|
Происхождение и развитие гипноза. Классический гипноз.Автор статьи: Рассохин Дмитрий Александрович
Происхождение и развитие гипноза как метода воздействия на психологическое состояние человека. Историю гипноза можно соотнести с историей колдовства, магии, знахарства и медицины. Его научное изучение началось в конце XVIII в., когда Франц Месмер, венский врач, по имени которого гипноз существовал долгое время, начал применять гипноз в лечении своих пациентов, но «животный магнетизм», вскоре был дискредитирован, в связи с ошибочным представлением о том, что результаты якобы явились воплощением оккультной силы. Но «месмеризм» продолжал интересовать многих врачей. Клиницисты, используя его, не понимали природу явлений, пока в середине XIX в. английский врач Джеймс Брейд, изучив феномен, ввел термин «гипноз» и «гипнотизация». Методики, применяемые для гипнотизации, имеют некоторые общие черты. Наиболее важными условиями являются добровольность и содействие со стороны гипнотизируемого и его доверие к гипнотизеру.[1] Гипноз - один из самых древних методов психотерапии и до сих пор окутан завесой таинственности. Начиная со времён глубокой древности колдуны, шаманы, маги и жрецы умели с помощью самых разнообразных приёмов и средств вызывать у людей особое, подобное сну, состояние, в котором человек не реагирует ни на яркий свет, ни на шум, ни на боль от ожогов, порезов и уколов, а подчиняется всецело воле того, кто его в это состояние погрузил. Естественно, что исцеления от болезней, нередко случавшиеся в этом состоянии, поражали воображение, и казались людям, не знающим природы этого явления, настоящим чудом и сильно способствовали укреплению веры в могущество тех, кто владел даром в это состояние людей погружать. Это состояние было известно под разными именами. Антон Месмер (1734 - 1815), например, называл его «животным магнетизмом», т.к. полагал, что оно вызывается особыми флюидами, исходящими от человеческого тела. Гипнозом (от греческого hypnos, сон) же это состояние назвал английский врач - офтальмолог Джеймс Брейд (1795-1860), он же положил начало научному изучению этого феномена. В 1841 году в Манчестере Брейд присутствовал на сеансе, который проводил последователь Месмера, швейцарский магнетизер Лафонтен. То, что Брейд там увидел, его необычайно заинтересовало, но, при этом показалось, что здесь «что-то не так». Желая вывести Лафонтена «на чистую воду», он стал проводить опыты, используя в качестве подопытных свою жену, приятеля и своего слугу. Для того чтобы погрузить их в сон он заставил их смотреть на блестящую застежку футляра для хирургических инструментов, которую он держал перед их глазами на уровне переносицы - как офтальмолог он знал, что фиксация взгляда на блестящем предмете приводит к быстрой усталости глаз. На основе своей теории он разработал чрезвычайно простой метод, позволяющий погрузить в сон людей и животных. Брейд помещал на расстоянии примерно 20 см от глаз пациента примерно на высоте его переносицы блестящий предмет, и, путем простой фиксации взгляда пациента на этом предмете и словесного внушения он в большинстве случаев уже через несколько минут погружал его в состояние гипноза. Результаты своих опытов Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он пришёл к выводу, что «магнетизм» здесь абсолютно не причём, а гипноз - это особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедления дыхания. Во второй половине XIX века во Франции возникли две научные школы по изучению гипноза. В Нанси гипноз практиковал и изучал Ипполит Бернгейм (1837 - 1919), являвшийся профессором терапевтической клиники Нансийского университета, а в предместье Парижа, Сальпетриере, работал всемирно известный невролог и психиатр Жан Шарко, который привлёк к исследованию феномена гипноза самых видных учёных Парижа, в т.ч. психиатра Пьера Жане и патофизиолога Альфреда Бине. Обе школы придерживались совершенно различных взглядов на природу гипноза. Бертгейм и его последователи Дюмон, Бони и другие считали, что гипнотический транс - это некий психологический феномен, проявления воображения посредством внушения. «Уберите воображение пациента и авторитет гипнотизёра, и у вас ничего не выйдет», - так говорили в Нанси. Шарко же продолжал развивать теорию Месмера. Однако, в отличии от последнего, который полагал, что гипноз вызывают животные «флюиды», Шарко как серьёзный ученый считал, что гипноз есть результат особого физического воздействия посредством звука, тепла, или света. Практикуя гипноз с больными истерией, он заметил, что много симптомов истерии исчезают прямо на глазах или, наоборот, проявляются в результате соответствующих внушений, и он сделал вывод, что гипноз является вызванным истерическим неврозом. Шарко с Бертгеймом и их последователи постоянно полемизировали между собой, указывая друг другу слабые места в их теориях, что немало способствовало продвижению в изучении гипноза как в Нанси, так и в Париже. Завершилась их дискуссия на состоявшемся в 1889 году Международном конгрессе физиологической психологии, где научная общественность признала взгляды Бертгейма и его последователей на природу гипноза более убедительными с научной точки зрения, что, впрочем, нисколько не умаляет заслуги его оппонента Шарко в исследовании феномена гипноза. Одновременно с Шарко и Бертгеймом, обращают своё внимание на гипноз и российские врачи и физиологи. Среди них профессор физиологии Харьковского университета В.Я. Данилевский (1852 - 1939) и врач А.А. Токарский (1859 – 1901). Данилевский в результате многочисленных опытов по гипнотизированию животных в 1891 году доказал, что природа гипноза у человека и животных едина, что поставило под сомнение теорию Бертгейма, что в основе гипноза лежит только лишь воображение и внушение, животные, как известно, воображением не обладают, и внушить им что-либо невозможно. Токарский же, будучи страстным сторонником внедрения гипноза во врачебную практику, в начале 80 годов XIX столетия начал преподавать основы гипнотерапии студентам медицинского факультета Московского университета, а в 1890 году издал свою книгу «Терапевтическое применение гипнотизма». Наиболее значительные достижения в области изучения природы гипноза связаны с именами В.М. Бехтерева (1875 - 1937) и И.П.Павлова (1849 - 1936). Построенная Павловым на основе его учения об условных рефлексах корковая теория сна позволила с научной точки зрения объяснить феномен гипноза. В работах И.П. Павлова и его учеников показано, что основа гипноза, как и основа сна лежит в процессе торможения, захватывающего кору больших полушарий головного мозга. Процессы торможения распространяется на различные участки головного мозга и проникают на разную глубину, а между заторможенными участками сохраняются бодрствующие участки активной деятельности коры и подкорковых образований. Эти участки являются как бы «сторожевыми пунктами» и обеспечивают, в частности, возможность контакта («раппорта») человека с гипнотизёром. Поскольку сознание «спит» и «критика» со стороны с его стороны в процессе гипноза отсутствует, то гипнотизируемый выполняет команды и внушения гипнотизёра почти как автомат, как в состоянии гипнотического транса, так и по выходу из этого состояния (постгипнотические внушения). Благодаря этому и оказываются возможными как «чудесные исцеления», так и феномены гипноза, наблюдаемые при публичных демонстрациях.[2]
[1]Баскаков В.Ю. Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах. - М.: Проспект, 2014. [2]Боковиков А.М. Энциклопедия глубинной психологии: Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. — М.: Когито-Центр, 2012. Автор РассохинДА Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|