Дети и пространственные представления.
Пространственные представления важная составляющая психической деятельности человека.
Они по словам Леонтьева А.Н. образуют «ось координат», посредством которой человек воспринимает окружающую действительность и выстраивает свой индивидуальный образ мира.
Действительно понятие «верх-низ», «право-лево», «впереди-сзади» и др. помогают нам интегрировать наши ощущения, восприятие мира в целостную картину.
Восприятие пространства начинается практически с момента рождения младенца.
Первый этап развития пространственных отношений идёт через телесные ощущения младенца. Ощущения боли, дискомфорта, голода-сытости, мокро-сухо, тепла и холода, а также через соприкосновение с другими людьми или предметами способствуют формированию соматогнозиса (восприятия своего тела).
Дети с нарушением в развитии соматогнозиса часто имеют проблемы в саморегуляции, очень подвижны, гиперактивны. Когда такой ребенок вынужден сидеть спокойно, неподвижно, он перестаёт себя ощущать, воспринимать свое тело, руки, ноги, туловище. Что бы представить себе, что чувствует такой ребенок, вспомните себя сидящего и лежащего неподвижно некоторое время. Пропадает ощущение рук, ног. Мы вынуждены ими шевелить, для того что бы чувствовать.
А эти дети так живут с нарушением восприятия своего тела.
Следующий этап развития пространственных представлений у детей – это взаимодействие с внешним миром за счёт органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Ребенок манипулирует предметами, взаимодействует с ними и таким образом понимает что такое «далеко-близко», «высоко-низко», «над-под» и другие понятия.
Порядок формирования пространственных представлений такой:
- сначала формируются представления по вертикали «вверху-внизу»
- затем представления по горизонтали «к себе – от себя»
- третий уровень формирования пространственных представлений «право-лево»
- последним формируется представление «сзади, за мной»
Следующий этап – вербализация пространственных представлений. Это прежде всего все предлоги и приставки, окончания, сравнительные категории, языковые конструкции и модификации при употреблении творительного и родительного падежей.
Все этапы развития пространственных представлений протекают нелинейно, опосредованно через активное взаимодействие с миром.
И это наверное главное условие нормального развития пространственных представлений.
Ребенок до трёх лет должен активно взаимодействовать с миром, ударяться и падать, лазить вверх и спускаться вниз, качаться и прыгать. Висеть вниз головой, кидать и ловить предметы, ходить по бордюрам , прыгать через лужи, перешагивать через канавы. Это должно быть естественно, спонтанно и весело.
После трёх лет можно вводить пространственные игры с правилами. Это «Жмурки», «Пятнашки» и «Салки», «Прятки», «Вышибалы». Очень полезны игры со скакалкой, мячом.
Есть специальные пособия для развития пространственных представлений: кубики Коса, блоки Никитиных, конструктивные треугольники. Они подходят для старших дошкольников и младших школьников.
У детей с нарушением формирования пространственных представлений могут быть проблемы в формировании мышления, памяти, внимания, речи.
У них замедляется процесс формирования межанализаторных связей.
Могут наблюдаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации, несформированность чувства ритма, нарушением пространственного ориентирования.
У таких детей снижена способность к созданию новых творческих образов, проще говоря, им трудно придумывать и воплощать новые творческие образы и идеи.
Могут быть проблемы обучения в школе, такие как дислексия, дисграфия, дискалькулия.
Приложение.
Возрастные показатели развития пространственных представлений у нормально развивающихся детей
От рождения до 1 года - возникают самые элементарные формы ориентировки в пространстве. Генезис этих форм тесно связан с развитием сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося све¬дения осей глаз на предмете. - к концу первого года жизни он может действовать в близком про¬странстве, отражать расстояние до предмета, определять его местона¬хождение.
От 1 года до 3 лет - научившись ходить, ребенок быстро осваивает «пространство пути», но передвижение еще не дает ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета; - появляется способность ребенка ориентироваться в пространстве по образцу и по слову; - к концу второго года жизни дети соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, но затрудняются в их сложении. После показа успешно справляются.
3 – 4 года - конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Эти представления связаны с движениями самого ребенка в данном направлении; - последовательность в усвое-нии «пространственной терминологии». В речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под».
4 – 5 лет - уже вычленяют, по крайней мере, два пространственных признака: направление и место изменения пути (повороты), иногда и расстояние; - различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо; - могут не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самих себя; - к 5 годам ребенок уже спосо¬бен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизон¬тальные и вертикальные линии, но довольно долго дети дошкольного возраста лучше владеют вертикальными линиями, а не горизонталь¬ными; - слова «справа», «слева», употребление которых долго ограничивается ситуацией различения своих рук. Лишь иногда появляются предлоги «между», «над», «напротив».
5 – 7 лет - описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам, точно обозна¬чающим пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за этими словами еще нет подлинного понятия о пространстве. Только дети, владеющие более дифференци¬рованным активным словарем, в состоянии восстановить цельную «кар¬ту пространства» и «карту обозрения»; - уже могут ориентироваться в направлениях и с позиций другого человека. Осознание направ¬лений «вправо-влево» представляет большие труд¬ности, чем различение. направлений «вперед-назад», «вверх-вниз»; - более гибкое использование элементов грамматического строя речи в процессе пространственной ориентировки; - уровень развития пространственных представлений, сложивший¬ся у детей к семилетнему возрасту, еще не позволяет им правильно ориентироваться в каждой новой ситуации. Дифференцировка про¬странственных сигналов для детей трудна. Трудностью дифференцировки пространственных признаков и отношений можно объяснить наличие ошибок в письме и математике (при написании графически сходных букв и цифр и т.д.).
Школьный возраст - происходит накопление пространственных представлений и становление связи между ними, начинают образовы¬ваться связи между пространственными и количественными представ-лениями, продолжается работа по дифференцировке пространствен¬ных признаков и отношений. Приходят в полное соответствие связи между образом и словом
Если у Вас есть вопросы по теме статьи Вы можете их задать в WhatsApp +79032914232, ВКонтакте или по электронной почте [email protected]