Травма и душа: внутренний "мучитель"

Как в мифологии и сказках, так и в структуре травмированной психики детская часть, олицетворяемая образом ребенка (см. статью «Образ ребенка»), представляет угрозу для защитной системы самосохранения. Это достаточно мощная, властная и ригидная часть личности противостоит всему новому и отвергает любые изменения.

Система сохранения психики формируется как ответ на травму, в результате чего она подчиняет себе личность. В детстве она функционирует как защита от распада и разрушения, однако поскольку она противится любому развитию и изменению, в конечном итоге внутренний «убийственный патриарх» по Юнгу препятствует всякому изменению, включая исцеление в аналитической работе.

В своей книге «Травма и душа» юнгианский аналитик Дональд Калдшед ссылается на данные ранних наблюдений за младенцами, которые подтверждают факт расщепления либидо и агрессии в результате травмированной привязанности. В результате агрессия, которая  при нормальном развитии служит для защиты от внешней угрозы, направляется вовнутрь и «атакует» потребность в отношениях как фактор, угрожающий стабильности, достигнутой за счет расщепления.

Травма и душа внутренний мучитель

Защитная система психики: личный ад

Для иллюстрации действия защитной системы психики Калдшед использует яркий образ  дантовского ада с его параноидным ландшафтом. Чтобы исцелиться необходимо мужество для спуска в преисподнюю и встречи со своим внутренним демоном.

Сначала внутренние демоны выступают защитниками ребенка при множественной травматизации, однако по мере взросления они набирают силу и приобретают все больших контроль над личностью, усиливая чувства гнева и разочарования.

Расщепление в младенческом возрасте выражается в том, что тело становится контейнером (вместилищем) для отщепленного «плохого» аффекта, а сознание становится обителью только для «правильных» мыслей. С одной стороны такая защита уберегает психику от осмысления непереносимого переживания, с другой – невротическое страдание становится постоянным.

Отщепленные части личности, как «невинные детские», так и «агрессивные» проявляются в материале сновидений и фантазий клиентов, переживших травму.

Что примечательно, в психоанализе эта зловещая внутренняя часть по-разному обозначалась в различных теориях:

У Фрейда – влечение к смерти.

У Биона – «атака на связь».

У Кляйн  - садистические импульсы по отношению к груди.

У Винникота – «примитивные защиты при ранней травме».

У Фордхама – архетипические зашиты Самости.

У Пинкола-Эстес – «внутренний хищник».

Дит стремится полностью починить себе сознательное Эго, используя для этого искажение реальности. По этой причине жизнь пациентов, переживших систематическую детскую травматизацию, представляет собой постоянное вписывание реальности в привычный сценарий «невинная жертва/злодей».

О терапии травмы

Как и произведение Данте, исцеление в аналитическом контакте начинается с нисхождения в ад, на входе которого расположена надпись «Оставь надежды всяк сюда входящий…»  В нашем случае это означает, что для исцеления необходимо вступление в область настоящей боли и отказ от прежних ложных надежд, которые до этого питали личность. Для того, что бы справиться с бесконечно повторяющимися страданиями в аду, необходим рост участия сознания в процессе анализа.

Следует отметить, что согласно Юнгу и Фрейду, многократно повторяющееся «невротическое» страдание отличается от подлинного переживания боли, которое содействует индивидуации (развитию).

Как писал сам Юнг в своем эссе «Психотерапия и жизнь», психотерапевтической целью является не перевод клиента в какое-то невероятное состояние счастья, а укрепление его духа, обретение способности встретиться со страданием. Часто за невротическим страданием скрывается естественное, которое люди, по мнению Юнга, не желают претерпевать.

Вечное «невротическое» страдание вызывается не внешними факторами, а скорее подпитывается изнутри. Постоянное страдание принимает форму тяжелой депрессии, которая может быть также понята как нехватка истинной любви.

Человек не решается полюбить кого-то искренне, не в симбиозе, не поглощая другого и не используя его как свое нарциссическое расширение для укрепления самооценки. Искренняя любовь – это встреча с непредсказуемостью и риском потери, которая непереносима для травмированной личности.

В результате внутренняя система сохранения атакует связи между эмоциями и мышлением, разрушает его способность чувствовать. Ограждая от осознания подлинной боли, она предлагает взамен вечное, но привычное невротическое страдание в «личном аду».

В связи с этим терапия выстраивается на том, чтобы клиент смог в итоге встретиться со своей подлинной болью и совершить ту необходимую «работу горя», о которой писал еще Фрейд, т.е. отгоревать свои душевные потери, включая утрату любви, ложных надежд и т.д. При этом аналитик выполняет роль спутника, медиатора сильных аффектов (переживаний). Его помощь позволяет пройти через работу горя и не впасть в отчуждение, описанное Джоном Боулби, автором теории привязанности. Согласно его мнению и результатам наблюдения за детьми, процесс горевания не сменялся холодным отчуждением у тех детей, которые имели поддерживающее окружение.

Более подробное рассмотрение терапии травмы и символической иллюстрации будет продолжено в следующей статье.

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможны ли изменения личности в результате терапии?
  • Часть 5. Психологический портрет травмированной личности
  • Терапия субличностей. Внутренний Критик - защита от боли
  • Невротическое развитие личности
  • Невротическое залипание [Невротический тип личности]
  • Когда страдание это образ жизни.
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Как быть, если жизнь - сплошное страдание
  • Часть 2. Внутренняя работа психики после травмирующего события
  • Примитивные защитные механизмы психики - от детства к пограничной организации личности и психозу
  • Как меняется личность в результате психотерапии
  • Страдание от любви
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Иммунная система психики (кратко)
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития. 1 часть
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития (2 часть)
  • Психическая травма в результате медицинской помощи
  • Жизнь есть страдание?
  • "Я в порядке?" или Принять свое страдание
  • Жизнь есть страдание (с) Будда
  • Тренировка психики: виды и категории упражнений, система тренировки
  • НЛП по вторникам. Рассказ о «Хорошо сформированном результате» это уже 4 часть
  • НЛП по вторникам. Вашему вниманию рассказ о «Хорошо сформированном результате», уже часть 5
  • Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 2
  • Безмолвное страдание. О происхождении депрессии.
  • Невротическое состояние. Что делать?
  • Интенсив "Искусство быть с Другим +": невротическое
  • Идея, которая служит опорой, но на самом деле замещает мою жизнь! Часть 1.
  • Каким образом литературное произведение отражает структуру психики его автора?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь