Эстетические переживания в измененных состояниях сознания

В течение жизни человек постоянно сталкивается с измененными состояниями сознания. Это состояния стресса, сексуальный опыт, сон, теп­ловые перегрузки. Это сознательный процесс изменения состояния за счет принятия алкогольных напитков, наркотиков, курения или занятия медита­циями, трансовыми танцами или духовными практиками. Человечество накопило достаточно опыта "работы" в и.с.с., который открывал новый путь раскрытия пограничных способностей, самоисследования, самоисцеле­ния и творческой реализации. Многие люди, находясь в и.с.с., испытыва­ли необычные эстетические переживания и интуитивное проникновение в суть творческого процесса. У них развивалось новое понимание искусс­тва. Художники, поэты, музыканты, скульпторы открывали новые редкие способности и создавали необычные манеры исполнения работ, одновремен­но получая опыт самоисследования и арттеррапевтический эффект. В нас­тоящее время каждый человек имеет возможность осознанного путешествия в и.с.с. к глубинам подсознания.

Познать себя, обрести смысл жизни, переосмыслить старую систему ценностей и создать новую позволяют современные холистические психо­техники. Это и есть эмпирические техники самоисследования и самотранс­формации, использующие работу в измененном, расширенном состоянии соз­нания. Они являются системой методов целостного преобразования, предс­тавляющей собой синтез древних духовных практик и экзистенциально-трансперсональной психологии. Холистические методы самоисследования можно считать промежуточной зоной между психотерапией и интегративной компиляцией психопрактик мировых религий, зоной постоянных конфликтов и источником новых идей миропонимания. В основе методов самоисследования лежит холистическая парадигма. Это система получения опыта и знаний, основан­ная на идее целостности мира. Проиллюстрировать эту идею можно с по­мощью ряда высказываний: "Каждая точка пространства содержит информа­цию о всем пространстве в целом; каждая частица пыли содержит бесчис­ленное множество Будд; часть отражает целое". Все вышесказанное соот­ветствует открытиям и идеям современной "квантовой физики", которая рассматривает Вселенную как единственную систему, состоящую из силовых полей. Говоря другим языком, мир - совокупность энергий разной плот­ности, постоянно взаимодействующих и переходящих из одного качества в другое. Идею холографичности вселенной подтверждают работы физика Дэвида Бома, нейрофизиолога Карла Прибрама. Биолог Рупперт Шелфейк открывает силовой поле, управляющее ростом и поведением всех организмов /морфогенетическое поле/. Илья Пригожий создает "теорию хаоса", пока­зывающую возникновение упорядоченных систем из хаоса. Физик Фред Аллен Вульф выводит идею о существовании параллельных мифов. Карл Густав Юнг приходит к выводу, что сознание содержит сведения о пережитом опыте, которые можно вызвать на поверхность с помощью нового переживания. На основе интеграции опыта в различных научных областях - американский физик, психолог, философ и психотерапевт Верной Вульф создает "холодинамику", науку сознательной трансформации проблемы до позитивного на­мерения. В свою очередь Станислав Гроф развивает психоделическую и создает холотропную психотерапию. Холотропное дыхание (холотроп) - ды­хательная техника работы в измененном состоянии сознания, проводящая человека через проживание уровней смерти и возрождения, биографическо­го опыта, перинатального и трансперсонального опыта. В результате про­хождения холотропного процесса человек извлекает из глубин сознания или подсознания приоритетный и проблемный на момент процесса материал и трансформирует его за счет спонтанной и самопроизвольной или осоз­нанной интеграции проявившегося материала с сознанием. Помимо холот­ропного дыхания и психоделических техник, описанных С.Грофом и Теренсом Маккенной, существуют и другие способы самоисследования и транс­формации в измененном, расширенном состоянии сознания. Это Ребефинг, разработанный Л.Орром и Сондрой Рэй, Вайвейшн - интерактивный ребефинг Д. Ленорда и Ф.Лаута, Свободное дыхание, как модификация ребефинга, развиваемая С.Всехсвятским, В.Козловым и М.Молокановым. Особое место занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, ша­манские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют сознательно или спонтан­но трансформировать невротический или проблемный радикал в процессе самоинтеграции субъекта и интеграции его с миром. Работа в измененных состояниях сознания имеет не только психотерапевтическое значение, но и направлена на самопознание, духовный рост и максималь­ную реализацию потенций. В конечном итоге широкое использование интегративных эмпирических психотехник может привести к созданию новой фор­мации homo spirltus - человек духовный.

Станислав Гроф предложил систему описания и систематизации ре­зультатов прохождения психоделических и холотропных сеансов. Его сис­тема универсальна для любых эмпирических техник, связанных с вхождени­ем в измененное состояние сознания. При прохождении сеанса возникает одновременное восприятие ряда материала символического характера.

Попытка описать холографическую информацию, поднятую в процессе, языком линейной терминологии содержит некую долю профанации. Можно различать четыре основные группы переживаний: абстрактные и эстетичес­кие, психодинамические, перинатальные, трансперсональные. Все эти группы переживаний связаны в той или иной. степени с эстетическим контекстом.

Самые легкодоступные переживания для среднего человека это абстрактные и эстетичес­кие переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с личностью. Их можно объяснить на уровне(языке) анатомии и физиологии органов чувств. C.Гроф не обнаружил ничего, что отрицало бы их интерпретацию на ньютоно-картезианском языке.

Абстрактные и эстетические переживания характерны для начала сеанса и длятся до его кульминации; реже длятся на протяжении всего процесса. Они представляют как бы внешнюю сторону переживаний и содержат минимум психологических прозрений и не выявляют глубоких уровней подсознания. Эстетические переживания характеризуются резким изменением восприятия при минимуме психодинамического эффекта. Трансформации восприятия формы и цвета любых объектов, столь яркие и сильные, что часто определяются, как "оргии зрения" или "феерия цветов" (С.Гроф и Д.Хэлифакс). Измене­ние в восприятии мира происходит за счет расширения сенсорного барьера и интерпретации чувствами. Внешний мир и проявления внутреннего мира могут казаться невероятно прекрасными, целостно ощутимыми, чувственны­ми, комичными и т.д. Часто мир представляется мифологическим, сказоч­ным или магическим. Эстетические переживания производят на самоиссле­дователей большое впечатление, иногда выражающиеся в виде благодарнос­ти ситуации и позитивного психотерапевтического эффекта.

Следует расс­мотреть явления, которые возникают у испытуемых в психотехниках с отк­рытыми и закрытыми глазами. Если глаза закрыты, то начало процесса погружения в глубокое измененное состояние сознания зачастую сопровож­дается ощущением "оживления" визуального поля и усиления внутриглазных (энтоптических) явлений. Эти явления включают в себя динамические ви­дения цветовых пятен. Цветовые образы возникают и исчезают, преобразу­ются в различные объекты, изменяющие контрастность и яркость. Наиболее яркая динамика зрительных образов наблюдается, когда человек открывает глаза и какое-то время наблюдает объекты вокруг себя. Когда глаза зак­рываются, оставшиеся на сетчатке послеобразы (через эмоциональную ок­раску, результат расширения сенсорного барьера и прочие физиологичес­кие реакции организма) начинают формировать динамический процессформи-рования цветовых и образных эффектов. Часто насыщенная цветом мозаика энтоптического поля может видеться как изменяющиеся фантастические пейзажи, экзотические ландшафты, подводные скопления водорослей и т.д. Иногда в визуальном поле преобладают абстрактные геометрические объек­ты и строения. Образы могут восприниматься как интерьеры дворцов, фейерверки, калейдоскопические громадные дисплеи, фантастические искря­щиеся цветами причудливые фонтаны, постоянно перетекающие один в дру­гой образы виртуальных пространств. Как правило люди бывают поглощены и очарованы данными переживаниями. Бывают случаи, когда они пытаются усилить визуальные явления путем надавливания пальцами на глаза, через задержку или усиление дыхания.

При работе в и.с.с. с открытыми глазами цвета воспринимаются бо­лее ярко, световые контрасты усиливаются и контуры воспринимаемых объ­ектов становятся расплыватыми и могут изменяться. Может возникнуть из­менение видения окружающего мира, когда неодушевленные объекты воспри­нимаются, как живые. Характерны изменения в видении лиц, животных и объектов в виде переплетения с орнаментом или другими образами. Многие испытуемые описывали сходство переживаний с восприятием картин Ван Гога, Жорж Сера. Во время психотропного процесса интересно изменяется видение тела. Возникают ощущения нарушения пропорций, какие-то части растянуты, какие-то уменьшены и т.д. Эти же изменения в восприятии мо­гут происходить и по отношению к неодушевленным предметам. Восприятие объектов напоминает картины Пабло Пикассо. Фактура предметов, орнамент пола или ковра, аморфные поверхности могут приобретать причудливые формы, образы странных животных или сказочные ландшафты. Оптическая сторона переживаний и.с.с. может быть настолько богатой, что ее можно назвать "оргией видения". Кроме изменений восприятия на визуальном уровне происходит изменение и в акустическом восприятии. Возникают акустические иллюзии, появляется сверхчувствительность к звуку, однов­ременно нарушаете способность явно различать звуки, что приводит к восприятию шумов, как музыки и прочим звуковым трансформациям. Сенсор­ные сигналы могут вызывать реакцию в несоответствующих им органах чувств, и человек может "ощутить вкус цвета" или "увидеть цвет музыки. Психотехники предусматривают использование музыки, которая инициирует подъем определенных переживаний в и.с.с. Часто испытуемые (холонавты) обнаруживали, что открывают в музыке такие сферы, которые были закрыты для них раньше. Оказывалось возможным слушать музыку всем своим су­ществом, возникало ощущение, что музыка "резонирует" в различных час­тях тела и включает эмоции. Одно из общих мнений холонавтов, что во время сеанса они "слышали музыку по-настоящему".

Динамика переживаний, проводящая в негативную зону, относится к психодинамическому уровню, также имеющему эстетическую окраску. Пере­живания воспринимаются как отвратительные, соблазнительные, агрессивные, отталкивающие и т.д. Переход от абстрактно-эстетического к психо­динамическому уровню происходит за счет модуляции аудиовизуальных ви­дений поднятым биографическим материалом. Часто в этом случае абс­трактные образы выстраиваются в "картинки из жизни", имеющие реальные или стилизованные очертания и проявления.

Психодинамические переживания представляются в виде повторного проживания в и.с.с. позитивного или травматического опыта. Переживания часто интенсивные и драматичные. Они представляют собой «смесь материа­ла» поднятого из бессознательного, и сфер личности, часто переплетен­ную с мечтами, фантазиями и реальностью. Материал обычно представлен в виде символов, защитных искажений и метафор.

Переживание опыта от зачатия до рождения - перинатапьный уровень. Его картография представлена С.Грофом в виде гипотетических базовых перинатальных матриц (БПМ). БПМ1 - соответствует периоду от зачатия до первых схваток, что по Библии соответствует нахождению Адама в Раю. Это переживания реалистичных ощущений "хорошей матки", таких как океани­ческий экстаз, ощущение природы в наилучшем своем проявлении и едине­ние с ней, опыт космического единства и гармонии, переживания приобще­ния к предметам искусства высокой эстетической ценности, воспоминания о счастливых днях младенчества, заботе матери, путешествиях в красивой местности и т.д.

БПМ2 - соответствует переживаниям состояния жертвы, порожденного периодом начала родовых схваток, что соответствует изгнанию из Рая. Это ощущения космического поглощения, душевные и телесные муки, безвы­ходность положения, апокалиптическое видение мира. Человек видит обра­зы в зловещих темных цветах и испытывает телесные ощущения гнета. Про­ходят в сознании воспоминания ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, иногда переплетенных с абстрактными видениями и искаженной реаль­ностью.

БПМЗ - прохождение родового канала, модель возврата к Богу и про­ход через опыт страданий. Холонавт переживает усиление страданий до космического уровня, видит яркие взрывы и фейерверки, садомазохистские оргии, проходит опыт переживания уровня смерти и возрождения. Перед мысленным взором проходят воспоминания о драках, катастрофах, увеселе­ниях в ночных клубах, опыт извращений, изнасилования и родов.

БПМ4 - переживания, связанные с памятью о рождении, они соответс­твуют религиозному пониманию идеи возврата к Богу на новом уровне осознания бытия. БПМ4 характеризуется ощущениями расширения пространства, видением гигантских помещений, яркого света и прекрасных радужных цветов, окрашивающих причудливую комбинацию виртуальных миров бессоз­нательного и реальности. БПМ4 иногда называют осознанной БПМ1. Также как и в БПМ1 в БПМ4 присутствуют переживания единства с природой, но они имеют другой контекст, связанный с прекращением "тягот пути", избавлением от опасности, концом борьбы, переживаются ощущения и образы начала весны, прекращения шторма, восход солнца.

Переживания, лежащие за пределами личного опыта,   называются трансперсональными (заличностными). Также как и остальные типы пережи­ваний они имеют эстетическую окраску, обусловленную сложившейся эсте­тической системой мировосприятия индивида. Например, переживание отож­дествления индивида с кучей навоза для одного - омерзительная картина, вызывающая целую гамму отрицательных ощущений и воспоминаний, для дру­гого - часть мира, дающая жизнь различным насекомым и прочим сущест­вам. Это микрокосмос, живущий в гармонии со всей вселенной, это конец чего-то старого и начало нового.

Трансперсональные переживания в пределах "объективной реальности" могут представляться в виде временного расширения сознания до уровней эмбриональных, наследственных, коллективных, эволюционных и реинкарнационных переживаний. Пространственное расширение сознания характеризу­ется отождествлением с любыми объектами , единением со вселенной, вне-телесными переживаниями, связанными с ясновидением, путешествием в пространствах, телепатией. Расширение переживаний за пределы "объек­тивной реальности" представляется в виде спиритических и медиумических переживаний, ощущениями встреч с духовными сущностями и божествами. Это переживания встреч с обитателями других миров, интуитивное понима­ние универсальных символов и расширенное понимание связанного текста. Часто возникает ощущение сознания вселенского Ума и Пустоты, возможна активизация чакр и подъем Кундалини.

Чтобы понять ценность эстетической стороны всех типов пережива­ний, необходимо понимание идеи моделирования реальности в расширенном состоянии сознания. Это в свою очередь ведет к составлению "картогра­фии" внутреннего пространства и целостному видению результата эмпири­ческого самоисследования, который должен быть интегрирован с частями внутреннего мира индивида. Техники работы в и.с.с., применяемые в экзистенционально-трансперсональной психологии дают возможность человеку увидеть мир и себя в этом мире с другой стороны, изменить "точку сбор­ки" восприятия. Человек получает возможность поднять бессознательный материал и пересмотреть взгляды на поступающую извне информацию. Это происходит за счет биохимических процессов в организме и собственно в мозге, вследствие использования формата психотренинга. Мир остается тот же, но воспринятие его меняется (трансовые, дыхательные психотех­ники и психоделическая терапия). Человек входит в холотропное состоя­ние сознания, он проживает актуальный для него материал в психотропном процессе. Еще Ницше и Бхагован Шри Раджниш говорили о том, что ценится опыт проживания. Именно холотропное состояние, дает возможность ощутить на всех уровнях переживаний и осознания, что человек - микрокосм, от­ражающий тотальность бытия. Только проживание холотропного состояния может дать целостное ощущение мира, где часть отражает целое и любой процесс может стать моделью другого процесса. В хилотропном - обыден­ном состоянии сознания мы можем только строить "ментальные умозаключе­ния", использовать только знания и интеллект, размышлять о чем либо. Периодически работая в и.с.с., человек может составить осознанную кар­тографию внутреннего пространства путем сопоставления поднимаемых об­разов и переживаний с аналогичными по внутренней причинно-следственной и смысловой связи проявлениями бытия. В и.с.с. материал представляется в символическом виде, и эта символика может быть архитипична и индиви­дуальна. Анализ абстрактного и эстетического материала, поднимаемого в и.с.с., с позиции общепринятых на данный момент эстетических ценнос­тей, дает возможность диагностировать холонавта и выделять спектр его личностных проблем. Случайность появления абстрактных эстетических пе­реживаний можно считать неосознанной закономерностью, которой Гроф не предавал особого психотерапевтического и исследовательского значения. Результаты работы с другими психотехниками, отличными от холотропного дыхания и LSD терапии, дают основание считать, что эти переживания не­сут массу информации о динамике формирования личности индивида. Каждый образ - идентификатор мыслеформы, имеющей значение в жизни, и это зна­чение и связь с другими проявлениями внутреннего мира можно установить эмпирическим путем накопления и интеграции материала.



Просмотров: 705
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Шляпник. Или "как фотография помогает понять свои переживания".
  • "Упрощенная" модель Переживания (для тех, кому пока сложно пользоваться полной моделью)
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Танец - как источник переживания "Я МОГУ"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Зоны жизни, или "узники" сознания
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Ценность тяжелых переживаний прошлого или "Камзол отпущения"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь