«Мне говорят, что я - молодец, но я этого не чувствую! Как поднять самооценку?»

Автор статьи: Коробейникова Анна

Итак, начнем)

Разговор на консультации:

- Отчего ты так себя не ценишь? Ты  красивая, умная женщина, ты заботишься о муже, о детях, успеваешь сто тысяч дел, ты ответственная, добросовестная…

 - Ну…ответственная…ну и что? Это же нормально. Что тут особо ценного?

 - Ничего ценного? По-твоему, ответственность – это норма? Да ты посмотри вокруг! Много ты знаешь ответственных людей? Может на твоей работе их много? Или вот муж твой, например…что-то я не замечала в твоих рассказах упоминаний о его ответственности! Однако ж его ты считаешь ценным, а себя нет. Ну, хорошо: назови свои качества, за которые ты могла бы себя ценить?

- Не знаю. Мне кажется, во мне нет ничего особенного…

- А все, что я перечислила? Хочешь еще добавлю?

 -Да знаю я все это, знаю! Мне многие говорят: ты такая молодец! Восхищаются…Но я-то! Я-то этого в себе НЕ ЧУВСТВУЮ!!!

Она плачет. Это ее боль. И я эту боль понимаю. Она сама как личность будто бы не имеет веса. Теоретически она знает, что «может она и ничего», но практически она этого не чувствует. Не верит в это. Зато она очень хорошо чувствует, что недостаточно хороша.

Я думаю это состояние знакомо многим людям. Знакомые и близкие люди оценивают человека, как умного, красивого, талантливого, успешного…и т.д., а он в это не верит. Слова есть, а «веса» этих слов внутри самого человека нет.

Вопрос: почему нет «веса» и как его приобрести? По сути: как приобрести адекватную самооценку? Это важно. Потому что от этого зависит, как человек себя чувствует, как он себя позиционирует и в конечном итоге, как к нему относятся окружающие.

Во-первых, давайте поймем, что же такое этот самый «вес»?

А все очень просто. Когда маленькому ребенку рассказывают, что он – красивый и умный происходит следующее: он видит эмоции родителей и ему нравится КАРТИНКА, которую  он видит, он слышит СЛОВА, эти слова наполняют его РАДОСТЬЮ, радость разливается ПО ТЕЛУ (любая эмоция имеет отражение в теле), и ребенок присваивает эту оценку себе: Я - УМНЫЙ и КРАСИВЫЙ. Все: сделана запись в мозгах: Картинка-Слово-Эмоция-Тело. Слово само по себе не имеет веса, но склеенное с приятными эмоциями и телесным ощущением оно приобретает вес. При многократном повторении «вес» такой оценки себя увеличивается. Ребенок не только Знает, что он – умный и красивый, он это Чувствует.

Мне говорят что я  молодец но я этого не чувствую Как поднять самооценку

Но, согласитесь, редко какому ребенку так везет. Чаще всего ребенок либо не слышал о себе ничего, либо слышал, что он – недостаточно хорош. Если родители никак не оценивали малыша, то он, с большой долей вероятности, услышав о себе что-то не очень лестное от других людей, по той же самой схеме наполнит себя дурной самооценкой: «Я думала ты хороший мальчик», - говорит воспитательница: «а ты вертишься». Картинка  - насупленные брови воспитательницы,  Эмоция – страх, Тело – сжалось, вывод – Я плохой. И вот тут бывает достаточно однократного применения, потому что неприятные эмоции склонны застревать ярче и быстрее, чем приятные.

«Что же делать? Как мне поднять самооценку: поверить в то, что я – хороша (хорош) как есть, чувствовать, что я  - достойна (достоин) хорошего к себе отношения?» - вопрос, который часто задают клиенты. И еще чаще они интересуются: «Может есть какие-то особые техники?»

Люди, конечно, надеются на чудо. На то, что есть что-то волшебное, что поможет ощутить собственную ценность раз и навсегда.

Так вот: нет. Волшебной техники не существует. Как сказала мне когда-то на тренинге Ирина Шевцова: «Работа с самооценкой – просто долгая и нудная работа по уговариванию себя». С опытом работы (в первую очередь над собой) я с ней согласилась. От себя я бы сейчас добавила: если очень большой вес у низкой самооценки – нужна терапия. Но она не отменяет работы по уговариванию себя.

То есть,  по сути, ты должен выполнить для себя работу, которую не сделали родители. Ты должен рассказать себе, что ты – умный, красивый, ценный, любимый, талантливый…Ты должен повторять это многократно, соответственно ситуациям и просто так.

Само слово Самооценка говорит за себя: ты должен оценить себя САМ! Но если в детстве в «пустые» ребеночные мозги положить хорошую самооценку при адекватных родителях довольно легко, то во взрослом возрасте вы уже имеете дело со сложившимся «весом плохой самооценки».

Первое, что вы должны сделать – это Допустить, что то, что вы знаете о себе (например, что вы – не ценный человек) – необязательно правда. И скорее правда как раз в том, что вы – ценный.

Помню, как однажды, рассказывая себе, что я недостаточно умна, чтобы сделать какую-то работу, я вдруг задумалась. Я вспомнила, что закончила школу с медалью, что в институте выезжала на том, что преподаватели почему-то считали меня умной, что за первый год работы в школе присвоили 1ую категорию (хотя молодым специалистам не светило), что за диплом 2го образования мне поставили 5+. Это все было в моей жизни, но почему-то не имело того самого «веса»: в детстве-то, мне никто не сказал, что я умная. Вот я и подумала: «Ну, не дураки же люди)) Почему-то же они меня так оценивают...Может, и впрямь с моим умом все в порядке. Может, стоит им поверить?» Я допустила мысль, что, возможно…существует такая вероятность...может не очень большая…но все же…что я умна).

А дальше я стала осознанно смотреть на свою жизнь и искать этому допущению подтверждения. Не увиливая и самое главное: не забывая о том, что это нужно делать!

Самая большая ошибка людей, взявшихся повышать самооценку, состоит в том, что они скоро бросают эту работу. Во-первых, потому что надеются получить быстрый результат. А во-вторых, потому что просто забывают свою цель, отвлекаются. Мозги-то привыкли ходить по привычным дорожкам: я - плохой, я –плохой… Им тяжело "становиться на новые рельсы".

А надо! Надо, товарищи!))) Надо смотреть на себя адекватно и прибавлять «вес» собственной ценности. Никто ведь кроме нас самих не сформирует эти новые связи в наших мозгах! Видеть свои дела, свои прекрасные качества, относиться к ним со всем уважением! Например, сядьте вечером и запишите все то, что вы сделали за день. ВСЕ! А затем напишите, какие ваши качества, знания, умения позволили вам проделать всю эту работу. И так каждый день. И перечитывайте! Это  - только ваша задача. Поэтому: смотрите, замечайте, отмечайте! Сначала будет тяжко, а потом привыкнете) И Радость начнет появляться и Вера. И «вес» вашей личности вырастет и перерастет в Уважение к Себе!



Просмотров: 616
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как люди приходят к тому, что надо в себе что-то менять
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Все, что у нас есть, - это отношения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь