Анима и Анимус: внутренний мужчина и внутренняя женщина

Анима и Анимус понимались Юнгом в разных работах как архетипы, т.е. паттерны поведения, заложенные в коллективном бессознательном,  так и в качестве личного психического содержания. Современные юнгианские авторы понимают под анимой и анимусом скорее набор личных ожиданий, ментальных установок, проекций, принадлежащих конкретному человеку, которые приписываются противоположному полу.

Как анима влияет на мужчину: во власти материнского образа

Первичная анима тесно связана с внутренним образом матери. В своей книге AION Юнг описывает распространенные мужские проекции – мужчин с пассивным «как у младенца» Эросом, мечтающим погрузиться в некое обволакивающие, питательное, безопасное материнское лоно. Подобные ожидания могут проецироваться на реальную мать или на образ будущей женщины, которая должна появиться в его жизни.

Юнг упоминает, что нередко рядом с таким мужчиной находиться реальная мать, подсознательно препятствующая его взрослению.  

Мужчина боится шагнуть в некомфортный и пугающий для него мир, где требуется проявить мужественность, бороться за свое, за то, что не падает к нему в руки, а сопротивляется.

В глубине этого мужчины живет убеждение о том, что счастье можно получить только в дар от матери.

Архетипическая основа такого союза матери и сына имеет глубокие корни и иллюстрируется во множестве мифов.

Однако важно помнить, что внутренний женский образ принадлежит самому мужчине, это его собственная часть психики, хотя она и уходит своими корнями в коллективное бессознательное.

Как результат анима порождает множество проекций: например, мужчина может считать все женщин властными и пожирающими как его гиперопекающая мама, или распутными, или беспомощными.

Если говорить о проявлениях Анимы, то Мария Луиза Фон Франц, один из классических юнгианских авторов,  выделяет также четыре этапа ее развития:

  • Материнская – мечта о материнской любви, уюте, покое.
  • Эротическая – грубый, примитивный аспект, нередко проявляющий в виде спонтанных влюбленностей, чувственной страсти.
  • Достижение гармонии между разумом и внутренними ценностями, познание своей души.
  • Нуминозное переживание единства со своим подсознательным, с высшим надличностным центром, когда Анима служит посредником между Эго и Самостью.

Женщина и ее анимус

Аналогично для дочери первым объектом для проекций становится отец, как и мать для мальчика. Юнг, что характерно для того времени и его в какой-то степени сексистских взглядов, приписывает Аниме соотношение с Эросом, а Анимусу – с Логосом.

Далее Юнг рассуждает о том, что Анимус превращает женщины в упертых спорщиц, что это выглядит нелепо. Аниме Юнг приписывает яд «иллюзий и соблазна», а Анимусу– «меч силы». Разумеется, его взгляды обусловлены его собственными культурными и социальными ограничениями.

Рассматривая положительные аспекты именно Архетипов Анимы и Анимуса, Юнг пишет о том, что последний является между посредником между сознанием и подсознанием при формировании абстрактных философских и религиозных идей, способностью к самопознанию, рефлексии. Анима наделяет сознание мужчины способностью вступать в отношения. Эго-сознание склонно попадать под влиянием архетипов Анимы и Анимуса.

Современное понимание анимуса –это личное психическое содержание женщины, образ мужчины, который существует внутри ее самой. Анимус становится источником множества проекций, которые приписываются мужчинам: например, женщины часто проецируют на мужчин свою собственную амбициозность, активность, агрессию, независимость, автономность или наоборот инфантильность, зависимость. Результатом становятся многочисленные стремления «реализоваться» через своих партнеров: сделать их брутальнее, успешнее, совершеннее во всех отношениях.

Мария Луиза Фон-Франц, аналитик и ученица Юнга, выделяла четыре стадии развития Анимуса  внутри женщины:

  • Олицетворение физической силы в мужском образе.
  • Способность рационально планировать свои действия.
  • Способность к реализации в сфере абстрактных и религиозных идей.
  • Высшая духовность и близость на душевном уровне, что означает воплощение смысла, опосредование религиозного, нуминозного опыта, придание творческой смелости, предприимчивости, открытости навстречу новому опыту.

 

Анима и анимус в анализе и в жизни

Юнг отмечал, что большинство людей не в состоянии выделить свои собственные проекции, порождаемые Анимой и Анимусом. Эту задачу в анализе он считал более сложной, чем знакомство с Тенью.

При этом простая интерпретация позиции клиента в анализе мало что дает, т.к. человеку трудно принять для себя подобные выводы, смириться с тем, что существующий в его воображении образ отца/матери или брачного партнера отличается от реального персонажа и является носителем его собственных проекций.

Однако это плодотворная и полезная задача. Снятие проекций, возникающих в течение всей жизни, позволяет вступать в реальные отношения с другим человеком, а не с его образом, а также лучше понимать себя самого, различные грани своей собственной души.

 

Возвращаясь к теме архетипов, как пишет Юнг, «не все содержание Анимы и Анимуса является спроецированным», т.е. личным. Оно несет в себе неосознаваемые аффекты и чувства, принадлежащие к автономной области коллективного бессознательного. Внутренние образы мужчины и женщины живут в нас не только под влиянием родителей или личных проекций, но и как порождения коллективных бессознательных сил.

Это может быть как культурное бессознательное  отдельного народа, класса, социальной или религиозной группы, так и общечеловеческое бессознательное, в котором живут различные образы мужского и женского.

В завершении главы Юнг акцентирует внимание на опасности, которую несут бессознательные содержания этих архетипов, сравнивая их с древними богами, мощными, порой разрушительными силами. Архетипические ожидания могут настолько сильно проявляться в душе отдельного человека, что в каких-то моментах утрачивается здоровая критичность, а сила разума ослабевает.

 



Просмотров: 3443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анима и Анимус: сакральная встреча своей половинки
  • Баланс мужского и женского внутри нас "Анима и Анимус". Практика.
  • Анима и Анимус
  • Индивидуация: Тень, Анима, Анимус, Самость
  • Анима - рабыня, Анимус - Бог? Или к чему приводят такие сценарии...
  • Архетипические образы тени, анимы и анимуса в сказке "Карлик Нос"
  • «Цветущие орхидеи». Исследование Анимуса и Анимы героинь. Метафорические образы Кати.
  • Стадии развития женщины и женского Анимуса
  • Образ мужчины в бессознательном женщины
  • Отношения мужчины и женщины с разницей в возрасте. Когда мужчина значительно старше женщины (10+)
  • Проективное содержание и особенности формирования сенсорных проекций
  • Анима и бесплодие
  • Бешенная стервь ..Анима..
  • О разделении ролей, часть 3: в чем разница между влиянием отца и матери?
  • Образ и роль отца для женщины ( для мужчин у которых дочери)
  • Анимус и внутреннее ощущение женщины
  • Мир собственных проекций
  • Психологически здоровая личность | проверка проекций
  • Почему мужчина зависим от женщины? (Каким образом женщина контейнирует мужчину).
  • Отношения «мать-дочь», как определяющий фактор развития будущей женщины
  • Ненавижу в тебе своего отца! Как отделиться от проекций?
  • Женщина – усилитель мужчины, а мужчина успокоитель – женщины
  • Поиск ресурсов через присвоение положительных проекций (проективная методика).
  • Задача мужчины и женщины в мире противоположностей... Гармония женского и мужского начала
  • Образ своей матери
  • Вешалка для проекций.
  • Как в большом бизнесе снова нарваться на старые грабли своих (и зеркальных) болячек (проекций)?
  • Мир проекций - как преодолевать ошибки восприятия
  • Что может погубить отношения мужчины и женщины.
  • “Кошкина пижама”. Про жертв наших проекций.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь