Применение гипноза в психотерапии. Доклад на заседании ПМПА 30.10.19 г. Санкт-Петербург

Автор статьи: Андрей Черепанов

Сокращенная версия доклада на заседании Профессиональной Медицинской Психотерапевтической Ассоциации (ПМПА), состоявшегося  30.10.2019 г., посвященного применению гипноза в психотерапии. Санкт-Петербург, ул. Достоевского 19/21.

Председатель: президент ПМПА, доктор мед.наук, профессор Курпатов В.И.

Докладчик: председатель секции суггестивной психотерапии ПМПА врач-           психотерапевт Черепанов А.В.


                                Дорогие друзья и уважаемые коллеги!
 

Прежде чем мы коснемся такой интересной и увлекательной темы как применение гипноза в психотерапии, хочу сказать в что этом докладе я хотел бы отразить собственный взгляд на некоторые вопросы применения гипноза. С вашего позволения я буду использовать термин "гипнотический транс" или просто "транс", подразумевая под этим гипнотическое состояние, возникшее вследствие целенаправленной индукции, не имея ввиду одноименную разновидность амбулаторных автоматизмов.

 Существует немало определений гипнотического состояния и не вижу смысла приводить их все  здесь, но отметим нечто общее, что есть в этих определениях: гипнотический транс - это измененное состояние сознания возникшее вследствие индукции, самоиндукции (самогипноз) или спонтанно. Так же существует ряд определений глубины гипнотического транса, и можно утверждать что они сводятся к тому что существует легкий, средний и глубокий транс (ну можно еще добавить состояние Эсдейла или, как еще иногда называют, "гипнотическая кома")

В психотерапевтическом контексте гипноз есть ни что иное как один из эффективных инструментов который может быть успешно  использован в практике врача-психотерапевта - наряду с другими видами психотерапии, разумеется и в сочетании с другими видами психотерапии. Ну а выбор - дело вкуса и индивидуальных предпочтений. На мой взгляд гипноз прост в освоении и удобен в использовании. 

Способы гипнотического воздействия можно условно разделить на директивные и недирективные (при этом я хочу отметить что в данный момент мы рассматриваем использование гипноза в медицинской психотерапии, не имея ввиду эстрадный и экспериментальный гипноз). При этом в процессе гипнотизации условно можно выделить ряд  стадий, а именно:   

 1. предварительная беседа ( в случае директивного подхода - возможно проведение проб на гипнабельность)

 2. индукция

  3. углубление транса (при необходимости)

 4.  психотерапевтическая работа ,или, как ее еще иногда называют, утилизация

 5. постгипнотические внушения 

 6. выход.  

 Свои несомненные достоинства и недостатки имеются и у директивного и у недирективного подхода, а у их представителей  уже давно не прекращается дискуссия, чей же способ индукции более эффективен. Но поскольку и у того и другого  есть свои преимущества то никто не мешает использовать в практической деятельности и тот и другой. 

Например, директивный или классический гипноз (который ведет свою историю с 19 века - знаменитые нансийская и сальпетриерская школы Бернхейма и Шарко) удобен тем что более прост в освоении, индукция занимает немного  времени и нередко достигается большая глубина транса. Он характеризуется тем что терапевт берет на себя ведущую и направляющую роль как бы подчиняя волю пациента путем прямых команд и внушений с воздействием на один или несколько анализаторов (зрение, слух). А недостатком служит то что в результате такого прямолинейного воздействия может возникнуть сопротивление  и пациент может оказаться невосприимчив к данному способу гипнотизации и тогда погружение в транс будет весьма затруднительно.

А недирективный или эриксоновский гипноз (по имени своего основателя М. Эриксона) безусловно хорош тем что предлагает очень много эффективных приемов индукции транса, которые очень легко сочетаются между собой, плюс то, что индукцию можно проводить постепенно и даже незаметно, что вызывает меньшее сопротивление пациента. Роль психотерапевта здесь скорее сопровождающая и поддерживающая. Глубина гипнотического состояния не столь важна, поскольку даже погружение в легкий транс позволяет проводить эффективную психотерапевтическую работу и возможно воспроизводить некоторые гипнотические феномены, например амнезию, искажение времени, левитацию и восковидную каталепсию. При этом любую реакцию пациента можно использовать для углубления транса, даже сопротивление. Недостатком метода, на мой взгляд, является то, что освоение может занимать намного больше времени нежели освоение приемов директивного гипноза и время индукции может быть довольно продолжительным (от 15 мин до часа иногда даже более), с другой стороны с каждым новым сеансом глубина погружения в гипнотическое состояние  увеличивается а время индукции сокращается, впрочем это справедливо и для классического гипноза. 

Моя история изучения гипноза началась в 1993 году, когда я был студентом медицинской академии и началась она с освоения классического гипноза под руководством Владимира Михайловича Лучникова, опытного врача-гипнотерапевта. А через два года мне довелось познакомиться и с эриксоновским гипнозом и заняться его изучением под руководством все того же Владимира Михайловича. И вот уже более двух десятилетий использую в своей практике как директивные так и недирективные техники и нередко удается успешно их сочетать. Поэтому я и считаю что ничто не мешает врачу-психотерапевту овладеть обоими методами и добиваться  успеха в их применении.

             Демонстрация видеофрагмента сеанса гипнотерапии №1

Пояснения к видеофрагменту: На видеофрагменте №1 представлен момент недирективной индукции глубокого гипнотического транса методом левитации руки по Эриксону. 
 
 Индукции предшествовала предварительная беседа, которую я провел с целью  установления доверительных отношений (раппорта) и проведения серии косвенных внушений с целью повышения эффективности предстоящей гипнотической сессии. При этом использовал различные речевые стратегии и техники так называемой Милтон-модели. Так же были выделены и использованы предикаты (предпочитаемые речевые обороты) пациента.
 
Для индукции гипнотического транса в данном случае мною был выбран недирективный подход, где психотерапевт как бы сопровождает пациента в  погружении,  "позволяя" ему погружаться в гипнотический транс в комфортном для него темпе. При этом использовались следующие приемы:


1. Иллюзия выбора -  пациенту  "предлагается" сделать выбор, как именно он будет погружаться в транс, с какой скоростью, и  какие ощущения он может при этом испытывать.
 
2. Связывание идеомоторных реакции и физиологических проявлений с индукцией гипнотического транса.
 
3. По мере изменения состояния сознания пациента меняется темп, громкость речи психотерапевта и так же и интонации.
 
4. Внушения ("расслабиться", "погрузиться в транс" и др.) даются неявно. 
 
5. Использование особых речевых стратегий и связок которые позволяют "замаскировать" внушение  .
 
6. Использование предпочитаемых речевых оборотов и понятий пациента. 
 

Бытует мнение, что психотерапевтическая работа в гипнозе сводится лишь к даче прямых внушений, установок и команд на исчезновение симптомов и улучшение самочувствия. Безусловно данный подход присутствует, но дело в том что его эффективность может быть сильно ограничена, ибо нет работы с причиной нервно-психического расстройства, которое может быть вызвано стрессом, психотравмой, неблагоприятными социально-психологическими  факторами или симптом может являться проявлением какого-либо другого расстройства. Или могут присутствовать вторичные выгоды, которые нередко не осознаются пациентом. Одним словом, если при проведении гипнотерапии не учитывать эти факторы, тогда не стоит удивляться, когда вскоре  симптоматика возвращается. То обстоятельство, что после обычной прямой суггестии симптомы могут возвращаться, было известно еще со времен Бернхейма. 

С этой проблемой пришлось столкнуться и мне в начале своей профессиональной деятельности, когда по окончании медицинской академии я поступил на службу в одно из подразделений специального назначения, некоторые сотрудники которого страдали различными расстойствами, возникшими в следствии перенесенного боевого стресса. Никакого опыта и никаких знаний о данной проблематике у меня на тот момент не было. 

Пришлось провести много времени в  библиотеках но удалось найти лишь  отрывочные сведения. А вот применение гипноза оказалось эффективным средством и давало быстрый результат, но в ряде случаев симптоматика возвращалась по истечении нескольких недель или месяцев,  и мне пришлось заняться поиском решений этой проблемы, что потребовало немало времени.

К глубокому сожалению, информации относительно того как эффективно применять гипноз для лечения нервно-психических расстройств возникших вследствие боевого стресса в то время почти не было.

Параллельно  применялись и другие психотерапевтические техники, в частности НЛП, которое  оказалось весьма эффективным. Правда возникли некоторые сложности связанные с тем, что некоторые техники ("изменение личностной истории", реимпринтинг, работа с субмодальностями и др.) требовали  от пациентов хорошей способности к визуализации, что получалось не всегда.

 Тогда и родилась идея применить техники НЛП в состоянии гипнотического транса и это оказалось весьма результативным ( справедливости ради следует отметить что в то время все же существовали техники работы с регрессией и прогрессией в гипнозе, но мне они были неизвестны ). В частности, возникло понимание что при работе с последствиями боевого стресса необходимо работать с пережитыми психотравмирующими событиями для чего в состоянии гипнотического транса и были использованы техники НЛП "изменение личностной истории", "реимпринтинг" , "генератор нового поведения" в различных вариациях, одним словом, техники регрессии и прогрессии. И вот прошло более двадцати лет, и, как показало время, данный подход оказался полезен и при психотерапии  других нервно-психических расстройств, а во время демонстрации видео №2 будет показана часть этой работы. 

                Демонстрация видеофрагмента сеанса гипнотерапии №2

Пояснения к видеофрагменту:  Суть  подхода заключается в том, что пациенту в состоянии глубокого гипнотического транса предлагается отправиться в  часть прошлого, предшествующего психотравмирующей ситуации а затем из диссоциированной позиции с чувством защищенности и безопасности просмотреть и как бы изучить все события связанные с психотравмой от начала и до конца, после чего предлагается выбрать необходимые ресурсы (т.е. все то что помогло бы по мнению пациента прожить это событие сохраняя стабильное или даже комфортное состояние - знания, умения, способности, психологические свойства и т.д.) и вместе с ними заново, уже как бы изнутри, находясь в собственном теле, прожить эти события и затем придти в условную точку настоящего с этими ресурсами, отмечая все изменения в поведении и внутреннем состоянии. Затем пациент с этими ресурсами  (продолжая находиться в состоянии гипнотического транса)  отправляется в будущее (прогрессия)и проживает события будущего, отмечая насколько улучшилось его состояние

Кроме того, были проведены успешные эксперименты по использованию имагинативных методов в гипнотерапии.

Тем не менее, остаются открытыми ряд вопросов, таких как оптимальная глубина гипнотического транса,  необходимость вызывания амнезии на гипнотическую сессию а так же вопрос конфабуляций.  

Итог. Гипноз может стать очень полезным и удобным и инструментом в руках врача-психотерапевта и позволяет добиваться большего эффекта при одновременном использовании с другими психотерапевтическими техниками.

                                              Благодарю за внимание! 



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем нам состояние гипнотического транса?
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 3. Основные идеи генеративного транса.
  • Техники "цыганского гипноза" & Шоковые методы гипноза.
  • Ирвин Ялом "Дар психотерапии" Глава 6. Эмпатия: взгляд из окна пациента
  • Эриксоновский гипноз. Что такое состояние транса?
  • Гипноз и состояние транса - что это?
  • Феномен транса в психотерапии (анализ состоянии проблемы)
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • О технике трансовой индукции "Кодовый замок"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • По следам семинара Бетти Элис Эриксон "Классика эриксоновского гипноза"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Как понять: "Чего я хочу?". Работа с запросами в психотерапии.
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Анализируя "Английского Пациента"- часть 3
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь