СУТЬ ПСИХОТЕРАПИИ

СУТЬ ПСИХОТЕРАПИИ

Генеративность является главным феноменом любого процесса развития. Для человека на определённой стадии социализации становится закономерным управлять собственным развитием, используя потенциал генеративного мышления. Именно способность к генеративному мышлению становится показателем личностной зрелости. Зрелая личность опирается на генеративный потенциал творчества. Способность к генеративному мышлению оказывается возможной благодаря появлению на этапе личностной зрелости так называемых мета психических образований, таких как саморефлексия, самоорганизация, саморегуляция и т.п. Благодаря ним человек обретает статус генеративной личности, ориентированной на генеративные решения трудностей, естественным образом возникающих в тестовых ситуациях.

Исследование феномена генеративности как центрального явления личностного развития даёт возможность сделать некоторые важные для понимания сути психотерапевтического процесса выводы. Если принять во внимание то обстоятельство, что генеративность является своеобразным модусом зрелости личности человека, то становится понятной суть разнообразных трудностей и проблем человека. Любая психологическая проблематика возникает только в случае фиксации трудностей. Человек как бы систематически воспроизводит трудности, оказываясь в соответствующих тестовых ситуациях. Вместо того, чтобы осознать и принять вызов, человек в случае психологической проблемы переживает трудности по поводу неспособности сделать выбор и конструктивно действовать в тестовой для него ситуации. Такая фиксация трудностей, как теперь стало очевидным, возможна только по причине блокировки генеративной установки человека и, стало быть, невозможности генеративного мышления. Доминирование личностно незрелых то есть социально опосредованных биоцентрированных форм опыта человека в тестовых ситуациях парализуют его способность к конструктивному генеративному мышлению, что фактически останавливает процесс развития.

Суть психотерапии как раз и заключается в том, чтобы открыть для человека способность к генеративному мышлению в проблемных для него ситуациях. В свете сказанного перед психотерапевтом возникают следующие исследовательские задачи:

- определить характер отношения клиента к трудностям в целом и к актуальной проблемной ситуации в частности;

- понять характер субъектности клиента, его способность к самостоятельному, ответственному и конструктивному поведению;

- изучить опыт преодоления клиентом трудностей в подобных ситуациях;

- исследовать возможность актуализации генеративной установки в исходной проблемной ситуации;

- исследовать опыт и особенности генеративного мышления;

- определиться с возможностью формирования у клиента установки на генеративное понимание и поведение в актуальной проблемной ситуации;

- разобраться в процессах, заставляющих клиента следовать интенциям социально опосредованных биоцентрированных форм (соображения безопасности, комфорта, различного рода "вторичных выгод");

- составить модель желаемого состояния клиента на основании изучения опыта переживания трудностей актуальной проблемной ситуации, и опираясь на мотивацию её изменения;

- создать в психотерапевтическом процессе условия для восприятия и апробирования клиентом модели собственного желаемого состояния.

Исследуя опыт успешного психотерапевтического взаимодействия, обнаруживается следующая закономерность. Поскольку клиент фиксирован на трудностях тестовой ситуации, он очень нуждается в генеративном мышлении, которое эту фиксацию снимает и выводит его на более высокий уровень личностного развития и более качественный уровень жизни. Парадокс в том, что при этом клиент менее всего способен к такому мышлению. И психотерапевт на этапе взаимодействия с клиентом практически берёт на себя заблокированную у клиента функцию генеративного мышления. Генеративное мышление психотерапевта по основным тестовым моментам актуальной для клиента проблемной ситуации осуществляется в форме побуждений и предложений клиенту соответственно думать, чувствовать и действовать. Тем самым мы имеем в терапевтическом контексте известный вариант "зоны ближайшего развития" Л.С.Выготского. Аналогия с педагогическим руководством процесса развития здесь более чем уместна. Я утверждаю, что психотерапевтический процесс опирается на те же самые закономерности, что и педагогический. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с трудностями и проблемными ситуациями. И в первом, и во втором случае во взаимодействии с Наставником трудности преобразуются в обстоятельства творческой постановки задачи и её генеративного решения. И в первом, и во втором случае человек становится и умнее и сильнее, а жизнь его - интереснее и богаче. Генеративная модель в психотерапии, предполагает для решения психологических проблем необходимость создания "зоны ближайшего развития". И именно поэтому эта модель наиболее полно выражает суть психотерапии как управления личностным развитием.



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Этапы успешного преодоления проблемной ситуации
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Выявление проблемной ситуации.
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • 2 причины, по которым люди расстаются. В первом случае правильно, а во втором — зря
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Первичные и вторичные выгоды проблемной ситуации.
  • Упражнение для прояснения и изменения ситуации/состояния.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Работа психолога с клиентом по этапам развития человека.
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Ценности клиента для продвижения в психотерапии, примеры из практики.
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь