|
Эстетические переживания в измененных состояниях сознанияАвтор статьи: Карельский Герман Борисович
В течение жизни человек постоянно сталкивается с измененными состояниями сознания. Это состояния стресса, сексуальный опыт, сон, тепловые перегрузки. Это сознательный процесс изменения состояния за счет принятия алкогольных напитков, наркотиков, курения или занятия медитациями, трансовыми танцами или духовными практиками. Человечество накопило достаточно опыта "работы" в и.с.с., который открывал новый путь раскрытия пограничных способностей, самоисследования, самоисцеления и творческой реализации. Многие люди, находясь в и.с.с., испытывали необычные эстетические переживания и интуитивное проникновение в суть творческого процесса. У них развивалось новое понимание искусства. Художники, поэты, музыканты, скульпторы открывали новые редкие способности и создавали необычные манеры исполнения работ, одновременно получая опыт самоисследования и арттеррапевтический эффект. В настоящее время каждый человек имеет возможность осознанного путешествия в и.с.с. к глубинам подсознания. Познать себя, обрести смысл жизни, переосмыслить старую систему ценностей и создать новую позволяют современные холистические психотехники. Это и есть эмпирические техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном, расширенном состоянии сознания. Они являются системой методов целостного преобразования, представляющей собой синтез древних духовных практик и экзистенциально-трансперсональной психологии. Холистические методы самоисследования можно считать промежуточной зоной между психотерапией и интегративной компиляцией психопрактик мировых религий, зоной постоянных конфликтов и источником новых идей миропонимания. В основе методов самоисследования лежит холистическая парадигма. Это система получения опыта и знаний, основанная на идее целостности мира. Проиллюстрировать эту идею можно с помощью ряда высказываний: "Каждая точка пространства содержит информацию о всем пространстве в целом; каждая частица пыли содержит бесчисленное множество Будд; часть отражает целое". Все вышесказанное соответствует открытиям и идеям современной "квантовой физики", которая рассматривает Вселенную как единственную систему, состоящую из силовых полей. Говоря другим языком, мир - совокупность энергий разной плотности, постоянно взаимодействующих и переходящих из одного качества в другое. Идею холографичности вселенной подтверждают работы физика Дэвида Бома, нейрофизиолога Карла Прибрама. Биолог Рупперт Шелфейк открывает силовой поле, управляющее ростом и поведением всех организмов /морфогенетическое поле/. Илья Пригожий создает "теорию хаоса", показывающую возникновение упорядоченных систем из хаоса. Физик Фред Аллен Вульф выводит идею о существовании параллельных мифов. Карл Густав Юнг приходит к выводу, что сознание содержит сведения о пережитом опыте, которые можно вызвать на поверхность с помощью нового переживания. На основе интеграции опыта в различных научных областях - американский физик, психолог, философ и психотерапевт Верной Вульф создает "холодинамику", науку сознательной трансформации проблемы до позитивного намерения. В свою очередь Станислав Гроф развивает психоделическую и создает холотропную психотерапию. Холотропное дыхание (холотроп) - дыхательная техника работы в измененном состоянии сознания, проводящая человека через проживание уровней смерти и возрождения, биографического опыта, перинатального и трансперсонального опыта. В результате прохождения холотропного процесса человек извлекает из глубин сознания или подсознания приоритетный и проблемный на момент процесса материал и трансформирует его за счет спонтанной и самопроизвольной или осознанной интеграции проявившегося материала с сознанием. Помимо холотропного дыхания и психоделических техник, описанных С.Грофом и Теренсом Маккенной, существуют и другие способы самоисследования и трансформации в измененном, расширенном состоянии сознания. Это Ребефинг, разработанный Л.Орром и Сондрой Рэй, Вайвейшн - интерактивный ребефинг Д. Ленорда и Ф.Лаута, Свободное дыхание, как модификация ребефинга, развиваемая С.Всехсвятским, В.Козловым и М.Молокановым. Особое место занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, шаманские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют сознательно или спонтанно трансформировать невротический или проблемный радикал в процессе самоинтеграции субъекта и интеграции его с миром. Работа в измененных состояниях сознания имеет не только психотерапевтическое значение, но и направлена на самопознание, духовный рост и максимальную реализацию потенций. В конечном итоге широкое использование интегративных эмпирических психотехник может привести к созданию новой формации homo spirltus - человек духовный. Станислав Гроф предложил систему описания и систематизации результатов прохождения психоделических и холотропных сеансов. Его система универсальна для любых эмпирических техник, связанных с вхождением в измененное состояние сознания. При прохождении сеанса возникает одновременное восприятие ряда материала символического характера. Попытка описать холографическую информацию, поднятую в процессе, языком линейной терминологии содержит некую долю профанации. Можно различать четыре основные группы переживаний: абстрактные и эстетические, психодинамические, перинатальные, трансперсональные. Все эти группы переживаний связаны в той или иной. степени с эстетическим контекстом. Самые легкодоступные переживания для среднего человека это абстрактные и эстетические переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с личностью. Их можно объяснить на уровне(языке) анатомии и физиологии органов чувств. C.Гроф не обнаружил ничего, что отрицало бы их интерпретацию на ньютоно-картезианском языке. Абстрактные и эстетические переживания характерны для начала сеанса и длятся до его кульминации; реже длятся на протяжении всего процесса. Они представляют как бы внешнюю сторону переживаний и содержат минимум психологических прозрений и не выявляют глубоких уровней подсознания. Эстетические переживания характеризуются резким изменением восприятия при минимуме психодинамического эффекта. Трансформации восприятия формы и цвета любых объектов, столь яркие и сильные, что часто определяются, как "оргии зрения" или "феерия цветов" (С.Гроф и Д.Хэлифакс). Изменение в восприятии мира происходит за счет расширения сенсорного барьера и интерпретации чувствами. Внешний мир и проявления внутреннего мира могут казаться невероятно прекрасными, целостно ощутимыми, чувственными, комичными и т.д. Часто мир представляется мифологическим, сказочным или магическим. Эстетические переживания производят на самоисследователей большое впечатление, иногда выражающиеся в виде благодарности ситуации и позитивного психотерапевтического эффекта. Следует рассмотреть явления, которые возникают у испытуемых в психотехниках с открытыми и закрытыми глазами. Если глаза закрыты, то начало процесса погружения в глубокое измененное состояние сознания зачастую сопровождается ощущением "оживления" визуального поля и усиления внутриглазных (энтоптических) явлений. Эти явления включают в себя динамические видения цветовых пятен. Цветовые образы возникают и исчезают, преобразуются в различные объекты, изменяющие контрастность и яркость. Наиболее яркая динамика зрительных образов наблюдается, когда человек открывает глаза и какое-то время наблюдает объекты вокруг себя. Когда глаза закрываются, оставшиеся на сетчатке послеобразы (через эмоциональную окраску, результат расширения сенсорного барьера и прочие физиологические реакции организма) начинают формировать динамический процессформи-рования цветовых и образных эффектов. Часто насыщенная цветом мозаика энтоптического поля может видеться как изменяющиеся фантастические пейзажи, экзотические ландшафты, подводные скопления водорослей и т.д. Иногда в визуальном поле преобладают абстрактные геометрические объекты и строения. Образы могут восприниматься как интерьеры дворцов, фейерверки, калейдоскопические громадные дисплеи, фантастические искрящиеся цветами причудливые фонтаны, постоянно перетекающие один в другой образы виртуальных пространств. Как правило люди бывают поглощены и очарованы данными переживаниями. Бывают случаи, когда они пытаются усилить визуальные явления путем надавливания пальцами на глаза, через задержку или усиление дыхания. При работе в и.с.с. с открытыми глазами цвета воспринимаются более ярко, световые контрасты усиливаются и контуры воспринимаемых объектов становятся расплыватыми и могут изменяться. Может возникнуть изменение видения окружающего мира, когда неодушевленные объекты воспринимаются, как живые. Характерны изменения в видении лиц, животных и объектов в виде переплетения с орнаментом или другими образами. Многие испытуемые описывали сходство переживаний с восприятием картин Ван Гога, Жорж Сера. Во время психотропного процесса интересно изменяется видение тела. Возникают ощущения нарушения пропорций, какие-то части растянуты, какие-то уменьшены и т.д. Эти же изменения в восприятии могут происходить и по отношению к неодушевленным предметам. Восприятие объектов напоминает картины Пабло Пикассо. Фактура предметов, орнамент пола или ковра, аморфные поверхности могут приобретать причудливые формы, образы странных животных или сказочные ландшафты. Оптическая сторона переживаний и.с.с. может быть настолько богатой, что ее можно назвать "оргией видения". Кроме изменений восприятия на визуальном уровне происходит изменение и в акустическом восприятии. Возникают акустические иллюзии, появляется сверхчувствительность к звуку, одновременно нарушаете способность явно различать звуки, что приводит к восприятию шумов, как музыки и прочим звуковым трансформациям. Сенсорные сигналы могут вызывать реакцию в несоответствующих им органах чувств, и человек может "ощутить вкус цвета" или "увидеть цвет музыки. Психотехники предусматривают использование музыки, которая инициирует подъем определенных переживаний в и.с.с. Часто испытуемые (холонавты) обнаруживали, что открывают в музыке такие сферы, которые были закрыты для них раньше. Оказывалось возможным слушать музыку всем своим существом, возникало ощущение, что музыка "резонирует" в различных частях тела и включает эмоции. Одно из общих мнений холонавтов, что во время сеанса они "слышали музыку по-настоящему". Динамика переживаний, проводящая в негативную зону, относится к психодинамическому уровню, также имеющему эстетическую окраску. Переживания воспринимаются как отвратительные, соблазнительные, агрессивные, отталкивающие и т.д. Переход от абстрактно-эстетического к психодинамическому уровню происходит за счет модуляции аудиовизуальных видений поднятым биографическим материалом. Часто в этом случае абстрактные образы выстраиваются в "картинки из жизни", имеющие реальные или стилизованные очертания и проявления. Психодинамические переживания представляются в виде повторного проживания в и.с.с. позитивного или травматического опыта. Переживания часто интенсивные и драматичные. Они представляют собой «смесь материала» поднятого из бессознательного, и сфер личности, часто переплетенную с мечтами, фантазиями и реальностью. Материал обычно представлен в виде символов, защитных искажений и метафор. Переживание опыта от зачатия до рождения - перинатапьный уровень. Его картография представлена С.Грофом в виде гипотетических базовых перинатальных матриц (БПМ). БПМ1 - соответствует периоду от зачатия до первых схваток, что по Библии соответствует нахождению Адама в Раю. Это переживания реалистичных ощущений "хорошей матки", таких как океанический экстаз, ощущение природы в наилучшем своем проявлении и единение с ней, опыт космического единства и гармонии, переживания приобщения к предметам искусства высокой эстетической ценности, воспоминания о счастливых днях младенчества, заботе матери, путешествиях в красивой местности и т.д. БПМ2 - соответствует переживаниям состояния жертвы, порожденного периодом начала родовых схваток, что соответствует изгнанию из Рая. Это ощущения космического поглощения, душевные и телесные муки, безвыходность положения, апокалиптическое видение мира. Человек видит образы в зловещих темных цветах и испытывает телесные ощущения гнета. Проходят в сознании воспоминания ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, иногда переплетенных с абстрактными видениями и искаженной реальностью. БПМЗ - прохождение родового канала, модель возврата к Богу и проход через опыт страданий. Холонавт переживает усиление страданий до космического уровня, видит яркие взрывы и фейерверки, садомазохистские оргии, проходит опыт переживания уровня смерти и возрождения. Перед мысленным взором проходят воспоминания о драках, катастрофах, увеселениях в ночных клубах, опыт извращений, изнасилования и родов. БПМ4 - переживания, связанные с памятью о рождении, они соответствуют религиозному пониманию идеи возврата к Богу на новом уровне осознания бытия. БПМ4 характеризуется ощущениями расширения пространства, видением гигантских помещений, яркого света и прекрасных радужных цветов, окрашивающих причудливую комбинацию виртуальных миров бессознательного и реальности. БПМ4 иногда называют осознанной БПМ1. Также как и в БПМ1 в БПМ4 присутствуют переживания единства с природой, но они имеют другой контекст, связанный с прекращением "тягот пути", избавлением от опасности, концом борьбы, переживаются ощущения и образы начала весны, прекращения шторма, восход солнца. Переживания, лежащие за пределами личного опыта, называются трансперсональными (заличностными). Также как и остальные типы переживаний они имеют эстетическую окраску, обусловленную сложившейся эстетической системой мировосприятия индивида. Например, переживание отождествления индивида с кучей навоза для одного - омерзительная картина, вызывающая целую гамму отрицательных ощущений и воспоминаний, для другого - часть мира, дающая жизнь различным насекомым и прочим существам. Это микрокосмос, живущий в гармонии со всей вселенной, это конец чего-то старого и начало нового. Трансперсональные переживания в пределах "объективной реальности" могут представляться в виде временного расширения сознания до уровней эмбриональных, наследственных, коллективных, эволюционных и реинкарнационных переживаний. Пространственное расширение сознания характеризуется отождествлением с любыми объектами , единением со вселенной, вне-телесными переживаниями, связанными с ясновидением, путешествием в пространствах, телепатией. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" представляется в виде спиритических и медиумических переживаний, ощущениями встреч с духовными сущностями и божествами. Это переживания встреч с обитателями других миров, интуитивное понимание универсальных символов и расширенное понимание связанного текста. Часто возникает ощущение сознания вселенского Ума и Пустоты, возможна активизация чакр и подъем Кундалини. Чтобы понять ценность эстетической стороны всех типов переживаний, необходимо понимание идеи моделирования реальности в расширенном состоянии сознания. Это в свою очередь ведет к составлению "картографии" внутреннего пространства и целостному видению результата эмпирического самоисследования, который должен быть интегрирован с частями внутреннего мира индивида. Техники работы в и.с.с., применяемые в экзистенционально-трансперсональной психологии дают возможность человеку увидеть мир и себя в этом мире с другой стороны, изменить "точку сборки" восприятия. Человек получает возможность поднять бессознательный материал и пересмотреть взгляды на поступающую извне информацию. Это происходит за счет биохимических процессов в организме и собственно в мозге, вследствие использования формата психотренинга. Мир остается тот же, но воспринятие его меняется (трансовые, дыхательные психотехники и психоделическая терапия). Человек входит в холотропное состояние сознания, он проживает актуальный для него материал в психотропном процессе. Еще Ницше и Бхагован Шри Раджниш говорили о том, что ценится опыт проживания. Именно холотропное состояние, дает возможность ощутить на всех уровнях переживаний и осознания, что человек - микрокосм, отражающий тотальность бытия. Только проживание холотропного состояния может дать целостное ощущение мира, где часть отражает целое и любой процесс может стать моделью другого процесса. В хилотропном - обыденном состоянии сознания мы можем только строить "ментальные умозаключения", использовать только знания и интеллект, размышлять о чем либо. Периодически работая в и.с.с., человек может составить осознанную картографию внутреннего пространства путем сопоставления поднимаемых образов и переживаний с аналогичными по внутренней причинно-следственной и смысловой связи проявлениями бытия. В и.с.с. материал представляется в символическом виде, и эта символика может быть архитипична и индивидуальна. Анализ абстрактного и эстетического материала, поднимаемого в и.с.с., с позиции общепринятых на данный момент эстетических ценностей, дает возможность диагностировать холонавта и выделять спектр его личностных проблем. Случайность появления абстрактных эстетических переживаний можно считать неосознанной закономерностью, которой Гроф не предавал особого психотерапевтического и исследовательского значения. Результаты работы с другими психотехниками, отличными от холотропного дыхания и LSD терапии, дают основание считать, что эти переживания несут массу информации о динамике формирования личности индивида. Каждый образ - идентификатор мыслеформы, имеющей значение в жизни, и это значение и связь с другими проявлениями внутреннего мира можно установить эмпирическим путем накопления и интеграции материала. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|