|
Взаимосвязь пространственных и временных представлений с позиции детской нейропсихологииАвтор статьи: Зашихина Виктория Викторовна
Формирование умения воспринимать пространство складывается из многих моментов. При нейропсихологической диагностике обращают внимание прежде всего на умение различать правую-левую стороны относительно себя, понимать правую-левую стороны у других людей. Также важным является умение видеть объём предметов, что отражается в рисунках куба, стола или при копировании рисунка "Дом". Несформированность пространственных представлений отражается также и при написании слов, когда ребёнок меняет местами буквы в словах, и в математике, когда ребёнок долго усваивает разрядность чисел, особенно в многозначных числах. Несформированность пространственных представлений проявляются и в других пробах, в том числе связанных с представлением о времени: датах, днях неделях, о текущем времени. У детей наибольшие трудности возникают при понимании времени на круглом циферблате, хотя время на электронном циферблате воспринимается гораздо легче. Умение понимать время по часам со стрелками основывается именно на пространственном восприятии расположения чисел на круге. На электронных часах цифры написаны в ряд и сразу представляют часы и минуты. На циферблате требуется видеть отдельно часовую и минутную стрелку, помнить, что цифра 4 может соответствовать 4 и 16 часам и 20 минутам. Расположение стрелок между цифрами также несёт определённую информацию, и если часовая стрелка расположена между цифрами 5 и 6, то мы не можем сказать, что "сейчас ровно 5 часов" или "ровно 6 часов". Восприятие информации на круглом циферблате поможет ребёнку понимать дроби: что такое половина, четверть, треть, сколько будет, если сложить две половины или две четвертины и т.д. Пространственное понимание круглого циферблата и расположение стрелок на "слепом" циферблате является одной из проб во взрослой нейропсихологии. При тестировании детей можно попросить назвать текущее время, предлагая посмотреть на настенные часы. И, к сожалению, дети даже во 2-м или 3-м классе порой не могут сказать, сколько сейчас часов и минут. А понимание времени должно быть у ребёнка уже в первом классе. Также умение определять дату по календарю требует восприятие пространства: надо видеть колонки и ряды в таблице дат, которую мы традиционно используем для составления календаря, уметь находить месяцы, дни недели, сегодняшнюю дату. И ребёнок порой теряется, если попросить назвать текущую дату, даже если перед ним находится календарь. Это один аспект из того, как переплетаются пространственно-временные представления. И формирование умения понимать текущую дату и текущее время помогает развивать зоны мозга, связанные с пространственными функциями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|