|
Особенности холотропных состояний сознания.Автор статьи: Карельский Герман Борисович
Глубокие изменения в сознании могут быть обусловлены множеством патологических состояний, например церебральными травмами, отравлением ядовитыми веществами, инфекциями, а также дегенеративными и циркуляторными процессами в мозгу. Такие состояния могут вызывать глубокие ментальные изменения и нарушать функционирование психики. Однако мы не будем их рассматривать, поскольку они являются причиной «обычного бреда» или «органических психозов». Люди, страдающие бредом, как правило, дезориентированы, порой они даже не знают, кто они, и где находятся, и какое сегодня число. Кроме того, у них зачастую наблюдается нарушение мыслительных функций, а выпавшие на их долю переживания заканчиваются потерей памяти. Термин - холотропные, буквально означает «ориентированные на целостность» или «движущиеся в направлении целостности» (от греч. Holos - «целое» и trepein - «двигаться в направлении чего-либо»). Термин указывает на то, что, находясь в обычном состоянии сознания, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с небольшим фрагментом того, что мы есть в действительности. Важно подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний различной глубины и продолжительности могут возникать и спонтанно, без какой-либо явной причины, а зачастую и против воли самого человека. Поскольку современная психиатрия не проводит различия между мистическими или духовными состояниями и психотическими эпизодами, людям, переживающим эти состояния, часто диагностируют психическое заболевание Их госпитализируют и подвергают обычному фармакологическому лечению. «Хилотропный модус (хилотропные состояния) сознания - нормальный повседневный опыт общепринятой реальности. В хилотропном модусе сознания мы переживаем лишь ограниченный и особый сегмент феноменального мира или общепринятой реальности, следуя от одного момента к другому. Природа и объем этого эмпирического фрагмента совершенно однозначно определены нашими пространственными и временными координатами в феноменальном мире, анатомическими и физиологическими ограничениями наших органов чувств и физическими характеристиками среды. Холотропный модус (хилотропные состояния) сознания - сознание стремящееся к целостности или всеобщности существования. В холотропном модусе сознания можно получить доступ не только к собственной биологической, психологической, социальной, расовой и духовной истории, не только к прошлому, настоящему и будущему всего феноменального мира, но также и ко многим другим уровням и областям реальности, описанным в различных мистических традициях мира, которые, по-видимому, принимают комплексную, многослойную и иерархическую модель реальности, включающей как феноменальный, так и трансперсональный аспекты существования. «Человек, переживающий последовательность событий из своего младенчества, детства или последующей жизни или же борьбу в родовом канале, не реконструирует эти события по энграмме в нервной системе, а актуально и непосредственно оказывается в пространственных и временных координатах первоначальных событий. Это сравнимо с ситуацией, описываемой в научной фантастике, когда на планетах с большим притяжением астронавты попадают пространственно-временную петлю и переживают одновременно два различных пространственно-временных состояния, причем могут встретиться с самими собой в различных точках прошлого. Можно сказать, что в процессе развертывания перинатального уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса петля, в которой глубокое самоисследование оборачивается постижением Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность».(И. Зингегман ) Опыт нахождения в и.с.с. (трансперсональный опыт) точно отражает материальный мир и возникает в том же самом континууме, тесно переплетаясь с другими видами опыта, содержание которого не согласуется с мировоззрением, господствующим в западной цивилизации. Здесь мы можем упомянуть архетипы К. Юнга - божеств, демонов, полубогов, супер героев и комплексные мифологические, легендарные и сказочные эпизоды. Эти переживания могут ассоциироваться с точной информацией о фольклоре, религиозном символизме и мифической структуре различных культур мира, с которыми индивид не был знаком и которыми не интересовался до трансперсонального опыта. Наиболее общие и обычные переживания этого типа включают в себя отождествление с космическим сознанием, Вселенским Разумом или с Пустотой. В трансперсональном опыте можно получить точную информацию о ранее неизвестных аспектах Вселенной, что само по себе требует фундаментального пересмотра наших понятий о природе реальности, о взаимоотношении сознания и материи. Столь же мощный вызов несет в себе открытие архетипических и мифологических областей и сущностей, которые обладают по-видимому собственным существованием и не могут быть объяснены как производные материального мира. Существуют, кроме того, дополнительные, достаточно впечатляющие наблюдения, которые новая парадигма должна объяснить или хотя бы принять во внимание. Во многих случаях трансперсональный опыт психоделических сеансов как бы вплетается в ткань событий материального мира Такое динамическое взаимодействие внутреннего опыта и феноменального мира подсказывает, что каким-то образом в переплетениях психоделического процесса происходит трансценденция физических границ индивида. Подъем определенных трансперсональных тем из бессознательного во время прохождения человеком интегративных психотехнологий или психоделических сеансов, часто являются внешние события, связанные весьма специфическим и значимым образом с внутренней темой. Жизнь индивида в это время становится собранием необычных совпадений. Человек может временно попасть в мир, управляемый синхроничностью, по терминологии Карла Густава Юнга, а не простой линейной причинностью. В жизни людей, которые приблизились к переживаниям смерти Эго, начинали нарастать различные опасные события и обстоятельства. И наоборот, они рассеивались, как только этот процесс завершался. Можно предположить, что эти люди должны по каким-то причинам пройти опыт полного уничтожения, но у них есть выбор сделать это на символическом плане, во внутреннем мире или же столкнуться с этим в реальности. Когда юнговский архетип всплывает в сознании индивида на сеансе психоделической терапии, его основная тема тоже может стать явной и начать развертываться в повседневности. Так, на пример в то время, когда на сеансах доводится столкнуться с проблемами, относящимися к Анимусу, Аниме или Ужасной Матери, идеальные представители этих архетипических образов будут встречаться в повседневной жизни. Когда в ЛСД-сеансах (сеансах психоделической терапии) главенствуют элементы коллективного и расового бессознательного или мифологические темы, связанные с какой-либо культурой, человек может чувствовать в повседневности пугающий наплыв элементов, относящихся именно к той географической или культурной области появление членов той этнической группы, неожиданные письма или приглашения посетить ту страну, скопление актуальных для него тем в книгах, кинофильмах или в телевизионных программах, транслируемых в это время. Холотропные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредовых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В холотропных состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью, то есть мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях. По мнению С. Грофа, характерным аспектом холотропных состояний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Когда глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, нас захлестывают образы из нашей личной истории и из коллективного бессознательного. У нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. В случаях глубокого погружения в и.с.с. возможно синэстетическое восприятие реальности. Человек, переживающий синэстезию может ощущать цвет звука, вкус и запах цвета. Такой эффект возможен при сенсорных перегрузках в и.с.с., когда в холотропном процессе человек одновременно получает интенсивную информацию по всем каналам восприятия. Метафорически можно сказать, что в процессе синэстезии все органы чувств человека превращаются в один орган чувств Бога - "чувствилище", который воспринимает целостную информацию о мире. «Эмоции, связанные с холотропными состояниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта - от чувств экстатического восторга, небесного блаженства и непостижимого покоя до чудовищного ужаса, неудержимого гнева, бездонного отчаяния, гложущей вины и других крайних проявлений эмоционального страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с описаниями адских мук в великих религиях мира. Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физические ощущения - в зависимости от содержания переживания это может быть как ощущение необычайного здоровья и благополучия, оптимального физиологического функционирования и необычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний дискомфорт, например мучительные боли, давление, тошнота или чувство удушья.»(5, с.16) Холотропные состояния оказывают воздействие на процессы мышления. Интеллект не получает повреждений, но работа его весьма отличается от обычного функционального режима. В таких состояниях мы не можем положиться на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться поток удивительной новой информации, касающейся великого множества других моментов. Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. Холотропные состояния по содержанию чаще всего бывают философскими и мистическими. Находясь в них, мы можем последовательно испытать психодуховную смерть и возрождение или чувства единства с другими людьми, природой, Вселенной и Богом. Перед нами могут предстать воспоминания о прошлых жизнях, мы можем встретиться с могучими архетипическими существами, общаться с развоплощенными сущностями и путешествовать по многочисленным мифологическим сферам. Богатый спектр этих состояний включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического восприятия и может с различных позиций в точности наблюдать события, происходящие как в непосредственной близости, так и в отдаленных местах. У людей, испытывающих холотропные состояния и умеющих включить их в свою жизнь, обычно не развивается своеобразное обманчивое мировосприятие, которое представляет собой разрозненные искажения «объективной реальности». Они обнаруживают различные аспекты грандиозной картины одушевленной Вселенной, пронизанной высшим космическим разумом, который в конечном итоге соизмерим с их собственными психикой и сознанием. Эти прозрения демонстрируют примечательное сходство с таким пониманием реальности, которое на протяжении истории неоднократно, зачастую совершенно независимо, возникало в различных частях мира. В тех или иных вариантах эта картина реальности представала перед всеми, кто смог в дополнение к своему повседневному опыту в материальной реальности получить прозрения из холотропных состояний сознания. Холотропные состояния можно вызвать при помощи древних и туземных способов, так называемых «технологий священного». Эти технологии так или иначе сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, монотонное пение, ритмичные танцы, изменения ритма дыхания и особые формы медитации. Приемы изменения сознания сыграли важную роль в обрядовой и духовной истории человечества Индукция холотропных состояний была частью шаманизма, ритуалов перехода и других церемоний туземных культур, а также представляла собой элемент древних мистерий смерти и возрождения, которые проводились в разных концах света и особенно процветали в Средиземноморье. Холотропные переживания сыграли важную роль в мистических ветвях великих мировых религий Эти эзотерические традиции разработали специфические методы индуцирования таких переживаний. К ним относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое монотонное пение, кружение дервишей, христианский исихазм, или «Иисусова молитва», и многие другие методы. Технологии вхождения в эти состояния предусматривают длительную изоляцию от общества, сенсорную изоляцию, пост, лишение сна, обезвоживание и даже крайние физические вмешательства, такие, как кровопускание, применение сильных слабительных средств и причинение сильной боли. Эффективной «технологией священного» было ритуальное употребление психоделических растений и веществ. Техники изменения сознания часто проводят человека через переживание катарсиса. Катарсис (греч katharsis - очищение) - термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Древние пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т. п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесных недугов Платон не связывал катарсис с искусствами, которые ценились им не очень высоко. Сущность катарсиса он усматривал в очищении души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей «А очищение не в том ли состоит,- писал он,- чтобы как можно более отделить душу от тела, приучить ее собираться и сосредоточиваться саму по себе, независимо от тела». Платоновское понимание катарсиса получило дальнейшее развитие у Плотина, а затем в патристике и в средневековой аскетике. Священные мистерии смерти возрождения процветали в Греции и соседних государствах во множестве форм. Среди наиболее известных нужно назвать элевсинские и орфические мистерии, вакханалии (т.е. дионисийские ритуалы), церемонии Аттиса и Адониса, фракийские ритуалы корибантов. Два гиганта греческой философской мысли которых так высоко ценит европейская цивилизация оставили свидетельства о целительной силе мистерии. Платон, который вероятно был посвящен в Элевсине дал детальное описание опыта ритуального переживания в диалоге «Федр» (Plato, 1961 Phaedrus. In:The Collected Dialoges of Plato. Bollingen Series LXXI. Princeton: Princeton University Press.) при обсуждении разных форм сумасшествия В качестве примера он привел ритуальное безумие корибантов (Plato, 1961 Phaedrus. In:The Collected Dialoges of Plato. Bollingen Series LXXI. Princeton: Princeton University Press.), когда дикий оргиастический танец под аккомпанемент флейт и барабанов выливался в припадок. Платон считал сочетание интенсивной активности экстремальных эмоций с последующей релаксацией мощным катарсическнм переживанием, обладающим удивительной лечебной силой. Другой великий греческий философ, ученик Платона Аристотель, также видел в мистериях мощные ритуальные события способные исцелять эмоциональные расстройства (Сгоissant J., 1932 Aristote et les misteres. Liege: Faculte de Philosophie et Letters.) Он верил что при помощи вина возбуждающих средств (афродизиаков) и музыки участник посвящения испытывает необычаиный страстный подъем с последующим катарсисом. Это было первым явным утверждением, что полное переживание и освобождение подавленных эмоций - эффективный механизм лечения душевных заболеваний. В соответствии с главным тезисом орфиков, Аристотель постулирует, что хаос и безумие мистерии в конечном итоге ведут к порядку. Эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем. «В «Поэтике» он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели «получают своего рода очищение, то есть облегчение, связанное с наслаждением». В «Поэтике» он показал катарсическое действие трагедии, определяя ее как особого рода «подражание.. посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов. В наше время многообразие приемов изменения сознания расширилось. «Клинические методы включают применение чистых растительных алкалоидов с психоделическим воздействием или синтетических психоделических веществ, а также мощные формы эмпирической психотерапии, такие, как гипноз, первичная терапия, высвобождение и холотропное дыхание. Самым популярным из лабораторных методов вызова холотропных состояний стала сенсорная изоляция - прием, основанный на лишении человека сенсорных стимулов, в той или иной степени. Другим известным методом является биологическая обратная связь, позволяющая использовать информацию об изменениях электрических мозговых волн в качестве сигнала направляющего к особым состояниям сознания. Существует множество специальных электронных приборов, использующих принцип «управления» мозговыми волнами при помощи различных акустических и оптических стимулов. Холотропные переживания встречаются во многих процедурах, которые на протяжении веков формировали обрядовую, духовную и культурную жизнь различных народов, как источник космологических, мифологических, философских и религиозных систем, описывающих духовную природу космоса и бытия. Они представляют собой ключ к пониманию духовной жизни человечества, - от шаманизма и священных церемоний туземных племен до великих мировых религий. «Холотропные переживания содержат практические указания, касающиеся оптимальной жизненной стратегии, позволяющей нам полностью осознать свой творческий потенциал. Принимая во внимание все эти причины, важно, чтобы ученые Запада освободились от материалистических предрассудков и занялись объективным систематическим изучением холотропных состояний. Опыт холотропных состояний сознания позволяет по - новому взглянуть на природу эстетического, пересмотреть существующие системы эстетических категорий и сформировать универсальные философско - эстетические принципы систематизации. В отличие от органических психозов и делириозных состояний холотропные состояния вызывают тонкие, незаметные, но в то же время далеко идущие изменения личности. Холотропные состояния коренным образом отличаются от психозов тем, что не сопровождаются потерей ориентации: мы знаем, кто мы, где мы и что происходит в данный момент. Параллельно с этим некие иные измерения вселенной и нашей психики вторгаются в наше восприятие. В этих состояниях мы одновременно пребываем в разных реальностях. Отчуждения интеллекта не происходит, он просто начинает действовать в другом режиме. И, хотя это, может быть, не самые лучшие состояния для того, чтобы вести машину или заполнять налоговую декларацию, они обеспечивают инсайт, невероятные прозрения, которых нам не достичь в повседневной жизни. В холотропных состояниях мы можем получить опыт травматического переживания из младенчества или раннего детства, можем не только понять, как эти травмы влияют, тормозят, ограничивают нашу сегодняшнюю жизнь, но и нейтрализовать влияние этих травматических переживаний. Мы можем вернуться к опыту нашего биологического рождения и даже донатальному периоду, и обнаружить импритинг, тот первоначальный отпечаток впечатления от вхождения в мир (первые часы после рождения), который до сих пор каким-то образом определяет нашу жизнь. Углубляясь в изучение этой темы, мы видим, что холотропные состояния выходят за рамки всего, что известно современной академической науке. Мы можем войти в контакт с переживаниями опыта наших предков, причем не только людей, но и животных; можем войти в контакт с теми областями, которые Карл Густав Юнг называл расовым или коллективным бессознательным. В некоторых случаях вы можете войти в контакт с событиями, случившимися много лет назад на другом континенте и переживать их как ситуации, в которых вы принимали самое активное участие. Подобные переживания являются основой веры в реинкарнацию - переселение душ, характерную для многих культур. В холотропных состояниях мы можем пережить опыт полного отождествления нашего сознания, нашего восприятия с сознанием любого живого существа, начиная от приматов, кончая бактериями. Мы получаем доступ к новым областям информации, которые прежде были недоступны для нашего восприятия. Таким образом, мы получаем возможность к радикально новому восприятию, радикально новому пути познания мира, который является существенной альтернативой привычному конвенциональному пути познания мира, в ходе которого мы наблюдаем явление, а затем садимся и занимаемся интеллектуальным анализом. Суть в том, что холотропные состояния сознания помогают отождествиться с данным объектом мира, войти в него и получить прямую, непосредственную информацию изнутри этого объекта. Таким образом, выяснилось, что практически все, что существует, доступно нашему восприятию. Мы можем заново открыть для себя смысл определенных мест восточных эзотерических учений. Например, говорится: что вверху, то и внизу, что внутри, то и снаружи. Эти афоризмы лишены смысла для западного интеллекта до тех пор, пока мы не открываем для себя холотропический способ восприятия. При холотропическом образе мышления любая часть, так или иначе, включает в себя целое. То, что ранее было открыто в результате размышления, теперь открывается как прямое переживание в холотропном состоянии сознания. В холотропном состоянии есть еще один, еще более фантастический аспект. Они позволяют нам перейти в мифологическую область. При этом восприятие мифологических существ и событий соизмеримо с реальным миром, и дает нам принципиально новую информацию о культуре, истории и природе. Из этих состояний сознания мы можем получить новую информацию о мифологических системах, которой у нас не было на интеллектуальном уровне. Позже, сверяясь с мифологическим источником, мы можем подтвердить достоверность этого эпизода, данного нам в холотропном переживании. Это такие переживания, которые позволили Карлу Густаву Юнгу сделать вывод, что за пределами личного бессознательного существуют области коллективного, трансперсонального, общего для всех людей бессознательного. Стен Гроф предложил различать четыре основные группы переживаний в холотропных состояниях сознания: абстрактные и эстетические, психодинамические, перинатальные и трансперсональные. Все эти группы переживаний связаны в той или иной степени с эстетическим контекстом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|