|
Архетипические образы тени, анимы и анимуса в сказке "Карлик Нос"Автор статьи: Яковлева Оксана Васильевна
В авторской сказке "Карлик нос" на примере героя можно наблюдать прохождение всех стадий индивидуации. В самом начале Яков предстает перед нами в образе послушного сына своих родителей, что сразу наводит на мысль о том, что он всецело находится под влиянием родительского импринтинга. Герой мил и услужлив, оказывает помощь окружающим, как носильщик груза, сопровождая их до дома. Таким образом он старается облегчить жизнь другим, взяв на себя часть чужой ноши, пройдя часть чужого пути и получая взамен от них цветок - образ-маска, скрывающая неотвратимую неизбежность, пирожное - которое не является полноценной пищей, и может только временно подсластить жизнь, или монету - символ возможности самому распорядиться имеющимися ценностями. Несмотря на бедность, семья Якова придает важное значение эстетичности и аккуратности, в их понимании все должно быть привлекательно - от выкладки пучков зелени и капусты до хорошенького и миловидного сына. Поэтому появление безобразной старухи с критикой их товара, который все вокруг считали идеальным, рассердило мальчика и спровоцировало реакцию в виде ядовитого сарказма и насмешек. И тогда старушке удалось покупкой шести вилков капусты получить у матери ребенка в свое услужение сроком на 7 лет. Цифры в сказке не случайны, шестерка считается числом творения, гармонии и распознавания между добром и злом, а семерка представляет собой законченный циклический процесс. В Европе про навязчивого человека говорят "Он есть даже в супе", вот и злая колдунья накормила Якова этим блюдом, после употребления которого он превратился в карлика. Поварятами были морские свинки. Морская свинка животное, которое не способно обороняться, поэтому на своей родине они становились легкой добычей и ими питались аборигены, а в Европе зверек сделался престижной "живой игрушкой". Так и Якоб, несмотря на свой внутренний протест следовать за противной старухой, не посмел возразить матери, а ее чувство долга перед общественными нормами оказалось выше, чем интуитивное тревожное предчувствие, что сделало его заложником чужих целей. После алхимического супа, Яков погружается в иллюзии, и видит себя одетым в беличью шкурку. Белка, способна прыгать по веткам деревьев подобно молнии, может быть метафорой динамики психической энергии и творческих импульсов. В течении года ему приходится чистить обувь для колдуньи, и сразу вспоминается как противопоставление отрывок Евангелия от Матфея: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших...», только в сказке обидчику приходится чистить не свою, а чужую обувь. Через год он был допущен ловить "пылинки, плясавшие в солнечном луче и просеивать их через сито" из них пекли хлеб для старухи. Это новый опыт для Якова, с тем чтобы обрести ясность теневых аспектов природы, в том числе и собственной, пропуская через фильтр осознания истины, чтобы преобразовать ее в итоге в духовную пищу. Еще через год, он стал собирать питьевую росу с роз, и с этого процесса уже начинается процесс постепенной реабилитации его анимы, которая изначально появилась в образе ведьмы. Следующий год ему приходится поддерживать чистоту в доме, как образ места на которое проецируется его личность. В тоже время дом, как символ сознания, может являться испытанием которое необходимо пройти, период, который необходимо пережить в процессе собственного развития. И только после этого он допускается к работе на кухне, непосредственно связанной со стихией огня и пищей, местом психических трансформаций. Этот этап и становится для него посвящением в таинства феминного царства. Итак, прошло 7 лет с той поры, как Яков попал в дом старухи и за это время он успел стать искусным поваром и научился готовить самые разнообразные блюда. И вот старуха дает ему задание зажарить курицу. Эта домашняя птица является прообразом архетипа матери, позитивными сторонами которого является забота и опека, а негативными ограниченние сознания и самостоятельности. И здесь хочется вспомнить о психологическом опыте: перед курицей поставили сетку, за которую насыпали зерен, и все ее попытки обежать эту сетку сбоку не давали результата, так как ее страх потерять из виду зерна и удалиться от них, заставлял ее возвращаться в исходную позицию. Так и люди, действующие под влиянием традиционных установок и фиксации на прошлом, склонны метаться, но так и не принять решения. Негативный образ материнского комплекса и был представлен в сказке в виде злой старухи, которой и служил Яков. И только обретя свободу от матери, что символически представлено в виде ощипанной и зажаренной курицы, он смог избавиться от подавляющего влияния ведьмы. В кладовой, которая представляет собой в доме, запасы минувших дней на благо будущего, символизирующей прошлый личностный опыт, он находит травку, которая его пробуждает. Просыпается он от чихания, которое в психосоматике связывают с критикой, раздражающими людьми или неприятной ситуацией, от которых хочется избавиться. В начале сказки именно эти эмоции Яков испытывал по отношению к старухе, и теперь вместо того, чтобы испытывать неприязнь, он сумел в этом опыте найти для себя пользу. В продолжении сказки, с Якобом происходит трансформация и он превращается в карлика, что символически выражает негативные теневые черты личности, которые человек не замечает в себе или отрицает, и приписывает эти качества другим, как это и случилось в случае проекции на старуху. "Всем, что он тогда осудил в ней – длинным носом, безобразными пальцами, – всем наделила она его, кроме длинной трясущейся шеи, шею она начисто упразднила", что совсем неудивительно ведь длинную шею связывают с гибкостью и возможностью видеть другие аспекты ситуации. Мать и отец его не узнают и отвергают, что очень напоминает ситуацию переходного подросткового периода, когда родители сталкиваются с тем, что их учтивого и вежливого ребенка как будто бы подменили, а его поведение стало непонятным и упрямым. А ведь они возлагали на него надежды, что он будет проживать их жизнь - матери помогать на рынке, а отцу в сапожной мастерской. Это отвержение заставляет нашего героя объективно посмотреть на нарциссические ценности своей матери "В ту счастливую пору, когда ты хвасталась мною перед людьми, наружность у меня была иная", идеализация его персоны резко сменяется на обесценивание, падают его защиты и он чувствует свое уродство и беспомощность. Чтобы преодолеть это чувство стыда, он отказывается служить живой вывеской в цирюльне, что означало бы выживание ценой уступчивости. В этой унизительной ситуации, он пытается использовать свои сильные стороны и навыки полученные им в результате тех потерянных 7 лет, которые украла у него злая старуха. Чтобы получить работу повара у герцога и доказать свое мастерство он готовит суп с использованием травы "утешение желудка". В состоянии стресса, вызванном неспособностью "переварить" неприятные события, "проглоченные" гнев и тревогу, человеку требуется признание и поддержка во внешнем окружении, которую Якоб и обретает в поварском искусстве. А сытый герцог, олицетворяющий власть требовательного, агрессивного и критичного внутреннего анимуса, в процессе самореализации героя и заслуженных дворцовых почестей, становится довольным и поощряющим. После того, как Карлик нос наладил отношения со своим анимусом, ему предстояло установить контакт и с анимой. Появляется она в образе заколдованной гусыни, которая подобно духу, "закупоренному в бутылке", сидит в клетке. Это свойственно большинству мужчин, полное отрицание или даже искоренение феминных качеств в себе, таких как заботливость, уступчивость, проявление чувств и эмоций, вот и Карлик нос собирается зажарить птицу. Гусыня символизирует интуицию и связь с природой, поэтому ее предостережение не случайно "если шею мне свернешь, долго сам не проживешь". И только через отказ от позиции одинокого героя и осознание важности взаимоотношений, благодаря помощи и советам гусыни, Якобу удается найти нужную для пирога траву и вернуться к своему естественному состоянию. Пирог королевы это образ признания ценности анимы. Травка "Чихай на здоровье" как символ того, что пройдя этот длинный путь наш герой уже способен учитывать все нюансы и аспекты жизни, критиковать и отбрасывать то, что не идет ему на пользу и обретение самости. Сказка Карлик Нос была создана в 1826 году, за год до смерти немецкого писателя в возрасте 24 лет. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|