|
Анима и Анимус: внутренний мужчина и внутренняя женщинаАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Анима и Анимус понимались Юнгом в разных работах как архетипы, т.е. паттерны поведения, заложенные в коллективном бессознательном, так и в качестве личного психического содержания. Современные юнгианские авторы понимают под анимой и анимусом скорее набор личных ожиданий, ментальных установок, проекций, принадлежащих конкретному человеку, которые приписываются противоположному полу. Как анима влияет на мужчину: во власти материнского образа Первичная анима тесно связана с внутренним образом матери. В своей книге AION Юнг описывает распространенные мужские проекции – мужчин с пассивным «как у младенца» Эросом, мечтающим погрузиться в некое обволакивающие, питательное, безопасное материнское лоно. Подобные ожидания могут проецироваться на реальную мать или на образ будущей женщины, которая должна появиться в его жизни. Юнг упоминает, что нередко рядом с таким мужчиной находиться реальная мать, подсознательно препятствующая его взрослению. Мужчина боится шагнуть в некомфортный и пугающий для него мир, где требуется проявить мужественность, бороться за свое, за то, что не падает к нему в руки, а сопротивляется. В глубине этого мужчины живет убеждение о том, что счастье можно получить только в дар от матери. Архетипическая основа такого союза матери и сына имеет глубокие корни и иллюстрируется во множестве мифов. Однако важно помнить, что внутренний женский образ принадлежит самому мужчине, это его собственная часть психики, хотя она и уходит своими корнями в коллективное бессознательное. Как результат анима порождает множество проекций: например, мужчина может считать все женщин властными и пожирающими как его гиперопекающая мама, или распутными, или беспомощными. Если говорить о проявлениях Анимы, то Мария Луиза Фон Франц, один из классических юнгианских авторов, выделяет также четыре этапа ее развития:
Женщина и ее анимус Аналогично для дочери первым объектом для проекций становится отец, как и мать для мальчика. Юнг, что характерно для того времени и его в какой-то степени сексистских взглядов, приписывает Аниме соотношение с Эросом, а Анимусу – с Логосом. Далее Юнг рассуждает о том, что Анимус превращает женщины в упертых спорщиц, что это выглядит нелепо. Аниме Юнг приписывает яд «иллюзий и соблазна», а Анимусу– «меч силы». Разумеется, его взгляды обусловлены его собственными культурными и социальными ограничениями. Рассматривая положительные аспекты именно Архетипов Анимы и Анимуса, Юнг пишет о том, что последний является между посредником между сознанием и подсознанием при формировании абстрактных философских и религиозных идей, способностью к самопознанию, рефлексии. Анима наделяет сознание мужчины способностью вступать в отношения. Эго-сознание склонно попадать под влиянием архетипов Анимы и Анимуса. Современное понимание анимуса –это личное психическое содержание женщины, образ мужчины, который существует внутри ее самой. Анимус становится источником множества проекций, которые приписываются мужчинам: например, женщины часто проецируют на мужчин свою собственную амбициозность, активность, агрессию, независимость, автономность или наоборот инфантильность, зависимость. Результатом становятся многочисленные стремления «реализоваться» через своих партнеров: сделать их брутальнее, успешнее, совершеннее во всех отношениях. Мария Луиза Фон-Франц, аналитик и ученица Юнга, выделяла четыре стадии развития Анимуса внутри женщины:
Анима и анимус в анализе и в жизни Юнг отмечал, что большинство людей не в состоянии выделить свои собственные проекции, порождаемые Анимой и Анимусом. Эту задачу в анализе он считал более сложной, чем знакомство с Тенью. При этом простая интерпретация позиции клиента в анализе мало что дает, т.к. человеку трудно принять для себя подобные выводы, смириться с тем, что существующий в его воображении образ отца/матери или брачного партнера отличается от реального персонажа и является носителем его собственных проекций. Однако это плодотворная и полезная задача. Снятие проекций, возникающих в течение всей жизни, позволяет вступать в реальные отношения с другим человеком, а не с его образом, а также лучше понимать себя самого, различные грани своей собственной души.
Возвращаясь к теме архетипов, как пишет Юнг, «не все содержание Анимы и Анимуса является спроецированным», т.е. личным. Оно несет в себе неосознаваемые аффекты и чувства, принадлежащие к автономной области коллективного бессознательного. Внутренние образы мужчины и женщины живут в нас не только под влиянием родителей или личных проекций, но и как порождения коллективных бессознательных сил. Это может быть как культурное бессознательное отдельного народа, класса, социальной или религиозной группы, так и общечеловеческое бессознательное, в котором живут различные образы мужского и женского. В завершении главы Юнг акцентирует внимание на опасности, которую несут бессознательные содержания этих архетипов, сравнивая их с древними богами, мощными, порой разрушительными силами. Архетипические ожидания могут настолько сильно проявляться в душе отдельного человека, что в каких-то моментах утрачивается здоровая критичность, а сила разума ослабевает.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|