Недавно прошла череда праздников, в том числе христианских, которая к настоящему времени завершилась очередными массовыми купаниями в проруби. Некоторое время назад этот ритуал привлек мое внимание. Заранее оговорюсь, это не религиозный пост. Скорее некоторые размышления в русле аналитической психологии.
Главной целью психотерапии, анализа, да и жизни вообще, К. Юнг считал индивидуацию - образно выражаясь, путешествие к себе истинным, раскрытие своего потенциала, своей индивидуальности, уникальности и неповторимости, обретение целостности благодаря интеграции сознательного и бессознательного опыта, этот процесс длится на протяжении всей нашей жизни.
Эдвард Эдингер в своей книге «Христианский архетип» описывает 14 наиболее значимых событий в жизни Иисуса Христа как проявление христианского мифа (т.е. выраженного в христианстве представления о мире и его законах), в том числе и Крещение. Жизнь Иисуса Христа он рассматривает как архетипическое описание двоякого процесса: с одной стороны, процесса трансформации, который проходит эго человека по пути индивидуации, с другой стороны, Самость воплощается в отдельном, конкретном, реальном человеке. К.Г. Юнг под Самостью подразумевал организующий центр психики, и сама идея Самости очень перекликается у К.Г. Юнга с представлением о божественном. Это нечто большее, чем мы, чем наше сознательное Я (или Эго).
Таким образом, Крещение отражает очередной этап на этом пути. Э.Эдингер пишет: «Крещение Христа может рассматриваться как испытание инициации, связанное с solutio (растворением), как драма смерти и возрождения, в которой эго встречается с надличностной судьбой и подчиняет себя ей». Во внутреннем плане это погружение в воду символизирует погружение в бессознательное и выход из него в уже другом, трансформированном состоянии в соответствии с более глубинными смыслами, направляющими нас в жизни. Причем это погружение обязательно должно быть в сопровождении кого-то более опытного, того, кто может вас провести на этом небезопасном пути.
Сновидения с такого рода сюжетами (и я сталкивалась с ними в своей практике) тоже могут отражать, что в психике происходят некие процессы, связанные с этим этапом внутреннего развития.
И ведь причины искупаться в проруби у разных людей могут быть совершенно различными. Кто-то это делает просто потому, что это с определенного времени стало модно - «все побежали, и я побежал», кто-то – действительно из истинно религиозных побуждений, кто-то - «на слабо», кому-то просто доставляет удовольствие купаться в ледяной воде. Что интересно, купание в проруби, характерное именно для нашей страны (в которой, если и не везде есть проруби, то, по крайней мере, зимой всё же довольно холодно) – это не просто погружение в воду, это довольно стрессовое для организма действо. Это, и правда, получается, в полной мере инициация и на физическом уровне. А Иисуса ведь крестили все же не в проруби…
Такого рода ритуалы, при условии сознательного отношения к ним, дают возможность соединить духовное, психическое и физическое, которые, по сути, и так едины, но для нашего сознания они часто кажутся чем-то разделенным. Тем более после череды веков преобладания научного мировоззрения и даже обожествления науки современной цивилизации, а также жесткого противопоставления духовного и телесного в христианском мировоззрении. В юнгианской психологии вообще придается большое значение неким, условно говоря, ритуалам – внешним действиям, которые призваны закрепить изменения внутренние, если они совершаются сознательно, могут нести действительно целительную силу, поскольку способствуют как интеграции разных аспектов нашей жизни – внутреннего и внешнего, духовного и физического.
Таким образом, в таком цикличном ежегодном повторении каких-то внешних действий те, кто празднует христианские праздники, как бы проигрывают во вне возможные этапы собственной индивидуации. Эта цикличность, в том числе, отражает и цикличность процесса трансформации, и личной, и коллективной. Однако это совсем не означает, что все, кто эти действия выполняют, а) проходят в данный момент этот конкретный этап трансформации; б) действительно делают это сознательно и эта интеграция происходит.
Марина Аринина
аналитический психолог, кандидат психологических наук, ведущая сновидческой группы "Дары глубин" и сновидческого марафона "Послания ночи".