|
"Мифотерапия". Зачем и как понимать мифы.Автор статьи: Синицына Анна Александровна
Читать мифы, сказки и распознавать их в своей жизни – умение, которое может помочь человеку развить в себе «внутреннего наблюдателя». Каждый человек стремиться посмотреть на свои переживания как бы со стороны, чтобы понимать про себя больше – что с ним происходит, что и почему он переживает в настоящий мо мент. Это умение – отстраниться и наблюдать можно и нужно развивать в себе, чем мы и занимаемся на наших группах. Работать с мифом – интересная и не всегда простая задача. Только, когда слышишь уже готовую интерпретацию мифологической истории, кажется, что всё понятно и тогда миф можно связать со своей реальностью. Но сталкиваясь с новым мифом, каждый раз понимаешь, что ничего не понятно и нужно творчески углубиться в историю, чтобы её расшифровать. Сказки и мифы используют особый язык – это язык, который не имеет словаря. Этот универсальный язык нашего бессознательного имеет общечеловеческий психический источник, названный Юнгом К.Г. коллективным бессознательным. Например, в некоторых древнегреческих мифах есть такой символ - «золотое яблоко. «Золотые яблоки Афродиты» помогли Гиппомену вызвать любовь Атланты в мифе «Три яблока Афродиты». Почему именно яблоки используются в мифе для привлечения внимания давшей обещание безбрачия Атланты, а также внимания читателя? Может быть потому, что яблоко, как символ, имеет столь разнообразные и сильные значения (от яда до рая), вместе образующие сложную целостность. Яблоко, шар, круг часто отзываются у нас как образы целостности, мироустройства, чего-то значительного. А золото, для большинства, довольно однозначный символ - ценности, чистоты, солнца. Поэтому «золотые яблоки» были выбраны для придания особой значимости и ценности того, что богиня хотела донести до Атланты и вызвать интерес. Таким образом, понимать о чем миф может каждый благодаря универсальности языка бессознательного. Работать с мифом можно в разных плоскостях. Возьмем, к примеру, известный миф про красивого юношу Нарцисса, который безответно влюбился в своё отражение в воде и погиб от этой мучительной любви. Первая, наиболее очевидная плоскость – миф как реальность. Каждый из нас может представить ежедневное самолюбование в зеркале и здесь миф созвучен с реальной жизнью: самолюбование – известный всем факт. То есть речь в мифе о самолюбовании. Нарцисс влюбляется в своё отражение, думая, что это другой человек, что, конечно уже сложнее представить в реальной жизни. Здесь нужно абстрагироваться от написанного и вообразить – как это может переживаться, что значит «влюбиться в другого, хотя это я», «влюбиться в другого, но в себя», где может иметь место подобная влюбленность в реальной жизни? Она может переживаться в жизни, когда мы упоительно рассказываем о достижениях или качествах другого человека, как будто это имеет к нам отношение; или влюбляемся в человека, в котором особенно ценим то, что хотели бы видеть в себе; еще подобная любовь всегда присутствует в любовании своими детьми и т.д. Абстрагируясь от непосредственного значения «влюбился в своё отражение» и подбирая для этого реальный образ можно понять - о чем идет речь в мифе: мы, как и Нарцисс, не осознаем в подобной любви к другому - восхищения самим собой. И третья плоскость, когда события в мифе настолько усилены, что кажутся не реальными. Такие преувеличения направлены на то, чтобы вызвать сильные чувства. Например, яркий момент мифа о Нарциссе, когда он умирает от своей любви. Конечно, такое событие в реальности большая редкость). Какие же чувства возникают, когда мы представляем умирающего Нарцисса? Можно даже представить себя этим юношей, проводящим дни в напрасном любовном томлении, пассивно наблюдающим за тем, чего нет, не слышащего и не видящего ничего вокруг, кроме несуществующего другого …. Какие чувства возникают? Возможно, это чувство бессмысленности, зацикленности, безысходности, скуки, желание встать и уйти... Если сложить всё воедино и представить жизнь этого человека, то она будто «мертвая». Он не живет, а любуется тем, что бессмысленно, чего нет на самом деле. И тогда эпизод смерти Нарцисса становится понятнее – как лишенная смысла «мертвая» жизнь. В итоге, миф о Нарциссе приобретает узнаваемые очертания, которые действительно ярко отражают такой психологический рисунок: человек, поглощенный поиском себя в других, ведет бессмысленную, «мертвую» жизнь. Хотелось бы добавить, что в этом мифе была постоянно находящаяся рядом с Нарциссом нимфа Эхо, которая искренне любила юношу, но он оттолкнул её. Вероятно, образ Нимфы несет потерю Нарцисса, которая могла бы спасти его. Для нас – исследователей мифа, эта часть может обозначать потерю, которую необходимо найти в бессмысленной нарциссической жизни, найти любовь, эрос, энергию, не замкнутую на себе. Таким образом, читая миф о «Нарциссе», для его понимания, осмысления, интерпретации и переноса в реальность мы использовали: непосредственные значения текста, подбирали образ из реальной жизни, абстрагируясь от текста и обозначали чувства, вызванные особенно не реалистичными эпизодами мифа. Ценность работы с мифом в том, что он может показать наши переживания в более собранном, целостном варианте, а мы можем распоряжаться этим «золотым яблоком» по своему усмотрению. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|