|
Анимус и внутреннее ощущение женщиныАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Анимус в контексте данной статьи понимается как комплекс, т.е. как личное содержание, состоящее из переживаний, образов, символов, эмоций. Он формируется вокруг некоего ядра «Не-Я». Анимус включает в себя все аспекты психики, которые исключены из гендерной идентичности личности. Анимус складывается не только из отношений отца и матери, но и на основе общественных, социальных, культурных установок. Внутреннее ощущение «Я» женщины и ее анимус, т.е. те качества, ожидания и переживания, которые она приписывает мужчинам, тесно связаны между собой и образуют единую систему. Именно по этой причине, когда меняет ощущение себя, то меняется и характер отношений с любовными партнерами. И наоборот, тестирование новых форматов отношений, новых типажей мужчин может способствовать изменению внутреннего ощущения своего женского «Я». При этом Эго развивается в контексте отношений с Другим – именно поэтому терапевтические отношения могут привести к значительным изменениям. Иногда женщины идентифицируются со своим Анимусом, иногда проецируют эту часть личности на других, приписывая мужчинам некий набор качеств. Анимус как комплекс иррационален, бессознателен и не равен сознательной установке клиента. Управлять комплексом невозможно, но можно понимать его и постепенно интегрировать в Эго, делая бессознательное сознательным. Интеграция Анимуса –это шаг в сторону личной свободы, улучшения эмпатии и развития. Юнгианский психолог и семейный терапевт Полли Янг-Айзендрат, опираясь на свой клинический опыт, предложила следующую сему развития Анимуса. Каждая стадия может быть охарактеризована как сочетание Я-комплекса (идентичность) и Анимуса. При этом женщина может, согласно своему сознательному или бессознательному выбору, идентифицироваться как с феминной идентичностью, так и с Анимусом. Анимус как чужеродный персонаж На этой стадии женщина ощущает себя идентичной и близкой только матери и другим женщинам, свой Анимус воспринимается как абсолютно чужеродный элемент. В снах его образ может быть представлен персонажами дикарей, убийц, насильников. Если провести мифологическую параллель, что здесь отношения с Анимусом являются очень напряженными, вторгающимися в союз между матерью и дочерью (пример - похищение Персефоны Гадесом в мифе о Деметре). Анимус как Бог, Патриарх На этой стадии женщина проецирует на маскулинное такие качества, как величие, могущественность, мудрость, близость к божественному. В сновидениях мужской образ выражается в образах великанов, мудрых старцев, царственных и идеализированных мужчин, знаменитостей. В жизни женщина с таким Анимусом очарована маскулинным и готова принести в жертву феминную идентичность, лишь бы заслужить любовь мужчины. Она может быть папенькиной дочкой или наоборот, подражать мужчинам, сливаясь с образом амазонки. Такая женщина стремится воплотить в жизнь либо мечты своего отца, либо проекции анимуса своей матери. Очень часто она страдает, ощущая себя неполноценной из-за женского тела или женских желаний. Попытка ублажить патриархального Анимуса может также выражаться в стремлении во что бы то ни стало стать идеальной дочерью, женой, удобной компаньонкой, любовницей мужчины. Другой вариант - это стать такой как мужчина, презрая все феминное. При этом женщина страдает от потери своей феминной аутентичности. Мифологическая иллюстрация – история Пандоры, Гефеста и Зевса. Анимус как Любовник, Герой На этой стадии женщина уже не является безропотной служительницей божества и жертвой, а приближается к тому, чтобы вступить в реальные отношения. Ее ощущение самоценности все еще зависит от мужской оценки, но отличительной чертой является способность ощущать гнев при подавлении феминной части самости. Образ Анимуса в сновидениях – это любовник, героический персонаж, который обладает огромной притягательностью в сочетании с некоторой недоступностью. Мифологическая иллюстрация - миф об Амуре и Психее. Анимус в роли Внутреннего партнера На этой стадии женщина обретает себя, возвращая себе свою силу, активность, целеустремленность, чувство цельности. Ей уже не нужно проецировать на мужчин такие аспекты своей самости, как значимость и компетентность. Она способна проявлять инициативу как в личных отношениях, так и в творчестве, карьере. Она не испытывает навязчивой потребности в одобрении со стороны авторитетных мужских фигур. Она сама стремится выстроить жизнь так, чтобы она была насыщенной, полноценной, а не ожидает этого от других. В сновидениях мужской образ становится более близким, понятным, человечным. Мотив сновидений часто отражает активные действия, вертикальное или горизонтальное движение к цели, переход через препятствие. Мифологическая иллюстрация – миф об Ариадне и Тесее. Анимус как Андрогин На этом этапе развития Анимуса женщина способно легко и свободно общаться как с женщинами, так и с мужчинами. Она обладает адекватной самооценкой, цельностью, устойчивой идентичностью, независимость и свободой. Такая женщина не боится конфликтов, умеет отстаивать личные границы, брать на себя ответственность за свои жизненные выборы. Образы в сновидениях: Старец, Ведунья, Андрогин, некое высшее начало. Мотивы сновидений в этом случае – получение и осознание дара, обладание огромной силой, активная позиция, соприкосновение с мудростью, понимание неких глубинных истин. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|