|
Мои «пять копеек» о раннем развитии ребенка.Автор статьи: Малаш Инна Анатольевна
Определимся с понятиями Ребенок всегда обречен на рост и развитие в этом мире, он всегда, я хочу подчеркнуть ВСЕГДА, что-то осваивает, чему-то учится. Ранний возраст - это период от 1 года до 3-х лет. Вы думаете, что до одного года он не развивается? Я надеюсь, что вы так не думаете… Конечно, он развивается, ежедневно, ежечасно. Это происходит тогда, когда с ним разговаривает мама, когда она его берет на руки и гладит, целует и укачивает, когда малыш слышит новые звуки, трогает игрушки, когда шевелит ножками и ручками и много-много других «мелочей» - это все про детское раннее развитие. Я сознательно избегаю научных формулировок. Ребенок за год проходит огромнейший путь в своем развитии. Развитие невозможно без познавательного интереса. Это та энергия, то топливо, что ведет развитие! Познавательная активность у ребенка возможна тогда, когда он чувствует себя в безопасности. Мама, если не рядом, то доступна, он сыт, у него ничего не болит и только тогда есть окружающая среда. Если он голоден, и скучает по маме, то окружающая среда, в виде игрушек, различных погремушек его не интересует! Итак, для детского раннего развития необходимо (одно вытекает из другого): безопасность и достаточно хорошая мама (по Винникотту), тогда возникает познавательная активность, и окружающая среда способствует развитию. Обучение же, это тогда когда вы чему-то хотите научить - чтению, счету, плаванию, бегу и др. Вопрос! Можете ли вы научить ребёнка 3-х месяцев ходить? Ответ же очевиден, без вреда для здоровья и даже с вредом НЕТ. А плавать? Да! Потому что все внутриутробное эмбриональное развитие было в водной среде. Я специально взяла такой пример. Чтобы было понятно, что без формирования каких-то базовых вещей невозможно пойти дальше. Развитие - это не только умственное, развитие - это и физическое и эмоциональное, и социальное. Пока в ребенке не развиты все эти качества (в достаточной степени), увы, переходить к обучению рано и любые попытки в этом направлении я считаю насилием. Вопрос ко взрослым! Можете ли вы освоить то, что вам очень не интересно? Да, конечно. Сколько вы на это затратите сил, времени, и качество освоенного точно будет отличаться. И это вы взрослые, у которых сформированы волевые процессы. Может ли ребенок обучаться тому, что ему неинтересно? Конечно, может, ценой невроза, тиков, энуреза и т.п. Этому он тоже обучается, как творческое приспособление на усилия окружения. Сочетание развития и обучения Выготский обращал внимание на зону «актуального развития» и зону «ближайшего развития» (ЗБР). Актуальное развитие - это то, чего ребенок может делать, а ближайшее, -это то, что он может делать при помощи взрослого. Обращаю внимание на фразу «при ПОМОЩИ взрослого», ни при давлении взрослого, ни при усилии взрослого, ни при отсутствии взрослого, а при помощи.
Это использовали всегда талантливые педагоги. Они могли сохранять баланс между обучением и поддержкой интереса к процессу. Зайцев, Никитин, Дьенеш и многие другие придумали как, играя и учитывая особенности развития, обучать ребенка. Описывая свои труды, я всегда поражалась, как ПРОСТО РЯДОМ с ребенком эти великие люди удивляются детским открытиям, желаниям, интересам. Никакого насилия, типа «думай», «давай еще раз», не говоря «пока не сделаешь не уйдешь», «ну что ты такое сложил?». Только поддержка и присутствие рядом, огромный интерес к тому, что делает ребенок. Когда родитель 4-х летнего ребенка у меня спрашивает: «Что делать? Он не хочет писать закорючки…» Я отвечаю: «Либо ему это трудно, либо вы даете это не в той форме». Понять, почему трудно и найти форму подачи, чтобы было интересно - задача взрослого. Взрослый, который рядом И вот мы добрались до самого главного - до взрослого, который рядом с ребенком. То, что я читала в статьях, о вреде раннего развития считаю последствиями, нанесенными взрослыми при насильном (не учитывающем его потребности и возможности) обучении ребенка. Т.е. не ранее развитие приносит вред, а взрослый, который образно говоря, учит ходить 3-х месячного ребенка. Это не только тот взрослый, который обучает (спрос диктует предложение), но и тот, который привел к нему, т.е. родитель.
Ребенок - родительский проект Понятно, что мотивирует родителя на развитие ребёнка - это любовь. Когда просто приятно вместе играть, вместе возиться и обниматься и смеяться. Это не может навредить. А вот то, что подается под соусом любви, вроде такого: «я лучше знаю, что тебе надо», «мама плохого не посоветует для твоего будущего», «если бы отец меня не заставлял, то путного из меня ничего бы и не вышло, поэтому учи и все тут» - может навредить. Присутствуют слова «заставляю», «он не хочет», «ему бы только играть, а впереди школа» и т.п. Эти вопросы не к детям, эти вопросы ко взрослым. Конечно, проще всего отдать туда, где специалисты научат всему, чему хочет родитель. Но и здесь желания ребенка не учитываются, а насилие может удвоиться еще при помощи другого взрослого. Беседуя с родителями, я узнаю о них много нового: они не любят играть, потому что либо с ними не играли, либо так же как и они с детьми обреченно-трагически; они не знают игр, при помощи которых можно развивать память, внимание, мышление и другие психические процессы на улице, на кухне, просто в дороге; они подраненые обстоятельствами своего времени (от разводов до перестойки), они часто заняты работой и выполнением домашних обязанностей, прикрывая этим свое нежелание быть рядом и удивляться открытиям своего ребёнка. А вот что мотивирует родителя насильно заниматься развитием и обучением в дошкольном возрасте? Страх, тот страх из его детства, про не успешность, про то, что «все дети как дети». Тоска по любви, по настоящей не суррогатной. Вина, я как родитель должен, должен, должен, «костьми лягу, но выучу». Гордость за своего ребенка, чтобы подавить свой собственный стыд, за то, что когда-то не смог. И получается, что ребенок становится как бы заложником внутренних, глубоко запрятанных переживаний родителя. И только родитель может это остановить. Он может научиться играть, осознать свои блокировки, этому препятствующие, и просто наслаждаться совместным творчеством с ребенком. Как понять развитие ребенка - вред или польза. Мне кажется, очень просто. Занятия ребенку приносят удовольствие, он с радостью играет (не учится, а именно играет), ему интересно узнавать новое, открывать неизвестное, задавать кучу вопросов и ручки его тянуться к предметам, чтобы их трогать, с ними играть, их осваивать. Как только родитель решил добиться высоких результатов, остановитесь, вы можете сейчас переступить ту грань, которая называется насилием и точно принесет вред, а не пользу. Как только вы подумали, что Маша уже читает, а ваша Катя нет, остановитесь, - это ваши чувства и вы готовы вступить в соревнование сами с собой, к ребенку это не имеет никакого отношения. Я действительно считаю, что детское развитие начинается со взрослого, который рядом, что нужно родителям ходить на занятия больше, чем детям. Тогда ваши дети будут бежать в школу с удовольствием, смеяться от собственных ошибок и оплошностей, преодолевать трудности, выбирать любимую профессию, короче говоря, просто быть счастливыми. Мои заметки об этом "Жить в мире, которого не существует" и "Я хочу в школу"
Консультации по скайпу: hasjunja Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|