|
Путь индивидуации Психеи. Начало.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Этой статьей я продолжаю рассмотрение мифа об Амуре и Психее в психоаналитическом ключе. Юнгианские комментарии к этому произведению создал Э. Эдингер, и вот аналитический взгляд на то, что происходит с Психеей после того, как от нее улетел разоблаченный Амур. На первый взгляд содержание четырех заданий, данных Психее Афродитой, представляется лишенным всякого смысла, однако, если мыслить символически, так, как мыслит наше бессознательное, образами или картинками, мы изменим свое мнение на этот счет. Выступая в роли «Ужасной Матери», или Мачехи из сказок о Золушке и иже с нею, являясь божественной свекровью Психеи, Афродита дает ей классическое сказочное первое задание: перебрать и рассортировать огромную кучу перемешанных семян ячменя, проса, мака, гороха, чечевицы и бобов. Суть этого задания- навести порядок в хаосе семян, аморфное месиво которого символизирует уроборическое состояние маскулинности — неразброчивость и беспорядочность в половых связях. Золушке на помощь пришли голуби, птицы Афродиты. Но это было много позже, чем те времена, когда Психея враждовала со своей свекровью. Голубей Афродита не дала бы ей, конечно, на помощь девушке пришли муравьишки, разобравшие всю кучу семян по сортам. Как правило, образы животных-помощников говорят об активности инстинктивного модуса бессознательного. Муравьи могут указывать на вегетативную нервную систему, на глубокий уровень инстинктов, поскольку отстоят от человека довольно далеко по эволюционной лестнице. Таким образом, силам промискуитета, которыми заведует Афродита ( порождающая страсть), Психея противопоставляет упорядочивающие силы человеческого инстинкта. Психея одержима внутренним бессознательным принципом (феминным), который побуждает ее выбирать, сортировать, отсеивать и выбирать, найти свой путь в этой неразберихе. Психея достигает в своем развитии стадии избирательности. Второе задание Афродиты заключается в требовании принести богине моток шерсти «овец, покрытых золотым руном». Овны, свирепые и страшные, (символ Императора, это на самом деле отважные животные, живущие высоко в горах), символизируют солярный (солнечный) принцип. Они свирепы днем, как палящее солнце, символизируя маскулинную ярость. Тростинка, нашептавшая Психее о том, как поступить, представляет Овнов как разрушительные магические силы. Тростинка запретила ей подходить к Овнам пока светит солнце и на Овнов нападает бешенство всех кусать и бодать, и предложила подойти к ним ночью, чтобы состричь немного шерсти. Состричь шерсть, получить прядь волос, вспомним еще обритого Далилой Самсона, лишившегося своей силы. Отсриженный клочок шерсти символизирует «кастрацию» маскулинности, лишение потенции. И Афродита ждет-не дождется, что солярные Овны разорвут в клочья нахальную девчонку, покушающуюся на святое. Тростинка, связанная с «нижними водами земли», с бессознательным, с водой, противоположностью солнца Овнов, откуда она берет умение быть гибкой и упругой, предает Психее растительную мудрость роста. Полдень не вечен, говорит тростинка, придет ночь и маскулинный принцип сблизится с феминным. С заходом солнца наструпает время любви, и Психея получает без боя шерсть золотых Овнов. Стало быть, чтобы вступить в любовные отношения с маскулинным принципом, феминности надо слушать свои инстинкты. Следуя ночным путем выжидания (мудрость роста), она получает то, что ей нужно от мужчин (Овнов) добровольно. Правильным подходом феминнотси к маскулиности является не борьба, а установление контакта, любовь. Психея противопоставлена Медее и Далиле, жестокостью и силой отобравших волосы Самсона и Золотое Руно. Третий раз Афродита отправляет Психею наполнить кувшин водами источника, питающего подземные реки Стикс и Коцит. Источник тот находится высоко в горах и охраняется драконом. На счастье Психеи в небесах появляется Орел Зевса и выполняет поручение богини. Мотив получения живой воды. Источник, спускающийся с высоких гор в подземное царство, наверное, обладает особой силой, объединяя высшее и низшее. Афродита считает, что круговороту этой воды ничто не сможет помешать, даже ее часть не может быть помещена в сосуд, однако, ошибается. Течение жизни (источник) невозможно (казалось бы) ограничить, однако, тело Психеи, как волшебный феминный сосуд принмиает в себя этот поток, и обеспечивает ему покой и стабильную форму. Придать жизни зримые очертания — дать духу форму и обозначить его границы. Поток живой воды видится юнгианцам как маскулинный принцип оплодотворения, проникающий внутрь с целью зачатия. Психее необходимо принять в себя этот поток, и удержать в себе. Данное формообразующее и ограничивающее свойство является основой принципа индивидуации, который и воплощает Психея. Орел, доставший для Психеи воду, также олицетворяет маскулиный принцип Духа, с которым Психея может взаимодействовать, потому что выполнила первые задания и «подружилась» с маскулинностью, познакомилась с ней ближе и может с ней взаимодействовать с ней на уровне Духа. В мифах и волшебных сказках бывает три задания. Но этот миф, наверное, для радости К.Г. Юга с его четверицей, означающей целостность ( или крест) имеет четвертое задание. Принцип индивидуации по Юнгу включает формулу три плюс один. Таково, отличное от трех предыдущих, четвертое задание. Его Психее надо выполнить самой, без волшебных помощников. Продолжение об этом задании следует. Ваша Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|