|
Каким образом литературное произведение отражает структуру психики его автора?Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Дорогие друзья, описывая юнгианский алгоритм интерпретации рисунка, я говорила о четырех функциях сознания, выделенных К.Г. Юнгом и их круговороте в процессе интерпретации. И, вот сейчас у меня в руках прекрасная книга Э.Эдингера «Юнгианский комментарий к роману "Моби Дик" Г.Мэлвила». Я готова представить вашему вниманию обзор главы из этой книги, иллюстрирующей то ли «фокусы» нашего бессознательного (бессознательного Мэлвила), то ли «притянутые за уши» ассоциации по определению ведущей и подчиненной функции у автора этого произведения. Решать вам. Но сделано это красиво! Таким образом, мы имеем возможность расширить сферу нашего анализа от рисунков до сновидений и других произведений творчества. Насколько же произведение может отражать внутренний мир его создателя? «Психологический метод отличается от литературного или ученого метода. Он не особо интересуется размещенем литературных или культурных источников темы или образа, он рассматривает свой предмет, в данном случае роман «Моби Дик» как манифестацию души и старается понять душу через изучение ее манифестации. Это строго эмпирический и феноменологический метод, который считает произведение искусства естественным организмом, живым психическим продуктом автономного воображения, а не предметной выдумкой сознательной воли», - пишет Э. Эдингер. Надо сказать, что вся книга, представляющая комментарий к этому роману, заслуживает пристального интереса глубинных психологов, сегодня я представлю то, что близко по теме к анализу рисунка. Итак: «Пророчествующий идол Квикега Йоджо сообщил, что выбор корабля должен быть сделан Измаилом совсем без посторонней помощи. Это ключевой момент: эго обязано сделать осознанный и ответственный выбор. Измаил выбирает китобойное судно «Пекод».Название корабля происходит от индейского Pequot (пекоты) – названия племени в штате Массачусетс, которое было сильнейшим в годы прибытия первых поселенцев-пуритан. Название переводится как «разрушитель, истребитель» – подходящее название для корабля, команда которого стремится убить Моби Дика. (Интересно отметить, что Персей, с которым китовые охотники позднее тоже были связаны, также означает «разрушитель» Таковы коннотации имени корабля – корабля, тяжело загруженного горькой жаждой первобытного человека отомстить за жестокие зверства христианского сознания».[Э.Эдингер Юнгианский комментарий к роману «Моби Дик»]. «Путешествие начинается в Рождество, которое суть нынешняя форма многовековой традиции празднества зимнего солнцестояния. Календарная символика сочетается здесь с символическим значением путешествия. Зимнее солнцестояние, задолго до рождения Христа, отмечалось как день рождения Солнца. В этот день, самый тёмный в году, старое солнце достигает своей низшей точки, и новое солнце, новый свет, рождается из темноты и из смерти старого.Это явление природы отражает гибель старого правящего психологического принципа и рождение нового. В христианской символике Христос есть новое солнце, приносящее спасение. Рождественское отплытие «Пекода» предполагает, что центр драматического действия смещается от одной принципиальной фигуры к другой. До этого момента центральной фигурой повествования был Измаил, отождествляемый с эго; теперь же и до конца книги в центре внимания будет находиться капитан Ахав. Измаил остаётся рассказчиком, но занимает уже подчинённое положение. Ахав – это новорождённое солнце, новый динамический принцип, вышедший из бессознательного, чтобы направлять предстоящее плавание».[Там же].«В 26-й и 27-й главах в действие включается руководящий состав «Пекода». Это четыре человека: капитан Ахав, первый помощник капитана Старбек, второй помощник Стабб и третий помощник Фласк.Они представляют собой четвертичную иерархическую структуру предложенных Юнгом четырёх типологических функций.Порядок рангов руководителей «Пекода» отражает относительную развитость психических функций, представляемых каждым их этих четырёх моряков.Ахав, как капитан, выступает за ведущую функцию – мышление, что мы увидим позже, после того, как исследуем трёх его подчинённых.Первым помощником капитана является Старбек. Он представляет собой вспомогательную функцию. Старбек – реальная фамилия известного в Нантакете состоятельного семейства капитанов-китобоев. Отсюда ассоциирование фамилии с твёрдостью, ответственностью, успешностью. Это подтверждается в описаниях Старбека Мелвиллом:«Он походил на ожившую египетскую мумию, готовый с неизменной стойкостью переносить всё, что ни пошлют ему грядущие столетия; ибо будь то полярные снега или знойное солнце, его жизненная сила, точно патентованный хронометр, была гарантирована на любой климат… это был надёжный, стойкий человек». (Глава 26)Иными словами, психическая функция, которую представляет Старбек, хорошо развита, хорошо адаптирована и дифференцирована. Но что это за функция? Следующий отрывок даёт нам ответ:«И тем не менее, при всей его непреклонной трезвости и стойкости духа были в нём иные качества, тоже оказывавшие порой своё действие, а в отдельных случаях и совершенно перевешивавшие всё остальное. Постоянное одиночество в бурных морских просторах и редкое для моряка внимательно-благоговейное отношение к миру развили в нём сильную склонность к суеверию; но то было суеверие особого рода, идущее, как это случается у иных, не столько от невежества, сколько, напротив, от рассудка. Он верил во внешние предзнаменования и внутренние предчувствия». (Глава 26)Вера во внешние предзнаменования и внутренние предчувствия суть маркеры интуитивной функции.Старбек – осторожный человек. Его отец и брат были убиты во время охоты на китов (что связывает Ахава, который живёт воспоминаниями о причинённых при встрече с китом увечьях, и Мелвилла, который потерял своих отца и брата). Реакция Старбека на эту трагедию трезва, практична:«Я нахожусь здесь, в этом грозном океане, чтобы убивать китов для пропитания, а не затем, чтобы они убивали меня для пропитания себе». (Глава 26)Это свидетельствует о высоком уровне развития функции, презентуемой первым помощником, то есть интуиции.Стабб является третьим в команде руководителей «Пекода». Он «весёлый, беззлобный, беззаботный» человек. Мысли о смерти, если таковые у него появлялись, легко рассеивались после хорошего обеда. Он заядлый курильщик и:«…подобно тому, как во время холерной эпидемии некоторые ходят, прижав ко рту пропитанный камфарой носовой платок, точно так же, быть может, и табачный дым служил для Стабба своего рода дезинфицирующим средством против всех человеческих треволнений». (Глава 27)Это описывает ощущение как относительно неразвитую функцию; ему необходимо иметь хороший обед и набитую табаком трубку, чтобы поддерживать нормальную связь с жизнью. По ходу повествования Ахав делает замечание о Старбеке и Стаббе: «Вы два противоположных полюса одной и той же вещи. Старбек – это Стабб наоборот, а Стабб – перевёрнутый Старбек». Это наблюдение соответствует психологическому факту, что ощущение и интуиция – противоположные полюса способности восприятия.Фласк, третий помощник, по рангу является последним из четырёх, и, следовательно, по нашей схеме, представляет подчинённую, то есть менее развитую функцию. И потому описание его личности весьма краткое: подчинённая функция, будучи в значительной степени бессознательной, всегда очень трудна для понимания и описания её своим обладателем; она остаётся довольно расплывчатой и несформировавшейся. Нам только сообщается, что Фласк:«…низкорослый, тучный молодой человек, настроенный крайне воинственно по отношению к китам, словно он считал могучих левиафанов своими личными и наследственными врагами и полагал для себя делом чести убивать их при каждой встрече». (Глава 27)Через личную оскорблённость, требующую возмездия, говорит примитивная, неразвитая чувствующая функция. Эмоциональный Фласк кажется вызывающим кита на дуэль, чтобы восстановить свою попранную честь. Как Ахав, он был оскорблён и стремился как бы отомстить, хотя жажда мести у Фласка – не более чем бледная тень того же чувства у капитана Ахава.Мы можем обрисовать личность Мелвилла через командный состав, который писатель придумал для «Пекода»: мышление – ведущая функция Мелвилла; интуиция – его хорошо развитая вспомогательная функция; ощущение – довольно слабо развитая третья; и чувство – его четвёртая, подчинённая, недифференцированная функция.«Моби Дик» демонстрирует поразительное отсутствие дифференцированного чувства. Примечательно, что роман не содержит значительных женских (анима) фигур! Личные отношения Мелвилла были соответственно неустойчивыми. Точно так же его третья, сравнительно неразвитая функция ощущения была, очевидно, проявлена в его зыбком, непрочном отношении к реальности, требующем поддержки со стороны родственников.Мелвилл замышляет плавание «Пекода», чтобы изобразить путешествие одинокого, изолированного индивида в собственных глубинах». [Там же.] Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь доступа к вашим скрытым возможностям! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|