Индивидуация: Тень, Анима, Анимус, Самость

По мнению ученицы и последовательницы Юнга, Марии Луизы Фон Франц, процесс индивидуации начинается со страдания.  По мере своего развития Эго ребенка пытается приспособиться к внешнему миру. В итоге возникает кризис и душевная боль, с которой, по мнению Фон Франц, начинается процесс индивидуации как «осознанное взаимодействие со своим внутренним центром». В связи с этим можно провести мифологические и сказочные параллели, в которых любой трансформации предшествует период мучений, лишений, выхода из привычной ситуации.

В юнгианской терапии процесс индивидуации основан на воздействии основных архетипов: Тени, Анимы, Анимуса и Самости.

Индивидуация Тень Анима Анимус Самость

Осознание Тени

Тень как неосознаваемые психические содержания проявляется себя в чуждых сновидцу снах (неожиданные действия, чуждые персонажи, антиподы), в спонтанных фразах, действиях. Эти содержания представляют собой огромную ценность, т.к. будучи ассимилированными, придают целостность психике (мифологическое воплощение – встреча героя с темными персонажами сказки и его взаимодействие с ними).

При столкновении с Тенью люди склонны проецировать ее на других, в том числе культурально, на целые народы или социальные группы, а также испытывать определенные этические мучения.

Однако для того, чтобы индивдуация продолжалась, важно работать со своей Тенью и постоянно интегрировать новые неосознанные содержания. Как пишет Фон Фрац, часто вектор Тени направлен в ту же сторону, что и вектор Самости. Поэтому осознанная трансформация предполагает не убегание от своих этических проблем, не перекладывание их на других через проекцию и обвинение, а встречу с ними.

Разумеется, реалистичный взгляд на Тень, предполагает, что ее полная интеграция невозможна, как невозможно догнать свою собственную тень.

Женщина внутри: Анима 

Следующий аспект индивидуации связан с ассимиляцией внутреннего женского начала в мужской психике (Анимы) и внутреннего мужского начала – в женской (Анимуса).

Рассматривая гендерныеаспекты индивидуации, Фон Франц проводит параллели между Анимой и мужским подсознанием, образом роковой женщины, эротическими влечениями, мечтами о материнской любви и тепле. Ее образ может быть коварным, негативным и жестоким.

«Эволюция Анимы» согласно Юнгу включает:

  • Стадии Евы (инстинктивные и биологические связи).
  • Елены из «Фауста» (романтические и эстетические побуждения).
  • Девы Марии (Эрос, достигший уровня духовного единства).
  • Сапиенции, Суламифи (Высшей мудрости, чистоты, святости).

Мужчины часто склонны проецировать свою Аниму на женщин, что является причиной возникновения странной необъяснимой влюбленности и других бурных эмоций.

Позитивное значение Анимы заключается в том, что являясь в снах или при активном воображении, она указывает пути духовного развития, выступает проводником в мире бессознательного.

Мужчина внутри: Анимус

Аналогично Анимус у женщин может быть садистическим и жестоким, либо позитивным, эмоционально теплым. Во многом колорит Анимуса определяется отношениями женщины с отцом, как и у мужчин образ Анимы зависит от отношений с матерью.

Стадии развития Анимуса по Фон Франц:

  • Физическая сила.
  • Умение планировать и инициатива.
  • Слово – постижение абстрактных философских идей.
  • Смысл.

Как истинная последовательница несколько патриархального Юнга, Фон Франц приписывает Анимусу компенсаторный характер, дополняющий якобы излишнюю мягкость женской психики.

Задачей и мужчины, и женщины на данном этапе индивидуации является прежде всего освобождение «противоположного пола» от своих проекций. Она проявляется в том, что, к примеру, женщина перестает приписывать собственные неосознанные  качества мужчинам в целом и наоборот.

Самость: символы целостности

После успешного преодоления предыдущих этапов индивидуации, в процессе терапии в снах и на сеансах активного воображения начинают появляться символы Самости, глубочайшего ядра психики.

Фон Франц приводит примеры гуру, старцев, волшебниц и других могущественных мистических персонажей, а также такие символы, как четверичность, круг, различные животные,  камни, кристаллы,  Появление такой нуминозной символики по Юнгу свидетельствует о том, что «заработал соответствующий архетип».

С действием архетипа Самости тесно связано явление синхронности, которая представляет собой «смысловое совпадение внешних и внутренних событий, которые само по себе причинно не связаны».

Такая смысловая связь, по мнению Фон Франц, указывает на единство бессознательной психики и материи.

В условиях современной экзистенциальной пустоты и душевного кризиса важно помимо событийного плана существовать еще и на другом уровне.  Речь идет о том, чтобы сохранять чувствительность к голосу Самости, следовать согласно жизненному потоку и ощущать его синхронистическое течение.

Причинами потери связи с Самостью как с регулирующим центром души являются однобокость, зацикленность на каком-то объекте или инстинктивном влечении, а также чрезмерная тяга к самосознанию, избыточная концентрация и рефлексия, ведущая к душевной слепоте.

 



Просмотров: 595
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Процесс индивидуации по К. Юнгу
  • Взаимодействие Персоны и Тени в процессе индивидуации аналитика.
  • Другие люди как фон для твоего эго.
  • Архетипические образы тени, анимы и анимуса в сказке "Карлик Нос"
  • Стадии развития женщины и женского Анимуса
  • «Цветущие орхидеи». Исследование Анимуса и Анимы героинь. Метафорические образы Кати.
  • Будучи собой, ты, не ведая о том, вдохновляешь других на то, чтобы быть собой (Побочный эффект контроля)
  • Франц Йозеф Галль и его шишки
  • Негативный материнский комплекс в процессе индивидуации женщины.
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Часть 4. Кризис взрослости. Отношения с Другим – как путь к индивидуации.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Предают только свои(франц.пословица)
  • Шаг к мечте или О том, как важно быть самим собой
  • Шапочка и эротический фон: 5 ошибок, которые портят секс
  • Архетип Дурака в картах Таро - путь индивидуации. Аналитический взгляд.
  • Отношения: фигура, фон
  • Фигура и фон ресентимента
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Фигура, фон и радость жизни
  • Фон, в котором живут скелеты.
  • На стыке: Людвиг фон Берталанфи
  • Фигура и фон счастливой жизни
  • Жизнь и смерть Генриха фон Клейста
  • Стабильный эмоциональный фон по программе МИРОТОК.
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • «Меланхолия» Ларса фон Триера и метафора психологического консультирования
  • Нимфомания или сексозависимость? Анализ фильма "Нимфоманка" Ларса фон Триера (18+)
  • 7 типичных ошибок женщины по мнению мужчины или как найти принца?
  • О фильме Ларса фон Триера "Меланхолия". Взгляд юнгианца.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь