|
Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройствАвтор статьи: Храмцов Виталий Вениаминович
Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств В.В Храмцов г. Владивосток
Статья посвящена проблеме использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств. Представлен обзор и анализ ключевых концепций измененного состояния сознания, гипноза, внушения, сложившихся к настоящему моменту в отечественной и зарубежной психофизиологии, в том числе исследование эго-состояний в гипнотерапии психосоматических пациентов.
Ключевые слова: психосоматические заболевания, внушение, гипноз, измененное состояние сознания, гипнотерапия.
Современной наукой используются разнообразные методы, которые позволяют судить о психофизиологическом здоровье человека. Наиболее обоснованы и достоверны критерии физического здоровья, но гораздо сложнее обстоит дело с оценкой психического состояния. Желание найти твердое основание, опираясь на которое можно было бы судить о целостном здоровье, пронизывает всю науку о человеке и обществе. Возможно, что такого критерия не существует, так как жизнь - это динамический процесс, а не константа. Принято считать, что процесс развития психики и соматики человека контролируется генетической программой и во многом определяется внешними условиями и социальной средой. Но можно ли заглянуть в свой внутренний мир и сопоставить имеющиеся там знания с теми, которыми обладает наше эмпирическое сознание? Задача более чем сложная. Можно ли увидеть внутренним зрением и услышать «голос» психофизиологической системы? Саморегуляцию можно назвать «младшей сестрой» психосоматики. Регуляция эмоциональных и физических состояний, преодоление вредных последствий нереализованного стресса, как и психотерапия, разрешающая внутренние психологические конфликты, так же может рассматриваться как профилактика соматических болезней. Саморегуляционные методы могут служить для снятия болезненной симптоматики и, более того, часть из них может применяться как самотерапевтические и терапевтические. Кроме того, медитативные и процессуальные методы могут служить инструментами личностного и духовного роста. Среди огромного разнообразия методов саморегуляции – методы, ориентированные на трансформацию «негативного» проблемного состояния в «позитивное», желаемое. Среди них: самогипноз с самовнушениями, якорные и другие техники НЛП, аутотренинг и др. О том, что человек может получать информацию от самого себя, знали еще в древности. Опыт общения с внутренним миром существует у всех людей, без этого невозможны жизнь и развитие сознания. Подобный опыт стал основой возникновения религии, тантры, вед, йоги, научных и бытовых знаний. По мнению Н.О. Лосского, на это способны люди только с высокой степенью мистической интуиции [3]. Но научные исследования показывают, что эта способность, данная нам от рождения, со временем может ослабеть или вовсе исчезнуть. Осознанному погружению в свой внутренний мир можно научиться. Погружение внутрь себя связано с интроспекцией, в восточной психологии в рамках дзен-буддизма практикуется в виде созерцания чистого сознания, освобожденного от содержания. Возникающие при этом ощущения, восприятия, переживания в западной и отечественной психологии связывают с изменением сознания, а сами состояния называют измененным сознанием. Экспериментальное исследование измененных состояний сознания представляет большой интерес для психологии, психотерапии, психиатрии, педагогики и многих других дисциплин, так как они имеют свои закономерности восприятия, мышления и понимания мира, влияют на развитие творческих способностей. изучение сознания и взаимоотношений всех его уровней является сложной и актуальной проблемой современной науки. По определению Ч. Тарта, состояния сознания - это динамический процесс, его отдельные аспекты в своих частях могут постоянно изменяться, но общий паттерн остается тем же самым [7]. В измененное состояние можно войти многочисленными способами и испытать при этом различные переживания, что разносторонне показано в работах [5, 7]. В измененном состоянии сознания ум может получать информацию, которая недоступна ему в бодрствующем состоянии. По мнению С. Грофа, такая способность объясняется корпускулярно-волновой природой человека и голографической природой его сознания. Отечественные ученые А.П. Дубров и В.Н. Пушкин отмечают, что если объекты Вселенной имеют волновую природу, то для их познания достаточно сфокусировать сознание на определенной точке [5]. голографическая и корпускулярно-волновая концепция природы человека легко объясняют трансперсональный опыт, который возникает у человека в измененном состоянии сознания в периоды творческого подъема, вдохновения, озарения, инсайта, транса. Само тело человека содержит в себе все информационное богатство Вселенной. Правильно проведенная внутренняя концентрация ума на разных участках физического тела и психики способствует получению новых знаний о внутреннем мире человека. По мнению В.В. Налимова, возникающие при этом измененные состояния сознания приносят не только успокоение и гармонию, но и новые знания о самом себе и внешнем мире [5]. Традиционно к измененным состояниям сознания относят те, которые по субъективным ощущениям качественно отличаются от бодрствующего, обыденного сознания личности. Каждый человек в течение суток периодически проходит четыре состояния. Это бодрствование, сновидение, глубокий сон без сновидений, трансперсональное состояние. Последние три состояния по отношению к обыденному сознанию составляют измененное состояние сознания [4]. Каждое состояние имеет свою ценность и смысл, свои особенности отражения реальности. Эти состояния возникают как естественный ритм жизни, но измененные состояния сознания могут быть и наведенными. А. Людвиг, например, дает такое определение измененным состояниям сознания - это качественные отклонения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями [5]. Согласно Л.И. Спиваку и Д.Л. Спиваку, типологически измененные состояния сознания можно подразделить на искусственно вызываемые, психотехнически обусловленные и спонтанно возникающие [5]. А.Л. Гройсман под измененным состоянием сознания понимает «психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакопсихологическим агентом и субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта при определенной норме функционирования психики» [5]. Существует множество философских и семантических проблем, возникающих при определении измененных состояний сознания. По мнению Ч. Тарта, «современная научная психология просто не имела дела с измененными состояниями сознания, особенно позитивными, и не предполагала наличия их потенциальных возможностей» [7, с. 8]. В своем исследовании мы исходили из представления, что человек является саморазвивающимся существом, в его сознании, подсознании и сверхсознании как едином целом находятся все знания о законах, механизмах и функциях психосоматики, что он способен осознанно получать информацию о состоянии своей психофизиологической системы, об органах и клетках тела. Методики вхождения в измененное состояние сознания: это внушение, объяснение, установка, настройка, суггестия, гипноз. Гипноз - это особое психофизиологическое состояние, похожее на сон или полусон, вызываемое внушением [9]. Объяснение гипноза как особого психофизиологического состояния базируется на учении И.П. Павлова о человеке, как наборе множества функций возбуждения и торможения. Постепенное торможение нервных клеток коры головного мозга - это процесс, названный гипнотическими фазами. В обычной ситуации это торможение заканчивается здоровым сном. Если во время стадий засыпания с человеком с помощью особых техник гипнотизер устанавливает связь (гипнотический рапорт), слова гипнотизера будут восприниматься с особой силой. Гипноз по существу - это фаза жизнедеятельности человека, когда у него полное ощущение сна, но на самом деле он не спит. Слова гипнотизера воспринимаются загипнотизированным с особой чуткостью. Загипнотизированный не слышит никаких внешних раздражителей, а слышит только слова, передаваемые гипнотизером через рапорт. Для того чтобы ввести человека в гипноз, необходимо обладать специфическими гипнологическими техниками или так называемыми техниками суггестии. Исследователи утверждают, что человек в состоянии гипноза неадекватен, так он может принять кислое за сладкое, выполнять безумные или анекдотичные команды гипнотизера, выполнять команды гипнотизера напрямую, не подвергая их сознательному анализу, выполнять команды гипнотизера, связанные с регрессией речевой сферы (взрослый человек начинает говорить как ребенок-дошкольник), выполнять команды, связанные с возрастным изменением поведения (например, взрослый человек по приказу приобретает походку годовалого ребенка или престарелого человека), выполнять команды опасные для жизни загипнотизированного и т.д. [9]. Причем сразу же обратим внимание, что нами были крайне пристально изучены именно медицинские источники по данной теме. Предпочтение мы отдавали трудам, написанным практикующими медиками, докторами либо кандидатами медицинских наук. Более того, нами преимущественно изучалась литература советского периода в связи с меньшей коммерциализацией издательского дела и более достоверной цензурной и научной правкой. Считаем недопустимым, в научном исследовании ссылаться на источники, опубликованные маленькими коммерческими издательствами, написанными людьми с богатым воображением и туманным прошлым [20]. Отраслевая справочная психологическая литература выделяет три стадии гипноза: -сонливость (дремота); -гипотаксия; -сомнамбулизм [4]. Стадия сонливости характеризуется небольшой мышечной слабостью и дремотой. Считается, что человек может по своему желанию открыть глаза на этой стадии и перервать процесс гипнотизации. Во время первой стадии гипноза люди испытывают приятное состоянии покоя, сходное с обычным сонным состоянием при начале нормального сна. Следующая стадия гипноза - гипотаксия. Она характеризуется полной мышечной слабостью. Самая сильная стадия гипноза - это третья стадия - сомнамбулизм. При сомнамбулизме человек зачастую бывает полностью управляем (можно загипнотизированному внушить различные галлюцинаторные явления, заставить его действовать по какой-либо схеме согласно внушенной ситуации). Специфической чертой гипноза является то, что гипнотик внешне может выглядеть как абсолютно адекватный вменяемый человек. Загипнотизированному во время транса можно внушить какие-либо действия, которые он должен совершить спустя какое-то время после выхода из транса (постгипнотическое внушение). Выполняя это запрограммированное действие, загипнотизированный не отдает себе отчет в том, по какой причине он совершает тот или иной поступок. Загипнотизировать выполнение какого-либо действия можно и на какой-либо срок, и на выполнение какого-либо действия гипнотизером (хлопок в ладоши, удар в колокольчик, определенная музыка), так как называемого действия «спускового крючка». При гипнозе можно воздействовать на кожный анализатор, слуховой анализатор, обонятельный анализатор, зрительный анализатор. А можно сразу на несколько. В медико-психологических науках гипноз понимается как процесс и как результат в виде временного сноподобного состояния психики, характеризующегося резким сужением сознания и самосознания, его фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля [1]. Относительно новой сферой в гипнотерапии психосоматических пациентов является исследования эго-состояний. Все гипноаналитические подходы в целом, и терапия эго-состояний в частности, направлены на работу с подсознательной психодинамикой в терапии психосоматических пациентов. Сказанное относится к работе с подсознательными конфликтами личности. В связи с этим следует отметить, что термин «психосоматические пациенты» следует понимать расширительно, поскольку большинство болезней так или иначе обусловлены отношением пациента к ним [6]. Известный гипнотерапевт, сотрудник Гарвардской медицинской школы К. Джинандес выделяет шесть видов эго-состояний, связанных с патологиями. Зачастую они выступают в качестве основных элементов болезни многих пациентов. Соответственно, при их выявлении процесс терапии становится более эффективным. Таким образом, пять эго-состояний являются частью психики пациентов, в то время как шестое присуще терапевту [11]. К первому эго-состоянию относится «Эго-состояние болезни». Это название обозначает часть «Я», которая проявляется как персонификация симптома. Зачастую подобное эго-состояние выражается посредством телесных параметров («язык тела») и может составлять отдельный, целостный образ. Как пишет К. Джинандес, «обращаясь напрямую к эго-состоянию болезни, может сложиться впечатление, что разговариваешь с личностью со своей индивидуальностью и чувствами». Предположительно эго-состояние болезни является частью личности пациента. Второе эго-состояние называется «Саботирующее эго-состояние». Это часть личности, которая подсознательно препятствует избавлению от симптомов и, следовательно, исцелению. Третьим важным эго-состоянием является «Состояние эго-наблюдателя». Оно является воплощением части личности, которая остается бдительной и осознающей для отслеживания происходящих событий, в то время как сама личность об этом может не догадываться. Таким образом, такое эго-состояние отслеживает психофизиологический гомеостаз тела. Кроме того, указанное эго-состояние возникает из пласта осознанности пациента, и согласно некоторым данным даже в тех случаях, когда он находится под наркозом. Для целей психотерапии работа с эго-состоянием наблюдателя необходима для установления раппорта с пациентами, которые боятся потерять контроль и, как следствие, не могут «отпустить» себя. Поэтому очевидно, что взаимодействие с подобной частью личности поможет пациентам снизить настороженность и ослабить тревожность в процессе расслабления. Работа с подобным эго-состоянием может быть полезна для терапии пациентов с бессонницей и навязчивыми состояниями. Четвертым эго-состоянием, которое встречается у части пациентов, является эго-состояние «Танатос». Оно выражает стремление к прекращению жизни, уходу, несмотря на порой героические усилия сознательной части личности в спасении собственной жизни. Тем не менее, подобное эго-состояние не следует смешивать с активными суицидальными попытками, поскольку даже с наличием такого стремления, не отмечается прямого аутоагрессивного поведения. В связи с этим К. Джинандес предостерегает терапевтов от внушений, направленных на искоренение этого эго-состояния, по нескольким причинам. Во-первых, пациент может неправильно воспринять внушения, исходящие от терапевта. Во-вторых, подозрения терапевта могут быть необоснованными, несмотря на признаки, казалось бы, указывающие на подобное эго-состояние. В-третьих, по своей сути оно находится «в тени» сознания. Таким образом, при умелых действиях гипнотерапевта можно утилизировать стремление пациента к уходу. Пятое эго-состояние называется «Вдохновляющий на исцеление наставник». Предположительно на уровне психофизиологии человека существует внутренний источник знаний, как восстановить здоровье в сложной системе организма. Такое эго-состояние ассоциируется с вдохновением, надеждой и мудростью на пути к исцелению. Однако в психотерапевтической практике К. Джинандес активация этого эго-состояния предваряется вопросами подсознанию для разрешения на исцеление. Поэтому терапевту иногда приходится искать компромиссы с той частью личности пациента, которая заинтересована в сохранении симптомов, страданий. Интересно отметить, что зачастую активация эго-состояния, вдохновляющего на исцеление, может выражаться в форме архетипов – общих паттернов, известных с древнейших времен в различных цивилизациях и культурах [10]. Шестое эго-состояние – «Терапевт как целитель» - в отличие от рассмотренных выше, относится непосредственно к доктору. Как и другие эго-состояния, оно может проявить себя спонтанно или быть выявлено в ходе работы в трансе. Эго-состояние «Терапевт как целитель» может быть обусловлено самой личностью терапевта и/или стать результатом особого резонанса с пациентом. Еще В. М. Бехтерев в своих работах упоминал индукционно-резонансный механизм [2, с. 46]. При индукционно-резонансном механизме осуществляется особый раппорт между терапевтом и пациентом: терапевт может видеть, слышать и чувствовать субъективный опыт пациента, как бы становясь причастным ему, и в то же время не теряя себя. В западном научном сообществе эго-состояние «терапевта как целителя» находится в плоскости межличностного взаимодействия терапевта и пациента [2]. Вместе с тем его не следует отождествлять с простой эмпатией, поскольку, по сути, данное эго-состояние активируется во многих модальностях: визуальной, кинестетической, слуховой. Таким образом, при этом эго-состоянии сама личность терапевта является целебной и свободной от подсознательных конфликтов, и терапия проводится, исходя из уникальной личности терапевта, а не того или иного психотерапевтического метода. Таким образом, рассмотренные выше шесть эго-состояний являются важными для процесса психотерапии. Эриксон говорил о том, что гипнотерапией могут заниматься доктора. В его время гипноз был сугубо медицинским методом. Однако в настоящее время можно видеть некоторую «либерализацию» гипнотерапии, когда в исследования и практику вовлекается все большее число лиц, и теперь наряду с врачами методы гипнотерапии применяют клинические психологи. Это весьма характерно для западных сообществ и находится в общей логике развития медицины. Здесь можно провести аналогию с таким направлением в терапии, как остеопатия. На Западе доктором-остеопатом может быть человек без медицинского диплома, а его обучением и сертификацией занимаются саморегулируемые организации остеопатов. В России пока несколько иной путь развития. Так сложилось, что в основном остеопатии у нас обучаются врачи-неврологи. Однако уже сейчас в круг этого направления диагностики и терапии вовлекается все больше других специалистов. То же самое относится и к гипнотерапии. Зародившись в рамках психиатрии, сегодня гипнотерапия вышла за пределы своей изначальной области применения и перестала быть монополией узкого круга специалистов. В настоящее время можно увидеть тенденцию перехода от авторитарных подходов в терапии к сотрудничеству двух субъектов: терапевта и пациента. При этом в процессе терапии гипнотерапевт играет роль «первого среди равных». Таким образом, гипнотерапия, основанная на сотрудничестве, является более эффективной, когда пациент становится соавтором своего исцеления. В монографии профессора Р. Д. Тукаева «Механизмы и методы клинической гипнотерапии» [8, с.159-199] есть свидетельства в пользу терапевтической ценности транса как такового. Кроме того, представляется искусственным разделение разума-тела. В действительности нет никакого разума без тела. Функционирование мозга напрямую зависит от состояния органов и систем. Поэтому, представляется, что лучше вести речь в терминах психосоматического подхода, при котором организм есть целостность. Вместе с тем в настоящее время только 10% от общей структуры исследований в области гипнотерапии проводится в сфере психосоматической медицины [2]. Таким образом, до сих пор остается неясным вопрос, насколько широко может применяться гипнотерапия в лечении психосоматических расстройств. Однако уже сейчас понятно, что гипнотерапия, в которой применяются гипноаналитические подходы, является эффективной при многих нозологиях, включая те, которые напрямую не относятся к психосоматозам.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|