|
Индивидуация: Тень, Анима, Анимус, СамостьАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
По мнению ученицы и последовательницы Юнга, Марии Луизы Фон Франц, процесс индивидуации начинается со страдания. По мере своего развития Эго ребенка пытается приспособиться к внешнему миру. В итоге возникает кризис и душевная боль, с которой, по мнению Фон Франц, начинается процесс индивидуации как «осознанное взаимодействие со своим внутренним центром». В связи с этим можно провести мифологические и сказочные параллели, в которых любой трансформации предшествует период мучений, лишений, выхода из привычной ситуации. В юнгианской терапии процесс индивидуации основан на воздействии основных архетипов: Тени, Анимы, Анимуса и Самости. Осознание Тени Тень как неосознаваемые психические содержания проявляется себя в чуждых сновидцу снах (неожиданные действия, чуждые персонажи, антиподы), в спонтанных фразах, действиях. Эти содержания представляют собой огромную ценность, т.к. будучи ассимилированными, придают целостность психике (мифологическое воплощение – встреча героя с темными персонажами сказки и его взаимодействие с ними). При столкновении с Тенью люди склонны проецировать ее на других, в том числе культурально, на целые народы или социальные группы, а также испытывать определенные этические мучения. Однако для того, чтобы индивдуация продолжалась, важно работать со своей Тенью и постоянно интегрировать новые неосознанные содержания. Как пишет Фон Фрац, часто вектор Тени направлен в ту же сторону, что и вектор Самости. Поэтому осознанная трансформация предполагает не убегание от своих этических проблем, не перекладывание их на других через проекцию и обвинение, а встречу с ними. Разумеется, реалистичный взгляд на Тень, предполагает, что ее полная интеграция невозможна, как невозможно догнать свою собственную тень. Женщина внутри: Анима Следующий аспект индивидуации связан с ассимиляцией внутреннего женского начала в мужской психике (Анимы) и внутреннего мужского начала – в женской (Анимуса). Рассматривая гендерныеаспекты индивидуации, Фон Франц проводит параллели между Анимой и мужским подсознанием, образом роковой женщины, эротическими влечениями, мечтами о материнской любви и тепле. Ее образ может быть коварным, негативным и жестоким. «Эволюция Анимы» согласно Юнгу включает:
Мужчины часто склонны проецировать свою Аниму на женщин, что является причиной возникновения странной необъяснимой влюбленности и других бурных эмоций. Позитивное значение Анимы заключается в том, что являясь в снах или при активном воображении, она указывает пути духовного развития, выступает проводником в мире бессознательного. Мужчина внутри: Анимус Аналогично Анимус у женщин может быть садистическим и жестоким, либо позитивным, эмоционально теплым. Во многом колорит Анимуса определяется отношениями женщины с отцом, как и у мужчин образ Анимы зависит от отношений с матерью. Стадии развития Анимуса по Фон Франц:
Как истинная последовательница несколько патриархального Юнга, Фон Франц приписывает Анимусу компенсаторный характер, дополняющий якобы излишнюю мягкость женской психики. Задачей и мужчины, и женщины на данном этапе индивидуации является прежде всего освобождение «противоположного пола» от своих проекций. Она проявляется в том, что, к примеру, женщина перестает приписывать собственные неосознанные качества мужчинам в целом и наоборот. Самость: символы целостности После успешного преодоления предыдущих этапов индивидуации, в процессе терапии в снах и на сеансах активного воображения начинают появляться символы Самости, глубочайшего ядра психики. Фон Франц приводит примеры гуру, старцев, волшебниц и других могущественных мистических персонажей, а также такие символы, как четверичность, круг, различные животные, камни, кристаллы, Появление такой нуминозной символики по Юнгу свидетельствует о том, что «заработал соответствующий архетип». С действием архетипа Самости тесно связано явление синхронности, которая представляет собой «смысловое совпадение внешних и внутренних событий, которые само по себе причинно не связаны». Такая смысловая связь, по мнению Фон Франц, указывает на единство бессознательной психики и материи. В условиях современной экзистенциальной пустоты и душевного кризиса важно помимо событийного плана существовать еще и на другом уровне. Речь идет о том, чтобы сохранять чувствительность к голосу Самости, следовать согласно жизненному потоку и ощущать его синхронистическое течение. Причинами потери связи с Самостью как с регулирующим центром души являются однобокость, зацикленность на каком-то объекте или инстинктивном влечении, а также чрезмерная тяга к самосознанию, избыточная концентрация и рефлексия, ведущая к душевной слепоте.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|