчёркивается – инсайты всё равно периодически возникают. При этом большинство направлений психотерапии тяготеют к использованию какого-то одного компонента процесса, и уделяют меньше внимания другим или вовсе игнорируют их.

Таким образом, в контексте вышеописанного подхода задача психотерапевта сводится к тому, чтобы катализировать различные составляющие процесса, предшествующего осознаванию, и, преодолевая таким образом барьеры торможения, помогать ему естественным образом прийти к интеграции, что проявится как некое осмысливание и изменение эмоционального фона. Это воплощается в следующих технических принципах:

- Определив и прояснив контекст, в котором возникают интересующие нас переживания, мы обращаем внимание на какие-либо компоненты предшествующих осознаванию процессов, какие конкретно - не принципиально. Мы можем попросить клиента развивать визуальный образ, ряд свободных ассоциаций или фантазий, обратимся к смутным телесным ощущениям, чувствам, или попросим повторить и развить замеченное нами спонтанное движение. Мы обращаем активное внимание клиента на выделенный компонент и предлагаем это внимание удерживать, а также описывать то, что происходит. Мы возвращаем клиенту его же слова, уточняя и усиливая таким образом его переживания, побуждаем его к развитию процесса и к экспериментам с ним.

- Сталкиваясь с затруднениями, мы можем после некоторой паузы, сбора дополнительной информации или переопределения контекста продолжить, или же перенести фокус активного внимания на другой компонент процесса – до тех пор, пока не произойдёт осознавание. Вообще периодическое переключение с одного компонента первичного процесса на другой, психотерапевтические интервенции типа «и попробуйте ощутить, что внутри вашего тела окликается на этот образ», или «попробуйте выразить то, что вы сейчас ощущаете, при помощи движения», «а можете-ли вы представить себе какой-нибудь образ, соответствующий этому ощущению» и т.п. – представляются весьма целесообразными и существенно увеличивают эффективность.

- Если интересующие нас процессы должным образом обозначены и усилены, но это не привело пока к интеграции, мы можем, образно выражаясь, помочь процессу с другой стороны – предлагая клиенту сконструированные нами метафоры (являющиеся по сути скрытыми интерпретациями), или же давая прямые интерпретации. При этом мы проверяем, наступает ли интеграция, влияет ли интерпретация на проявления процесса. По достижении результата, сообразно с цикличностью любых процессов в самоорганизующихся системах, заканчиваем тем же, с чего начинали: возвращаемся к исходному контексту и проверяем, что изменилось в чувствах, ощущениях и идеях, с ним связанных.

Завершая этот очерк, хочется однако отметить, что мастерство психотерапевта в первую очередь определяется не его владением техниками, а умением выстраивать индивидуальную стратегию работы с клиентом – умением в диалоге с клиентом выбирать и актуализировать соответствующие контексты, для того, чтобы затем уже применять техники.



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ПА - через призму ТЕНИ, причинно-следственные связи процесса психотерапии
  • Попытка описания процесса психотерапии: между Экспертом и Моделью
  • Каков результат психотерапии? Или Метафора психотерапевтического процесса
  • Язва желудка и гастрит. Что мы об этом знаем в контексте психотерапии?
  • Специфика процесса групповой психотерапии
  • Важность эмоций для процесса психотерапии
  • Об аналитической терапии: что происходит во время процесса слушания
  • В этом мире не так много процессов
  • Ожидания психотерапевта от процесса работы с клиентом
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Стадии невротического процесса в психотерапии (по книге К. Роджерса «Случай Герберта Брайена»)
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Есть ли Бог? Как работать с образом бога в психотерапии.
  • Социальные представления об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Три процесса, влияющих на устойчивость семейной системы
  • Навязчивые идеи – замкнутый круг мыслительного процесса.
  • Особенности работы с людьми с паническими атаками Взгляд изнутри терапевтического процесса
  • Поддержка и внимание, умеете просить об этом?
  • Основные этапы психотерапевтического процесса и их последовательность
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Я обиделась! И какой в этом смысл?
  • Отличия разных направлений психотерапии
  • Движение к цели: как не упахиваться на результат и получать удовольствие от процесса
  • Уверен ли ты в себе. 5 вопросов, которые помогут разобраться в этом
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Как находиться в отношениях десятки лет и при этом не устать друг от друга?
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь