|
"Прелести"подросткового возрастаАвтор статьи: Танкова Оксана Владимировна
Подростковый период – это переходный период, когда вчерашний ребенок начинает превращаться во взрослого человека, но изменения пошли, а превращения еще не произошло. Изменения идут на всех уровнях: физическом, физиологическом, психологическом. Для взрослой роли, нужны новые качества: принадлежность к своему половому статусу, своей роли в социуме, умение понимать свои разнообразные роли и жить с ними, умение делать выбор, умение самостоятельно жить в этом мире, заботиться о себе, нести за себя ответственность, а в последствии, и за своих детей, семью. Пока у подростка этого не получается, но «период бунтарства» (как его называют) является важным периодом для выработки этих качеств. Подростковый возраст-это возраст, когда формируется собственная индивидуальность ребенка, его жизненные ценности, выявляются профессиональные наклонности, способности. В современном обществе подростковый период помолодел: раньше подростковый период считался от 11-12 лет, сейчас уже называют цифры 9-10 лет – ранний подростковый период. В этот период для подростков характерно: 1) чувство принадлежности к своему полу, а также непонимание форм поведения, свойственных его полу (по Э. Эриксону); 2) стремление равных прав со взрослыми, а значит стремление к самостоятельности и отвержение контроля, помощи взрослых; 3) большое стремление быть принятым в той или иной группе сверстников; 4) осознание того, что взрослые (особенно мама и папа) не всегда правы и могут ошибаться; 5) резкий перепад полярных чувств, качеств личности (только что веселился, а через короткий промежуток времени наступает печаль, отчаяние); Советы родителям: 1) Важно, что было во взаимоотношениях до подросткового периода. В подростковый период дети становятся более скрытными, и рассказывают уже далеко не всё, но, если между родителем и ребенком были доверительные отношения раньше, то по глобальным вещам ребенок будет делиться. Психологами установлено, что, несмотря на интерес к сверстникам, дети обращаются к своим родителям по глобальным вопросам: ценностные ориентации, этические нормы, как выйти из конфликта. Поэтому, функция «надежный советчик» позволяет сохранять мягкий контроль за ребенком, когда Вы в курсе, что с ним происходит. 2) Ни в коем случае, когда подросток чем-то делится, что для Вас неприемлемо, нельзя начинать его ругать, кричать, запрещать. Этим Вы закроете дорогу ребенка к Вам и Вам к нему. Говорите в разгово е от своего лица: «Мне кажется…», «Я бы поступила иначе», «Я не считаю, что ты поступил правильно, но хорошо, что ты ко мне вовремя обратился. Вместе мы справимся с твоей проблемой», «Как ты думаешь, если ты так поступишь, какие последствия будут для тебя, для других людей»? 3) Руководящей роли над ребенком уже не получится. Уже не срабатывают четкие указания, принятие решения за ребенка, наказания (тем более – телесные. Даже сторонник физических наказаний Джереми Добсон указывает, что бить детей можно только до 9 лет). Родителю важно быть в этот период мудрым тренером, который показывает, как можно делать выбор, как учиться нести ответственность, справляться с трудностями, но не делает это за ребенка. Родитель уже не может ходить заступаться перед сверстниками за своего ребенка, но он может учить своего ребенка заступаться за себя самому. Главное, не навязывать свой готовый ответ: «А ты пойди, как дай, что не мужик?», а обсуждать вместе с подростком, как ему приемлемо поступить в данной ситуации. Можно, подростку разрешить делать самому себе покупки одежды. Моя дочь, например, с 12 лет сама себе покупает одежду. Мы с ней оговаривали вначале, что ей нужно купить, в каком ценовом диапазоне, и она покупала и покупает сама. Таким образом, воспитание ребенка в этом возрасте строится на двух важных постулатах: свобода (да, ты вправе выбирать, что делать) и ответственности (ты за свой выбор несешь ответственность). Конечно, не стоит это правило доводить до маразма. Есть вещи, в которых, мы, родители, должны проявлять твердость, чтобы дети не чувствовали: маме, папе безразлично, что со мной будет. 4) Важен личный пример родителей: чем живут, интересуются, как строят взаимоотношения. 5) Популярные в подростковом возрасте разрешения проблемных ситуаций по принципу «обоюдного согласия сторон», где будут учтены права и обязанности обеих сторон, санкции в случае нарушения соглашения. 6) самое главное, что должен чувствовать подросток – это любовь и принятие. Что, несмотря, на его поведение, грубости, нелепый «прикид» - родители его любят (а не его успехи и оценки) и им не безразлично, что с ним происходят. В то же время, им важно, что интересно самому ребенку, а не то, что он должен интересоваться тем же, чем и родители. Советы для подростка: 1) Если у тебя нет взаимопонимания между тобой и родителями, помни, что сейчас развита психологическая служба, и ты можешь обратиться за помощью к психологам, можешь посещать психологические тренинги; 2) очень важно, чтобы у человека было дело, которое ему и интересно, и полезно. Найди себе такое дело, оно приносит много радости; 3) внимательно относись к выбору друзей. Смотри, за тем, действительно ли тебя друг ценит или ты ему чем-то выгоден. 4) в твоем возрасте важен положительный пример взрослого человека. На кого из взрослых ты хотел бы быть похожим? Чем он тебе нравится? Понаблюдай, как он общается, какие у него интересы, какие он совершает поступки и каковы последствия его поступков. 5) Помни: у каждого человека есть выбор, как ему поступить, но и у каждого человека есть ответственность за свой выбор. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|