Что такое эмоциональное насилие?

В моей работе очень часто возникает вопросы про границы. Я даже больше скажу, почти все, кто ко мне приходят, рассказывают о проблемах в построении здоровых границ в отношениях.

С кем, как, на какой дистанция я хочу быть. Как находить баланс между своими потребностями и желаниями - и желаниями других, значимых для меня людей.

С кем-то ближе, с кем-то формально, с кем-то вообще никак не хочется общаться. Наши чувства позволяют нам ориентироваться, ГДЕ именно проходит граница, за которую я не хочу пускать именно этого человека.

Но я раз за разом понимаю, что многим это не удается понять и почувствовать.

И люди оказываются в таких ситуациях, когда их уже корежит от дискомфорта, но сказать "НЕТ, мне это не подходит" они просто не в состоянии. Как и не в состоянии оказываются выстроить свою жизнь таким образом, чтобы в ней было комфортно прежде всего им самим.

Мы оказываемся в неприятных, невыносимых ситуациях и такой же невыносимой становится со временем наша жизнь.

Вот только один пример.
Девушка из сочувствия предлагает своей знакомой пожить какое-то время у нее, пока та не найдет себе подходящее жилье. Проживание затянулось до нескольких месяцев. Знакомая искать квартиру не особо собирается, пригласившая сторона страдает от невозможности побыть в собственной квартире наедине и отдохнуть, а также от круглосуточного присутствия в своей жизни малознакомого человека... Поговорить и обозначить сроки (временные границы) не может. Стесняется и боится. И жить уже так невыносимо.

Отчего так происходит? 
Почему не были расставлены границы, не были обговорены сроки, напрмер?
Откуда берется стыд и страх заявить о своих потребностях, о своих правах, желаниях?

Ответ часто в нашем детстве, в том, как с нами обходились люди, которые нас воспитывали и которые своим отношением к нам служили примером. 
Примером, КАК мы будем относится к самим себе.

Поскольку теперь уже я, во взрослом возрасте (!) считаю, что норма ТАК со мной обращаться.

  • Норма душить в себе слезы, потому что "Да сколько ж можно плакать!".
  • Норма обесценивать свои достижения и изменения, потому что " Ой, подумаешь, другие вон, бегают/читают/считают гораздо быстрее, чем ты".
  • Норма жить на износ, не давая себе никакого отдыха - "На том свете отдохнем".
  • Норма постоянно себя улучшать и переделывать.
  • Норма терпеть, страдать от дискомфорта, приспосабливать себя постоянно под потребности и желания других людей.

Этот внутренний насильник теперь живет внутри нас и запрещает нам:

  • Жаловаться и канючить.
  • Быть кому-то неудобной (живой).
  • Считать себя вполне симпатичной, красивой.
  • Уставать, недомогать.
  • Бездельничать (на самом деле элементарно почитать книжку и полежать).
  • Ставить себя, хотя бы иногда, на первое место.
  • Быть не идеальной.
  • Переживать разные чувства.
  • И многое другое.

Что такое эмоциональное насилие?

Если про физическое насилие понятно - это нарушение целостности нашего тела, это несложно заметить и почувствовать (сложнее признать, что это насилие).

То с эмоциональным насилием все не так просто. А очень важно понимать, где оно состоялось. Потому-что именно в этом месте наши границы нарушены, а где тонко, там и рвется.

Итак, если вам (ребенком) запрещали: чувствовать и проживать ЛЮБЫЕ ЧУВСТВА столько, сколько нужно по времени и по интенсивности - это эмоциональное насилие.Поскольку вы вынуждены были напрягать и сдерживать себя (не дышать, зажимать мышцы, застывать, терпеть) и, конечно, все эти "умения" человек переносит во взрослый возраст.
Обесценивать причину, вызвавшую чувства ребенка - эмоциональное насилие.

Навешивать на него ярлыки и "определять" какой он - эмоциональное насилие. 
"Петя у нас так себе, а Вася у нас сообразительный, а Нюра спокойная в деда, а Федя истеричный, как моя свекровь".

Вываливать на ребенка информацию, для его возраста не предназначенную:
"Папка-то твой кобель/козел, я так страдаю, разводиться мне или нет?",
"Жить-то как страшно, что в мире творится, пенсионеров убивают";
взваливать на него ответственность за принятые/непринятые решения, выборы - тоже насилие.

  • "Вот была бы ты послушной девочкой, папа бы не ушел",
  • "Если бы не ты, жила бы я сейчас у моря и была бы счастлива, а так вынуждена была институт бросить и с тобой дома сидеть".
  • "Мать и так устает, а еще ты тут со своими выкрутасами!".

Не давать ему поддержку, лишать его права на ошибку, на неустойчивость/нестабильность (в силу возраста), требовать от него быть взрослее, развитей, разумнее, "понимать":
"Ты что, правда не ПОНИМАЕШЬ?! Ты что, это НАРОЧНО?!" - это тоже насилие.

Это важно обнаружить и признать - это было насилие. Они не имели права.

Это не значит, что нужно бежать к своим пожилым родителям и сообщать им, что они насильники. Это ничего не даст и разрушит те отношения, что есть в настоящем.

Это важно для другого...

Только признав, что значимые и важные для меня люди, которые должны были меня защищать и поддерживать, не справились с этим (в силу разных обстоятельств, в основном, поскольку сами были жертвами насилия), а я была маленькой и априори не могла быть виноватой в том, что я живая, чувствующая, не знающая и беззащитная - можно восстановить здоровую границу.

"Я могу быть разной, я не идеальна и достойна любви и хорошего к себе отношения. Я хороша такая, какая я сейчас есть. Я не позволю обращаться со мной неуважительно".

Но для начала нужно признать факт насилия, восстановить и прожить чувства (растерянность, страх, боль, гнев, грусть). Эти чувства будут направлены по нужному адресу - в детство, а не нашим детям, партнерам, подругам и начальникам.

И это лучше делать в терапии, самой с этим почти невозможно справиться, но это мое личное мнение.



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И опять о насилии. Эмоциональное насилие и насилие "добром"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Насилие в бархатных перчатках" Часть 1. Что считать насилием?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь