Психолог друзьям не психолог

ПСИХОЛОГ ДРУЗЬЯМ НЕ ПСИХОЛОГ...

А друг, так и хочется продолжить заголовок. За свою практику и студенческую бытность мне периодически приходилось и приходиться объяснять своим близким, друзьям, знакомым, что я не могу им помочь как специалист. Мы ВНЕ терапевтических границ. Тема границ одна из главнейших в системе координат психологии. Часто это вызывает раздражение, непонимание, сомнение в профессиональной компетенции и обиду со стороны "друзей". 

Был период, когда подобные чувства стала испытывать и я в ответ на очередной запрос со стороны знакомых. 

Как это выглядело:

- Алло! Привет. Как дела?
- Нормально.
-Знаешь, хотела спросить, у меня с мужем (мамой, дочерью, сыном, братом, сватом и.т.д) вышла такая история....... 
ИЛИ:
- Ну вот скажи, что со мной? Что во мне не так?

И знаете, на этот разговор уходит час, а то и больше. И ты начинаешь закипать, ведь тебе звонит друг, а не клиент. С клиентом есть сеттинг, который крайне важен для продуктивной работы и формирования ГРАНИЦ рабочего альянса и всех вытекающих отсюда последствий (отдельная тема), а здесь.... друг позвонил. Ему больно. Ему надо. И главное ключевое свойство - завидное ПОСТОЯНСТВО этой "боли" и "надо". Больно?! Нужна помощь?! Я помогу найти специалиста, который готов помочь. Но это буду не я. Я хочу остаться вне игры. Это по-честному. Люди, которым хватает культуры, такта, самоидентичности, останутся рядом и будут друзьями. А другие...а были ли друзья?

К сожалению, это неосознанный процесс в большинстве случаев. И с этим надо разбираться. Ведь речь о серьезном нарушении чужих границ и размытом представлении о своих. 

Психическая граница личности – это понимание, ощущение себя, как отдельной личности. По сути, это то, как я понимаю — где моё, а где не моё.

Психические границы защищают мою психическую собственность – мои чувства, мысли, намерения, желания, мой стиль поведения, моё мировоззрение, мой выбор, мои установки и убеждения, мою духовную составляющую. 

Из чего состоят эти психические границы? В наибольшей степени из ощущения себя цельной личностью с уяснением того, что принадлежит мне, а что принадлежит другим в ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЕ. Кирпичиками психических границ могут быть слова или бессловесная коммуникация, точно выражающая наше отношение к происходящему.

Кто чаще всего нарушает границы? Тот, кто не ощущает своих собственных границ. Человек, осознающий собственные границы личности, с уважением относится к границам личности другого. И наоборот, чем слабее у человека собственные границы, тем чаще он нападает на границы других. 

Границы личности начинают формироваться в самом раннем детстве. В младенчестве ребёнок не ощущает себя отдельно от матери, но постепенно начинает осознавать себя как отдельное существо. Конечно, в формировании границ большую роль играет семья в которой ребёнок растёт. 

Знакомы ли вам такие фразы из детства: 

— Если будешь возражать мне, я… 

— Делай так, как сказал я, или… 

— Не спорь с матерью. 

— Тебе нужно изменить свое отношение. 

— У тебя нет никаких причин для недовольства. 

Наказывая ребёнка за растущую независимость, родители тем самым приучают его замыкаться в себе. Учить детей дисциплине важно, но дисциплина – это способность к САМОКОНТРОЛЮ, прежде всего.

Вот некоторые ложные мотивы, которые мешают нам установить границы (из книги Генри Клауд, Джон Таунсенд «Барьеры») 

1. Страх потерять любовь или оказаться отвергнутым. Под влиянием этого страха люди говорят «да», а затем внутренне возмущаются этим. Это преобладающий мотив «мучеников». Они дают. чтобы получить взамен любовь, а если не получают ее, то чувствуют себя несчастными. 

2. Боязнь гнева со стороны окружающих. Из-за старых ран и неверно поставленных барьеров некоторые люди не могут вынести, когда кто-то сердится на них. 

3. Страх одиночества. Некоторые люди уступают другим. потому что им кажется, что таким способом они сумеют «завоевать» любовь и положить конец своему одиночеству. 

4. Страх нарушить сложившееся представление о любви. Мы созданы для любви. Если мы не любим, то испытываем боль. Многие люди не могут сказать: «Я люблю тебя. но это делать не хочу». Такое высказывание лишено для них всякого смысла. Они считают, что любить — значит всегда говорить только «да». 

5. Вина. У многих людей уступчивость и готовность отдавать мотивируется виной. Они стараются сделать достаточно добрых дел, чтобы избавиться от внутреннего чувства вины и начать уважать себя. Говоря «нет», они плохо относятся к себе, поэтому продолжают свои попытки «заработать хорошее отношение к себе, во всем соглашаясь с другими людьми. 

6. Стремление «отдать долг». Многие люди получали в своей жизни вещи, за которые дающие заставляли их чувствовать себя виноватыми. Например, родители говорили им что-то вроде: «У меня никогда не было того, что есть у тебя», или: «Помни, ты получаешь не заслуженные тобой блага». Такие люди чувствуют себя обязанными за все, что им дали. 

7. Одобрение. Многие, даже став взрослыми, чувствуют себя детьми, ищущими родительского одобрения. Поэтому, когда кто-нибудь из окружающих чего-то от них хочет, они уступают и тем самым угождают этому символическому внутреннему родителю. 

8. Предположение, что в случае их отказа другой человек может испытать чувство потери. Часто бывает, что люди, должным образом не разобравшиеся со своими собственными потерями и разочарованиями, уступают по причине чрезмерного сочувствия. Каждый раз, когда им приходится отказывать другому человеку, они чувствуют его печаль, и причем чувствуют ее в такой степени, которая тому человеку даже и не снилась. Они боятся причинить боль. поэтому соглашаются.

Еще много можно говорить на эту тему, но самое главное - ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНО ВЫСТРАИВАТЬ И ТРЕНИРОВАТЬ.
 


Просмотров: 461
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 7 причин, почему некоторые люди чувствуют себя лучше и счастливее во время пандемии
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ
  • Границы-1. Ценность собственных границ.
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Люди, "выдавливающие" из себя любовь
  • Страх денег. Чего боятся бедные люди? Как перестать отталкивать от себя деньги
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 2.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 1.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 3.
  • Волшебные границы границ
  • Границы-2. Необходимые составляющие для установления границ.
  • В поисках себя и своих границ. Кто я?
  • Как удерживать свои границы и не позволять другим людям влиять на ваше отношение к себе?
  • 10 причин, почему многие люди не могут найти интересную работу
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.
  • Границы и ощущение Себя
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • Границы личности: иллюзия, "игра ума" или объективная реальность?
  • Почему люди нарушают мои границы?
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Границы личности – то, что позволяет сказать «Я – есть!».
  • Эффект Даннинга-Крюгера: Почему некомпетентные люди не чувствуют свою невежественность?
  • Почему люди не чувствуют эмоции?
  • Бестактные люди, или 10 признаков «дырявых» границ
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Любовь и границы личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь